Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Бесхозные котельные

15.08.2008
1 января 2009 года заканчивается переходный период реформы местного самоуправления,   но область пока не готова жить по новым правилам

Федеральный закон N 131 "Об основных принципах организации местного самоуправления" - ключевой в государственном устройстве. Есть вертикаль и горизонталь власти. Вертикаль укрепили, что способствовало стабилизации в стране. На горизонталь возложена задача развития, которое должно зародиться в каждой локальной точке: от маленького сельского поселения до промышленного мегаполиса.

Самая уязвимая часть этой системы - село.

1 января 2009 года заканчивается переходный период реформы местного самоуправления, но область пока не готова жить по новым правилам

Федеральный закон N 131 "Об основных принципах организации местного самоуправления" - ключевой в государственном устройстве. Есть вертикаль и горизонталь власти. Вертикаль укрепили, что способствовало стабилизации в стране. На горизонталь возложена задача развития, которое должно зародиться в каждой локальной точке: от маленького сельского поселения до промышленного мегаполиса.

Самая уязвимая часть этой системы - село. За 70 лет коллективизации удалось выбить из людей крестьянскую жилку. Задача реформы - создание крепких хозяйствующих сельских территорий. Причем процесс этот должен идти не сверху, а от земли. Закон, автор которого министр регионального развития Дмитрий Козак, еще на стадии принятия вызвал массу нареканий. В него вносили поправки, назначили переходный период, который заканчивается 1 января 2009 года. Сегодня мы должны говорить о готовности жить по новым, не совсем привычным для советского менталитета правилам повсеместной рыночной экономики. И село здесь не является исключением.

Готовность к новой управленческой системе не только в процедурах, но и в психологии жителя. Его участие в управлении собственной территорией закреплено законом. Это и право, и обязанность, и ответственность гражданина. Готов ли он к своей новой роли? Готовы ли к этому вертикаль и горизонталь власти?

Про землю и собственность

Даже школьные познания государственного устройства позволяют говорить, что каждая муниципальная административная единица должна определяться наличием территорий, населения и собственности. Статьи 50 и 51 ФЗ N 131 гласят: имущество должно находиться в муниципальной собственности.

Время переходного периода должно было использоваться прежде всего для разграничения земель, оформления объектов недвижимости, дорог, подземных коммуникаций и т.д. Закон позволяет расходовать бюджетные средства для содержания объектов только в случае, если эта собственность документально закреплена за муниципалитетами. И здесь возникает главное "но". Упорядочить систему собственности за отведенное время не удалось. 90 процентов собственности не оформлено, не проведено межевание земель.

Причины такого положения разные. Где-то муниципальные районы, в реестре которых находится волею безумных 90-х годов большинство объектов, не идут навстречу поселениям. Где-то сами руководители сельских муниципалитетов не стремятся брать ответственность на себя.

В Аргаяшском районе, к примеру, главы - аргаяшский Виктор Нестеров и дербишевский Зайнулла Сулейманов - ставят вопрос об оформлении собственности с незапамятных времен, но воз не двигается с места. Вопрос упирается в немалые затраты, требующиеся для подготовки к регистрации документов. Сегодня собственность передается муниципалитетам в оперативное управление, что в принципе незаконно (передает ее не собственник, а неизвестно кто).

-- Я нашел 70 тысяч на оформление, - говорит глава Аргаяша Виктор Нестеров, - но теперь боюсь, что всю эту собственность заберет район. В Дербишево глава оформил документацию. Району осталось только зарегистрировать, получить "зеленку" и передать Дербишевскому муниципальному образованию. А район ему показывает фигу. Законно переданного имущества у нас в поселении нет. Прокуратура пыталась на меня "наезжать" по поводу недолжного содержания того или иного объекта. Я показал документы, на основании которых нам переданы объекты в управление, сотрудники прокуратуры развели руками.

Разговор начат не сегодня

Ровно год назад Общественная палата области провела "круглый стол" по проблемам реформы местного самоуправления в сельских территориях. Глава Дербишева Зайнулла Сулейманов поднял проблему оформления собственности, что следует из стенограммы заседания.

-- Такой пример: по нашей территории прошел ураган, которым снесло крыши двух домов. Документы подготовлены, а кто мне должен выделить деньги на ремонт этой собственности? Жилья в собственности у меня нет. Будет ли район передавать сельскому поселению собственность?

Его поддержал глава Бродокалмакского сельского поселения Красноармейского района Михаил Дегтярев:

-- Регистрационная палата должна выдать нам все документы, чтобы у нас были основания для признания этой собственности. Только за детский сад я за-платил в БТИ 18 тысяч рублей. И это лишь один объект, а их у меня 400. Федеральные структуры, не зарегистрировав должным образом объекты, передали их нам, и мы оказались крайними. Это касается и земли. У меня пять тысяч гектаров. Чтобы их размежевать, надо заплатить 400 рублей за гектар. Это минимальная ставка, но доходит и до тысячи. Сегодня поселения бросили на выживание, у нас нет экономической основы. Привлечение инвесторов и создание программ - длительный процесс, а деньги нужны сейчас. Мы не плачем, но работать приходится в тяжелейших условиях.

Начальник управления межбюджетных отношений министерства финансов области Александр Грязев заверил сельчан, что с деньгами на оформление проблем нет:

-- Парадокс в том, что я не видел еще ни одного нормального расчета. Непонятно, сколько нужно денег. В свое время нарисовали 200 миллионов. Стали проверять: оказалось, должно быть меньше. А насколько - никто не знает. Мы не отказываемся помогать. Если это будет неподъемная для области сумма, выйдем на федеральный бюджет. Пока нет элементарных расчетов. Предлагаю в первую очередь заняться именно этим делом.

Обнадеженный заверениями специалиста, Виктор Нестеров тут же кинулся делать расчеты и написал письмо министру финансов Виктории Голубцовой.

-- В ответ получил сообщение, - рассказывает Виктор Васильевич, - что вопрос изучается, когда будет принято решение, нам сообщат.

В результате главы сегодня сами изыскивают средства в надежде, что их им вернут, оформляют техпаспорта. Район вправе распорядиться этой собственностью по-своему. Может передать ее, а может и нет. Хозяин - барин. Как назвать сложившуюся ситуацию: безалаберностью, безответственностью или преступной халатностью?

Надо понять, что это не блажь. Сегодня, в период подготовки к зиме, муниципалитеты сталкиваются с серьезными препятствиями. Они не имеют права вкладывать деньги в ремонт котельных, водопроводов и теплотрасс, если объекты собственности не определены. Где-то эти вопросы решаются, а где-то работа заходит в тупик. Если главы будут вкладывать деньги, в любой момент придет прокуратура и скажет, что они не вправе тратить бюджетные средства на то, что им не принадлежит, глава будет серьезно наказан.

Нет собственности - не за что отвечать

По большому счету, у глав сельских поселений сегодня нет оснований для головной боли. Вопрос передачи имущества - в компетенции районного звена, номинального собственника, имеющего право согласно временному реестру на получение "зеленки". В каком-то смысле так работать даже проще.

-- Закон четко определяет полномочия, и каждый объект должен попасть в ту или иную категорию, - сказал на упомянутом заседании глава Белоусовского сельского поселения Еткульского района Николай Ковалев. - Райсовет должен принять решение о передаче поселению, к примеру, Дома культуры. Если это наша дорога, то, естественно, она передается нам. Вопросов не должно возникать. Просто представительные власти района должны нормально работать и быстро распределять имущество. Принять его - совсем другой вопрос. Примешь скважину или водопровод - областные структуры сразу заставят платить за использование водных ресурсов. Спрашивается, а зачем мне эта скважина? Примем дороги, так на следующий день ГИБДД скажет, что у нас ширина расчистки на 35 сантиметров уже, чем положено. Плати! А у меня в бюджете на это ни копейки.

Не предусмотрели - получили

Все проще с вновь образованными поселениями. Их имущество может быть закреплено за муниципалитетами по областному закону. У нас таких поселений 47. Там район уже не имеет никакого влияния. Для всех остальных отношения не могут регулироваться с уровня субъекта Федерации. По большому счету, имущественную систему надо было упорядочить еще в 1996 году, в период формирования муниципалитетов, когда принималось решение о том, что в сельских поселениях будут проводиться выборы глав. Тогда разграничение земель и имущества можно было провести законом субъекта Федерации. Областная власть не предусмотрела возможности возникновения конфликта. Но это можно сделать и в переходный период, когда еще действуют нормы прежнего закона о местном самоуправлении 1995 года.

Спешите за опытом

Положительный опыт есть в поселении Бродокалмак Красноармейского района. Его глава Михаил Дегтярев удивительным образом умудряется сглаживать острые углы, перешагивать те барьеры, которые для его коллег становятся непреодолимыми. Сегодня Михаил Афанасьевич уверенно заявляет, что 1 января 2009 года он будет продолжать работать так, как сейчас, когда его муниципальное образование уже выполняет все свои 34 полномочия, предусмотренные 131-м законом.

-- Район у нас не держится за собственность, - поясняет Михаил Дегтярев. - Мы приводим имущество поступательно в норму. Если оно бесхозное, запрашиваем федеральную структуру. Через год в суде устанавливаем права муниципалитета на это имущество и оформляем его в собственность. Я уже давно понял: воевать бесполезно. Нужно работать совместно и конструктивно, а не конфликтовать. У нас в Красноармейском районе таких проблем нет ни у одного поселения.

Встреча с вице-губернатором

Несколько дней назад представители Ассоциации сельских муниципальных образований напросились на прием к заместителю губернатора Николаю Рязанову, курирующему этот вопрос. Вернулись очень довольные разговором. Впервые за годы реформы им показалось, что село услышали. До сих пор во взаимоотношениях с другими уровнями власти стояла стена.

Когда формировался общественный совет муниципальных образований (таково требование ФЗ N 131), сельчан не взяли во внимание, несмотря на численное большинство. В руководящий орган вошел только Виктор Нестеров. Все проблемные вопросы можно было бы давно обсудить в рамках этого общественного формирования. Но совет активности не проявляет, правда, собирает взносы со всех муниципалитетов и уже два года обещает провести съезд. Сельские главы ждут его с нетерпением, чтобы высказаться, принять решение и приступить к конструктивной работе.

Николай Рязанов поддержал идею аргаяшских глав по поводу изменения принципа формирования районного Совета. Закон предусматривает вариант, когда представительный орган района формируется из глав муниципалитетов и еще одного представителя. В этом случае у руководителей поселений появляется больше возможностей влиять на финансовую политику района.

Ирина ДУРМАНОВА

Комментарии
Комментариев пока нет