Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Компровизатор

27.09.2008
Аркадий Шилклопер всю жизнь ищет путь к музыкальной свободе

Аркадий Шилклопер - несомненно, одно из главных украшений фестиваля "Джаз на большом органе", который проходит в Челябинске в эти дни. Неоднократный "музыкант года" (по мнению jazz.ru), ведущий мировой исполнитель на валторне и альпийском роге, многократно расширивший возможности этих инструментов. Наконец, композитор и импровизатор. С нашим органистом Владимиром Хомяковым Шилклопера связывает давняя дружба.

Аркадий Шилклопер всю жизнь ищет путь к музыкальной свободе

Аркадий Шилклопер - несомненно, одно из главных украшений фестиваля "Джаз на большом органе", который проходит в Челябинске в эти дни. Неоднократный "музыкант года" (по мнению jazz.ru), ведущий мировой исполнитель на валторне и альпийском роге, многократно расширивший возможности этих инструментов. Наконец, композитор и импровизатор. С нашим органистом Владимиром Хомяковым Шилклопера связывает давняя дружба. У Хомякова есть пьеса-посвящение Аркадию Шилклоперу, которую он не раз исполнял на концертах. А Аркадий Фимович приехал в Челябинск с новым сочинением для альпийского рога и органа, которое написал специально для выступлений с Владимиром Хомяковым.

Как это бывает у творческих людей, перед самым началом концерта произошло забавное происшествие. К Шилклоперу подошел молодой челябинский музыкант Вячеслав Иванов, играющий на диджериду - австралийском духовом инструменте. Аркадий тут же нашел для него место в своей пьесе. Получился целый спектакль: сначала Аркадий пытался сымитировать диджериду, разбирая свой четырехметровый рог и играя на разных его частях. А в конце этих поисков возник человек с настоящим деревянным диджериду. На поклон вышли одетый в традиционный брючный костюм Хомяков, экзотический Иванов с босыми ногами, в юбке и белой рубашке и Шилклопер. Публика просто завизжала от восторга: настолько живое действо происходило на ее глазах.

-- Во второй пьесе я играл на инструменте, который можно назвать альпериду, - пояснил Аркадий Фимович. - Грубо говоря, я из своего альпийского рога взял среднюю часть, и, как в том фильме, "брюки превращаются в элегантные шорты". Рог превратился в диджериду.

-- А когда вы впервые познакомились с альпийским рогом?

-- В Миллюсе, на границе Германии и Франиции, мы выступали с "Moscow art trio" на фестивале. Я попал на концерт квартета альпийских рогов, они играли в церкви совсем нетрадиционную музыку. Руководителя ансамбля я знал, подошел к нему, спросил: "Могу ли я попробовать?" У меня есть пьеса для валторны "Остинато", она подходила к исполнению на альпийском роге. Я закрыл глаза, стал примерять эту пьесу к новому инструменту. А когда открыл их, передо мной стояли человек двадцать, слушали, снимали происходящее на видео. Подбежал руководитель, Ханс, у тебя, говорит, талант к этому инструменту. Таланта тут никакого нет, просто альпийский рог - та же валторна, только развернутая. Но я почувствовал новые вибрации, каких у валторны не было.

-- Как из такого простого инструмента без клавиш и отверстий можно извлекать звуки разной величины?

-- Это так называемые обертоны. На альпийском роге можно взять минимум 15-16 звуков.

-- С отверстиями проще?

-- Да нет, просто возможностей больше. Я уже три года работаю над инструментом, который бы назывался двойной альпийский рог. Представьте: один рог - белые клавиши рояля, а другой - черные. Плюс переходник, который можно было бы использовать как помпу или вентиль, менять строй инструмента. Тогда я смогу играть на альпийском роге почти все! Уже сделал два прототипа, но пока они меня не всем устраивают.

-- Вы часто идете на провокации, как в случае с челябинским концертом?

-- В московском метро я однажды встретил исполнителя на китайской флейте, настоящего китайца. Мне так понравился звук этой флейты, что я его пригласил, и через неделю он уже выступал со мной в этническом проекте. Этот китаец почти не говорил по-русски и даже по-английски изъяснялся с трудом. Это не помешало ему открыть в Москве уже второй ресторан национальной кухни. Человек не бедный, просто у него такое хобби - играть на флейте в метро. Когда у моей жены был день рождения, мы пошли в китайский ресторан в центре Москвы, он пришел и поиграл для нас.

-- Мелодия, которую музыканты выводят на этнических инструментах, предельно проста. То, что делаете вы, намного сложнее.

-- Это правда. Мы, академисты, начинаем "изгаляться", привносить инструменту принципы профессионального музицирования. А в оригинале альпийский рог звучит в горах - две-три ноты. То, что я делаю на нем, вызывает у некоторых апологетов традиционной музыки сомнения и даже раздражение. В Швейцарии одни восторгаются тем, что я делаю, другие называют меня "русский циркач". Дескать, на нашем родном инструменте вытворяет черт-те что!

-- Вы не пробовали поиграть на роге аутентично?

-- Было дело. Я забирался в горы, играл, экспериментировал с эхом. Делал это в Германии, в Австрии, Швейцарии и даже на Крылатских холмах в Москве, где находится одно из мест моего проживания.

-- Челябинский авангардист Лев Гутовский считает, что время композиторов прошло. Вы согласны с этим?

-- Мне нравится слово компровизация - союз композитора и музыканта. Она предполагает некий материал для дискуссий: есть тема и мы ее можем обсуждать. Сегодня надо больше доверять музыкантам, чтобы каждый исполнитель был со-творцом. Есть 60 процентов написанной музыки, а остальное я должен доиграть, домыслить, дочувствовать. Такая форма делает музыку живой и немузейной.

-- Вы долго репетировали с Владимиром Хомяковым перед концертом?

-- Мы больше разговаривали, чем играли музыку. Обсуждали концепцию, характер материала. А Володя искал подходящие тембры, краски.

-- Как вы сочиняете музыку?

-- Сейчас был редкий случай. Сел: ну, надо что-то написать для органа и альпийского рога.

-- А обычно как?

-- Обычно возникает какой-то ключик, который поворачивается таким образом, что может стать стержнем пьесы. Начинаю нанизывать на этот ключик гармонии, придумывать рамку к картине. Иногда даже одна интонация или эффект могут дать импульс к сочинению. Как появилась "Кобра" (ее тоже сыграли на фестивале. - О. Г.)? Я нашел эффект морзянки, это ритмически интересно. И началось. Этот процесс, кстати, может быть очень долгим. Я не из тех, кто за обедом пишет симфонию. Я и композиции-то никогда не учился.

-- А мастер-классы вы даете?

-- Да, но как ни странно, в России у меня нет мастер-классов. Никто не интересуется.

-- Не интересуется валторной?

-- Мой мастер-класс не связан ни с валторной, ни с альпийским рогом. Он называется "Путь к музыкальной свободе".

-- Это что, музыкальная философия?

-- Все, о чем мы с вами говорим, к ней относится. Сегодня музыканты, привыкшие играть по нотам, встречаются с вещами, им неизвестными. Люди теряются по той причине, что не готовы, у них нет опыта, они не знают такого рода музыку и ее традиции. Допустим, есть в композиции место, где написано "an time". Меня спрашивают, что это такое. А это значит: играем, пока не надоест. Здесь нужно почувствовать, когда музыкант собирается закончить свое соло.

Я уж не говорю об импровизации. Ее же надо откуда-то брать! Очень важно: не целиком темы брать, а только интонации. Мне очень не нравится, когда сначала идет тема, потом импровизация, и я это слышу. А вот когда шва между темой и импровизацией нет - это гениально! И публика не может понять, где же написанная музыка, а где импровизация.

-- А вам сложно было идти к музыкальной свободе?

-- Зеленого света никто мне не давал. Я работал в оркестре Большого театра и в перерывах наигрывал джазовые куски. На меня смотрели, как на больного. Я говорил: "Вы ничего не понимаете, джаз - это свобода, демократия, творческое озарение!" "Да ладно, - отвечали мне, - джаз - это диагноз!" Действительно вирус, конечно! Невозможно от него вылечиться. В Большом театре у меня на джаз почти не оставалось времени. Зато я стал ездить с оркестром за рубеж и покупал диски, ходил в джазовые клубы. За это на меня уже в филармонии написали кляузу, я был невыездным. Когда началась перестройка, стало легче. Первый масштабный выезд джазовых музыкантов произошел в 1989 году. В Цюрихе проходил фестиваль русского искусства, и туда поехали 55 русских. Это было открытием. Запад впервые познакомился с творчеством такого количества наших музыкантов. Это был переломный момент для советского джаза, как раз тогда я и ушел из оркестра. Началась жизнь free-lance (свободный художник), я играл с разными составами. Спустя годы я вернулся в оркестр, но уже как солист. У меня есть программа, называется "Диалоги с оркестром". Я ее играю в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Москве, Омске, Калининграде. Мне очень нравится оркестр - большой организм, где можно поискать различные краски, интонации. Свободы коллективу я не даю - это может привести к хаосу.

-- Прочитала, что вы любите играть в футбол.

-- Я был капитаном команды Большого театра по футболу. А сейчас и времени нет, и не с кем: Вообще игру в футбол я сравниваю с импровизацией. Эти перемещения на поле - они же импровизационно происходят. Надо быстро сориентироваться, либо берешь одеяло на себя, либо отдаешь пас.

-- Нигде не встречала информацию о происхождении вашей фамилии.

-- Я этим много занимался. Когда я ездил с оркестром Большого театра, старался в любом городе залезть в телефонный справочник, но ничего похожего не нашел. Был в израильском музее фамилий, и даже там такой фамилии нет. Видимо, происхождение все-таки российское. В Интернете я отыскал, что, оказывается, шилклопер, или школьник, - уважаемая личность в синагоге. У него было много административно-хозяйственных обязанностей: тушить свечи, вести амбарные книги и зазывать людей в синагогу. Shild - щит, klopfhen - стучать. Шилклопер ходил по утрам и стучал в ворота большими кольцами. В общем, я звонарь.

-- Расскажите о ваших ближайших творческих планах.

-- В Нижнем Новгороде к 14 февраля я готовлю программу с оркестром, интересную и долгожданную. Первое отделение - история альпийского рога, второе - "Tribute to "Yes". Я много лет являюсь фаном этой группы, мы встречались, у меня есть с ними фотография. Сейчас я делаю посвящение "Yes". Беру ключик или код, который дает мне возможность на основе их музыки сделать что-то свое.

Олеся ГОРЮК

Комментарии
Комментариев пока нет