Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Иоланта, которая не прозрела

26.12.2001

В минувшее воскресенье в Челябинском академическом театре оперы и балета открывали международный фестиваль дирижеров имени И.А. Зака. Само по себе это масштабное событие: каждый месяц до окончания сезона к нам будут приезжать ведущие российские дирижеры, а также маэстро из Украины и Италии. Но первое фестивальное выступление ознаменовалось настоящей сенсацией.

В минувшее воскресенье в Челябинском академическом театре оперы и балета открывали международный фестиваль дирижеров имени И.А. Зака. Само по себе это масштабное событие: каждый месяц до окончания сезона к нам будут приезжать ведущие российские дирижеры, а также маэстро из Украины и Италии. Но первое фестивальное выступление ознаменовалось настоящей сенсацией. Дирижер Большого театра, народный артист России, Татарстана и Казахстана Фуат Мансуров привез в Челябинск молодую певицу Светлану Лысенко. Здесь она первый раз в своей жизни исполнила заглавную партию в опере "Иоланта".

Как и ее героиня, Светлана незряча. Впервые в истории исполнения этого шедевра Чайковского Иоланта была столь реалистична. Однако все это могло остаться аттракционом, если бы не прекрасное пение. У Светланы очень красивое нежное сопрано, которым певица владеет великолепно. Да и сама она настоящая красавица с огромными глазами и обаятельной улыбкой. Челябинские зрители, попавшие на воскресную "Иоланту", пережили настоящее эстетическое потрясение. Опера - искусство, где доля условности велика. Но мы увидели абсолютно реальные переживания героини, которая, увы, в отличие от певицы, в финале прозрела. Зал аплодировал стоя и долго не отпускал артистов за кулисы, у многих на глазах были слезы.

После премьеры мы пообщались со Светланой Лысенко и Фуатом Мансуровым.

Светлана Лысенко:

-- По-настоящему оперной певицей я почувствовала себя только здесь, в Челябинске. Я ведь до этого не пела ни разу в спектакле: у нас было лишь одно концертное исполнение оперы в Ульяновске. И только теперь я поняла, какое это высочайшее искусство и как я должна трудиться, чтобы создать образ.

-- И какова разница между концертным выступлением и участием в спектакле?

-- Огромная. Концерты - это всего лишь приближение к главному. Когда живешь в образе на сцене, возникают совсем иные ощущения. Будто попадаешь в другой мир. Только здесь ты узнаешь, какой ты можешь быть. Когда все - и оркестр, и хор, и солисты - находятся во взаимодействии, это возвышает. Я почувствовала, что хочу в этом жить.

-- Но такое желание, наверное, появилось не сегодня?

-- Изначально это была просто любовь к пению. Я родилась на Украине, в Херсоне. В детстве я много пела народные песни.

-- Где вы учились?

-- Сначала поступила в специализированное музыкальное училище для таких, как я. Оно и сейчас остается единственным на весь бывший Союз. Тогда я еще видела, хотя и очень плохо, но могла учиться на дирижерско-хоровом отделении. А потом зрение и вовсе упало. Я полюбила хоровое пение, получала огромное удовольствие от того, что слышу, как звучат голоса, как выстраивается хор. И мне было очень сложно осознавать, что теперь дирижировать я не могу. Теперь только пение могло меня спасти.

-- Спасти от чего?

-- Ну, из-за отсутствия зрения я, наверное, не смогла бы найти себе применения. В училище педагог по вокалу посоветовал мне поступать на сольное пение. Я не понимала: как это, вокруг столько здоровых, красивых певцов, у них шикарные голоса, и они действительно созданы для сцены? А я: Как раз к моменту окончания училища в Москве открылся Государственный специализированный институт искусств. К счастью, туда пригласили замечательного педагога, солистку Большого театра Лидию Федоровну Ковалеву. Она дала мне школу и возможность почувствовать почву под ногами. Только когда услышала отзывы о себе, я поверила в свои силы.

Фуат Мансуров:

-- Я познакомился со Светланой пять лет назад, когда меня пригласили стать председателем государственной экзаменационной комиссии в специализированном институте. Я был просто ошарашен, увидев такое количество талантливых людей. Это незрячие и глухие певцы, актеры, художники. Помню, шел по коридору, где выставлены произведения студентов, и поймал себя на мысли, что десятка полтора картин отсюда могли бы украсить экспозицию любой галереи. Со многими в институте я подружился. Иные из этих ребят могли бы стать выдающимися художниками и артистами. Вот уже пять лет подряд я председатель экзаменационной комиссии. Кого там только не было, но Светлана - выдающаяся личность. У нее настоящий оперный голос. И она безукоризненно чисто поет. А если учесть, что она не видит дирижерской руки - все по памяти, - то это вообще феноменально.

-- У людей, которые не видели и не слышали Светлану, может создаться впечатление, что это все как бы не совсем по-настоящему:

-- Когда речь идет об искусстве, здесь не может быть никакой натяжки. Оно должно быть безупречно. Если бы я чувствовал какой-то изъян, натянутость, извините, профессиональную неполноценность, я бы ни за что не вывел Светлану на сцену. Мысль сделать с ней "Иоланту" пришла мне в голову уже давно. Но я ждал, пока Светлана дойдет до творческой кондиции. Эти пять лет были для нее наполнены работой с замечательным педагогом Лидией Ковалевой. С ней бескорыстно занимался прекрасный концертмейстер Большого театра Константин Костырев. Я же объяснял образную сферу, ставил художественные задачи. Она такая умница, все запоминает и все выполняет. Помимо голоса ведь необходимо быть артистом. Можно спеть с перебором, можно недобрать. Попасть в точку не каждый умеет, а это - краеугольный камень, на котором строится опера. А Светлана может, у нее в этом смысле прекрасное чутье.

-- Как бы вы оценили премьеру?

-- Результат превзошел все ожидания. Мне показалось, что у зрителей был катарсис, который неизбежен при общении с настоящим искусством.

-- А в этом не было жалости?

-- Ни в коем случае! Это не жалость, но сопереживание - разница весьма существенна. Светлана ведь создает в высшей степени реалистичный образ на сцене. Если бы мы стремились к натурализму - всему была бы грош цена в базарный день.

Меня всегда поражало стремление режиссеров в "Иоланте" сделать из зрячей певицы слепую. Знаете, когда ходят по сцене, растопырив пальцы. Эти режиссеры просто не знают жизни! Я обратил внимание, что в институте незрячие ребята живут без комплексов. Они бегают и не натыкаются друг на друга. Им достаточно один раз пройти по аудитории, чтобы запомнить расположение всех предметов. И сама Иоланта по сюжету не может понять, что от нее скрывают ее слепоту. Это недоумение проявляется в ее речи, мимике, интонации. Удивить можно легко, но ненадолго. А вот когда весь спектакль чувствуешь напряженную тишину полного зала, понимаешь, в чем смысл искусства:

Сейчас 28-летняя Светлана Лысенко только в начале своей оперной карьеры. Но она уже сумела стать лауреатом конкурса вокалистов с ограниченными физическими возможностями, который проходил в Праге, и лауреатом Московского студенческого фестиваля искусств. В ближайшее время она выступит с "Иолантой" в Краснодаре и Ижевске. А потом обязательно будет спектакль в Большом театре. Но мы-то знаем, что настоящая премьера у Светланы Лысенко случилась в Челябинске.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет