Новости

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Авиадиспетчер А.Новокрестов

26.09.2008


"Челябинский рабочий" начинает публикацию материалов цикла "Профессионалы". Это зарисовки о людях новых или необычных профессий.  Мы постарались обратить внимание на те ремесла  (в высоком смысле), которые в обществе принято не замечать. Впрочем, с точки зрения современного обывателя, любой труженик давно не творец, а жертва обстоятельств. А творцы - успешные политики, олигархи, "звезды".

"Челябинский рабочий" начинает публикацию материалов цикла "Профессионалы". Это зарисовки о людях новых или необычных профессий. Мы постарались обратить внимание на те ремесла (в высоком смысле), которые в обществе принято не замечать. Впрочем, с точки зрения современного обывателя, любой труженик давно не творец, а жертва обстоятельств. А творцы - успешные политики, олигархи, "звезды". Мы решили посмотреть, так ли это. Если хотите, попытались ответить на вопрос: "Кому на Руси жить хорошо?" Смотрели не столько в личную жизнь своих героев, сколько в профессию. Кстати, о личном, сокровенном далеко не каждый из них говорит охотно. Потому что все в их жизни - от боли и счастья до пыли - настоящее, а не звездное.

-- О нашей профессии большинство людей услышали, когда мы в 90-х забастовками стали грозить, - говорит авиадиспетчер Челябинского центра организации воздушного движения (ОрВД) Анатолий Новокрестов. - В другой раз обыватель проникся после гибели уфимских детишек над Швейцарией. Обычно мальчишки узнавали о существовании диспетчеров, если не могли пойти в летчики. Я не исключение.

Компьютер и черновик

На диспетчерском пункте центра пока тихо. Четыре рабочих места. На каждом - по монитору. По темному фону экрана - сетка из окружностей различного диаметра. От одной линии до другой слева направо медленно движутся желтые запятые.

-- Самолеты, - поясняет, кивая на монитор, авиадиспетчер Анатолий Новокрестов. - Видите, возле каждого информация в столбик: бортовой номер судна, путевая скорость, остаток топлива. А линии показывают расстояние. Масштаб можно выбрать любой. Сейчас между линиями 50 километров. Оборудование позволяет следить за любым количеством самолетов. Челябинские диспетчеры ведут суда от Уфы до Кургана и те, что летят с севера на юг через нашу область.

За рабочим столом довольно тесно, но на нем умещается лист формата А3 - график движения, который диспетчер фиксирует от руки. Своего рода черновик. Так надежнее и проще оценивать ситуацию. Этот листок, равно как и записанная о каждом полете компьютерная информация, хранится две недели. На всякий случай. Кстати, переговоры не только по связи, но и обычные в диспетчерской комнате фиксируются на диктофон. Мобильник работе помеха.

Через каждые два часа восьмичасовой смены двадцатиминутный перерыв. Ночью диспетчер имеет право на один час отдыха. На время отсутствия его, естественно, подменяют.

Язык неба

Анатолий Васильевич вызывает "борт". Язык, кажется, русский, но непередаваемый: набор цифр и специальных терминов. Регламент переговоров жесткий. То же и на иностранном языке. Английским владеют все авиадиспетчеры центра. Это обязательное требование, введенное после того, как над Россией, в том числе Челябинском, 15 лет назад стали летать иностранные суда. Над нами Транссибирская магистраль, по которой движутся самолеты Австрии, Голландии, Франции, Финляндии, Китая, Кореи, Монголии. Общий язык с пилотами-иностранцами диспетчеры нашли не сразу.

-- Одни и те же английские слова в произношении китайца, француза и русского совершенно не похожи, - рассказывает Анатолий Новокрестов. - Спустя месяцы привыкли, научились друг друга понимать.

Языковые курсы у диспетчеров каждый год по пять недель. Этого хватает, потому что регламент переговоров меняется редко. Впрочем, в ситуации из ряда вон пилоты более эмоциональны. Вместо профессиональных слов часто роняют разговорные, кои русский диспетчер может и не знать. К примеру, дней десять назад в Екатеринбурге на взлетную полосу выруливал французский лайнер. Один из пассажиров вдруг вспомнил, что оставил на аэровокзале разрешенное к авиаперевозке оружие. Всполошился, сообщил об этом стюардессе. Пока камандир экипажа на ломаном английском объяснялся с диспетчерами про оружие на борту, многие версии пришлось переработать. На случаи, когда приходится выходить за рамки регламента переговоров, в центре дежурят по два переводчика.

В воздухе места немного

Нештатные ситуации - редкость, и не всегда они связаны с работой диспетчера. К примеру, недавно самолет рейса Челябинск - Москва при подъеме налетел на стаю птиц. Никто из пассажиров этого не заметил, да и в принципе ничего не могло произойти плохого, но об инциденте знают все авиаслужбы. Потому что не должны самолеты сбивать пернатых. Что до диспетчеров, то от беды они в значительной мере застрахованы техникой.

-- Между самолетами, летящими на одной высоте, должно быть не менее десяти километров расстояния, - говорит Анатолий Васильевич. - Если по каким-то причинам получилось девять, компьютер отметит это красным. С меня строго спросят, но трагедии не произойдет. Впрочем, такие случаи редкость и тщательно анализируются.

Хотя несколько "остросюжетных" случаев за 29 лет своей работы Новокрестов может припомнить. Однажды помогал курганцам приземлять обесточенный в воздухе Ан-72.

-- На судне вышла из строя часть электрооборудования, - спокойно рассказывает Анатолий. - Самолет управляем, но на радарах в Кургане не отражается, так как находится в воронке радиолокационной видимости. Зато я, в Челябинске, его вижу. Передал коллегам данные, воздушное судно благополучно приземлилось.

Двадцать лет назад, будучи молодым диспетчером, Анатолий Васильевич даже во сне самолеты водил. Настолько велик был стресс. Родные иногда обижались, почему после работы такой неразговорчивый.

-- А я как-то посчитал, что за смену только по регламенту наговорил более 15 тысяч слов. Тогда мы провели около 200 самолетов. Обычно бывает не менее сотни судов.

Трасса воздушного движения проходит между запретными для полетов зонами. Таковыми участками могут быть военные полигоны. Ширина трассы - десять километров. Расстояние между трассами не менее тридцати. Расстояние между самолетами по высоте 500 метров и более, нагрузка возрастает, если интенсивное движение плюс грозы, а воздухе и без того тесно.

Из профессии - в никуда

Структура, где работает Анатолий, раньше называлась не центр ОрВД, а управление воздушным движением. Это позволяло на вопрос сотрудника ГАИ "Где работаешь?" честно ответить: "В УВД". Собственно, это единственная социальная гарантия, на которую могли рассчитывать представители элитной во всем мире специальности.

В сравнении с забастовочными временами зарплата челябинского диспетчера вполне приличная. Правда, москвичи за тот же объем работы получают в два раза больше. Но это ничего. Прокормить себя и близких можно. Хотя, если взял кредит, допустим, на покупку хорошей машины, нехватка денег почувствуется. Но челябинские мэтры стараются избегать подработки на стороне вместо отдыха. Хотя в 90-е Анатолий в свободное время содержал даже торговую точку. Все, теперь хватит. Словосочетание "здоровье дороже" воспринимается буквально. Требования медкомиссии к диспетчеру такие же, как к летному составу. "Списать" могут в любое время, а идти некуда. Кому на земле нужен организатор воздушного движения?! Потому люди за работу держатся. Средний возраст челябинских диспетчеров 48 лет. Нужна молодежь, но, во-первых, она в профессию не стремится. Во-вторых, не всякий кандидат здоров, эмоционально устойчив и знает английский. В итоге у Анатолия Новокрестова и его коллег вместо трех выходных после двух смен зачастую всего два.

Для снятия стресса - грядки на даче или, как у Анатолия, туризм - от уральских озер до Байкала. Ездит на своей "семерке" и лучшей машины не представляет.

Кстати, автомобиль для работающего в районе аэропорта - необходимость. Автобусы и маршрутки ходят редко. Стоять на остановке под дождем - значит рисковать здоровьем. За малейший "чих" могут отправить на больничный и нагрузка на коллег возрастет.

Андрей САФОНОВ

Авиадиспетчер авиационный специалист, осуществляющий управление воздушным движением. Наземный регулировщик движения воздушных судов.

Средняя зарплата диспетчера:

Россия: 40 тысяч рублей в месяц (в провинции), 70 - 90 тысяч рублей в месяц (в столице),

США: $100430 в год.

96 авиадиспетчеров трудятся в Челябинском центре ОрВД.

Комментарии
Комментариев пока нет