Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Башмачкин & Плотников

20.09.2008
IV международный фестиваль театров кукол "Петрушка Великий" в Екатеринбурге раздвинул границы возможного в своем искусстве

Владимир СПЕШКОВ

Екатеринбург - Челябинск

... А вот что общего между городом Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа и японской столицей Токио? Кажется, только то, что и там, и там есть театры кукол. Новоуренгойский называется "Кулиска", японский - "Кераку-дза".

IV международный фестиваль театров кукол "Петрушка Великий" в Екатеринбурге раздвинул границы возможного в своем искусстве

Владимир СПЕШКОВ

Екатеринбург - Челябинск

... А вот что общего между городом Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа и японской столицей Токио? Кажется, только то, что и там, и там есть театры кукол. Новоуренгойский называется "Кулиска", японский - "Кераку-дза". В середине сентября и тот, и другой стали участниками IV международного фестиваля театров кукол "Петрушка Великий" в Екатеринбурге. И ямалонененцы, и японцы остались без наград фестивального жюри. По разным причинам. Симпатичная новоуренгойская "Сказка о ежике и медвежонке" пока все-таки не более чем домашняя радость. А японская "Легенда о женщине-лисице" была сыграна вне конкурса и в борьбе за награды не участвовала по определению. Этот моноспектакль актера Наканиси Кадзухиса (таким, как он, на его родине дают звание "Национальное достояние") сам стал наградой фестивальной публике, мастер-классом совсем другой эстетики, поэзии и магии. Семьдесят пять минут абсолютного театрального счастья. Хозяева фестиваля - Екатеринбургский театр кукол - готовы были поделиться этим счастьем с челябинцами: нашим чиновникам от культуры надо было лишь немного пошевелиться, найти совсем небольшие деньги и челябинцы тоже бы увидели, как из движения ладони Наканиси Кадзухиса возникает прекрасная Кудзуноха (Женщина-лиса). Но у наших культурных чиновников хорошо получаются только скандалы, и челябинские мини-гастроли японцев пришлось отменять.

А на "Петрушке Великом" номер четыре за пять дней был сыгран двадцать один конкурсный спектакль: оцените насыщенность фестивальной жизни. Были еще лекции итальянца Альберта Баньо "Пульчинелла и братья Петрушки" и японца Мураи Кэна "Японский древний театр маски и традиционный театр", творческая встреча с драматургом и режиссером Николаем Колядой, семинар по театральному менеджменту петербуржца Давида Бурмана, режиссерская лаборатория магнитогорца Виктора Шраймана, "круглый стол" жюри, феерические церемонии открытия и закрытия, виртуозные и невероятно смешные интермедии, которые неутомимые актеры Екатеринбургского театра кукол играли перед каждым фестивальным спектаклем (не забыть их кукольную мышь по имени Гоффман, которая перед томским "Щелкунчиком" уговаривала зрительный зал: "Самые маленькие, пожалуйста, отключите свои сотовые телефоны. Христом Богом прошу...").

Но о самом главном - о спектаклях. Они были разными, ведь и сам театр кукол сегодня - очень разный, существующий на очень разных творческих уровнях, эстетических территориях. Было нечто, что уместнее играть в детском саду, а не на международном фестивале (причем это "нечто" приехало из Испании). Были бесплодные попытки достать правой ногой левое ухо, "осовременить" Пушкина или старую сказку вульгарным стебом или прихватами современной массовой культуры. Были простые, внятные истории, когда театр доверял автору, шел за ним и вызывал волну понимания в зрительном зале. Оказывается, по внятной и художественной простоте соскучились. Из таких историй: "Маленький принц" Большого театра кукол из Санкт-Петербурга и "Русалочка" Петрозаводского театра кукол (оба эти спектакля поставил режиссер Руслан Кудашов), "Ваня Датский" театра "Сказка" из Абакана (этот моноспектакль актрисы Юлии Рысюковой по мотивам поморских рассказов Бориса Шергина, как протяжная русская песня: слушал бы и слушал). И "Черная курица" Челябинского театра кукол тоже из таких историй. Это спектакль традиционный, но кто сказал, что традиция это плохо? "Очень хорошо работают актеры, на редкость профессиональная труппа",- сказала про челябинский спектакль член жюри, критик и переводчик Ирина Мягкова. А работа челябинского актера Федора Псарева (он играет Чернушку) была отмечена специальной наградой (творческой командировкой на один из театральных фестивалей) Союза театральных деятелей России.

Больше всего говорили о двух спектаклях фестиваля. "Башмачкин" (чудо шинели в одном действии) в Екатеринбургском театре кукол поставил Николай Коляда по пьесе своего ученика Олега Богаева. Единственного некукольного персонажа спектакля (Башмачкина) играет актер "Коляда-театра" Олег Ягодин. Пришельцы из мира драмы (Коляда впервые работает в театре кукол) нарушили многие законы все-таки другого вида театрального искусства. За что оно порой мстит смысловыми и визуальными провалами. Но Коляда - по-настоящему крупный художник - принес на кукольную сцену свою вечную тему: бегство от одиночества как бегство от смерти, экзистенциальное отчаяние маленького человека (кто скажет, что это не гоголевская тема? Пьеса Богаева - продолжение гоголевской "Шинели"). Актеры пошли за режиссером безоглядно, и это - творческий поступок театра. Спектакль еще только складывается, но уже не оставляет равнодушным, это немало. Кроме Ягодина нельзя не сказать об актерской работе Натальи Гараниной в роли Шинели. "Башмачкин" получил фестивальный спецприз "За синтез новой драмы, театра кукол и ... Коляды".

А Гран-при "Петрушки Великого" номер четыре, как уже сообщал "ЧР", получил спектакль курганского театра кукол "Гулливер" "Каприччио (двойной со сливками)". Эта абсолютно авторская работа челябинского художника Виктора Плотникова (замысел, либретто, сценография и куклы, совместная с Владимиром Филоновым режиссура) вызвала и восторг переполненного зала, и серьезные, эмоциональные дискуссии в профессиональном сообществе. Плотников, как и Коляда, приходит в театр кукол с образами из других видов искусств: цирка, массовых зрелищ (кому-то его спектакль напомнил церемонии открытия олимпиад), современного изобразительного искусства, кино. Но остается и уникальная кукла, остается актер, остается магия вечного театра. Спектакль уже приглашен в Москву на гастроли в Центр имени Мейерхольда. Очень хочется увидеть его и в родном городе художника - Челябинске.

... А "Петрушка Великий" номер пять соберет кукольников со всего света ровно через два года.

Комментарии
Комментариев пока нет