Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ищут в творчестве национальную идею

04.09.2008
Челябинские пенсионеры готовят к изданию пятый литературный сборник

Пять лет в Информационно-обучающем центре общества "Знание" работает школа писательства "Воспоминание", которой руководит писатель, краевед и руководитель областного фонда культуры Кирилл Шишов. Среди участников школы нет профессиональных литераторов, за исключением, пожалуй, только Ольги Балакиной, закончившей Московский литинститут им. Горького. Это рядовые челябинцы, в основном пенсионеры, с трудными судьбами (хотя у кого из людей старшего поколения россиян они легкие?), огромным житейским опытом и главное - желанием осмыслить свое место в нашем сложном и переменчивом мире. К.

Челябинские пенсионеры готовят к изданию пятый литературный сборник

Пять лет в Информационно-обучающем центре общества "Знание" работает школа писательства "Воспоминание", которой руководит писатель, краевед и руководитель областного фонда культуры Кирилл Шишов. Среди участников школы нет профессиональных литераторов, за исключением, пожалуй, только Ольги Балакиной, закончившей Московский литинститут им. Горького. Это рядовые челябинцы, в основном пенсионеры, с трудными судьбами (хотя у кого из людей старшего поколения россиян они легкие?), огромным житейским опытом и главное - желанием осмыслить свое место в нашем сложном и переменчивом мире. К. Шишов сумел направить эти устремления в единое творческое русло. В итоге на свет появились четыре коллективных сборника, каждый из которых специалисты оценивают как событие в культурной жизни Челябинска. Сейчас на выходе пятый сборник - "След на земле". Если предыдущие были посвящены исследованию темы войны и послевоенного детства, трудным судьбам, воспоминаниям о старом Челябинске, то последнее издание его создатели позиционируют ни много ни мало как попытку сформулировать национальную идею. Руководитель школы не считает это преувеличением.

-- Национальная идея - это то, что объединяет людей, дает им силы жить и преодолевать трудности, - говорит Кирилл Алексеевич. - Мы в качестве эксперимента решили предложить свой вариант поиска национальной идеи, предоставив слово не ученым, политикам или крупным предпринимателям, а простым гражданам. Они пишут о том, что им близко и дорого, о событиях и ситуациях, которые помогли им выжить, и в результате выводят некую нравственную формулу, следуя которой, можно ощутить родство с другими людьми, остаться народом, нацией. А пишут они о простых и понятных каждому вещах - любви, стремлении к счастью, взаимоотношениях с родными и близкими, о поисках себя. Еще размышляют о законе и совести, человеке и государстве, вере и надежде.

В сборнике немало историй, которые дают повод гордиться своей принадлежностью к русскому народу. К примеру, рассказ Н. Берсеневой о казачьем сыне Тимофее Кочугове, прошедшем две войны и оказавшемся сначала в Германии, потом в Италии, США, Израиле. Когда после тяжелой травмы к нему вернулась память, он стал рваться на родину. Преодолел немыслимые трудности, но все-таки вернулся в Челябинск и остаток жизни проработал на заводе дорожных машин имени Колющенко. Должность у него была самая скромная, но он был счастлив.

Конечно, когда участники школы писательства рассказывали свои истории, они вряд ли думали о том, что занимаются поисками национальной идеи и, возможно, очень бы удивились, если бы им об этом сказали. Но я считаю, что любая попытка анализа собственной биографии и есть извлечение опыта нравственного выживания. И если человек пишет об этом на языке своего сердца, он всегда найдет путь к сердцу других людей, и в итоге его индивидуальный опыт станет общим достоянием.

-- Почему вы назвали свое литобъединение не литературным кружком, не студией, а именно школой писательства?

-- Потому что мы преследуем задачи, которые ставит перед собой серьезная литература: понять, кто ты такой, осознать свое место в мире, в семье наций. Занятия в школе писательства развивают наблюдательность, интерес к деталям, позволяют заглянуть не только в глубь себя, но и в историю своего рода. Так, некоторые "школьники" узнали биографию своего рода на протяжении трех-пяти поколений. Кроме того, занятия творчеством несут огромный терапевтический эффект. Люди старшего поколения, которые составляют ядро школы, сформировались в эпоху социализма. Сейчас их идеалы признаны ложными, страна идет новым курсом. Рассказывая в своих произведениях о прожитом, они получают шанс реабилитировать себя, показать, что их жизнь была наполнена многими прекрасными вещами. Я бы даже сказал, что во многом она богаче существования, которое ведут сегодняшние молодые люди. Молодежь - заложники той политики пренебрежения к биосфере, которая царила в нашей стране последние десятилетия, и это еще даст о себе знать печальными последствиями. Старшее поколение во всех отношениях здоровее.

-- Расскажите подробнее о ваших авторах.

-- Когда мы начинали, у нас было пять человек. Сейчас 20. Приходили они к нам по-разному: Сергея Богомолова, блестящего мастера маленьких новелл, привела жена. Сначала записалась на занятия сама, но вскоре решила, что это место больше подходит для ее мужа, и не ошиблась. Сегодня Сергей Кузьмич - один из самых талантливых наших авторов. По профессии он землеустроитель: ходил по земле, пытался ее обустроить. Игорь Окишев пришел после того, как прочитал рассказы своей сестры Милитины, которая записалась к нам одной из первых. Драматична судьба у Галины Сазыкиной. Она прошла концлагерь, другие страшные испытания. Перед смертью ее мать, боявшаяся репрессий, взяла с дочери обещание, что она никогда не будет рассказывать о прошлом. И Галина Игнатьевна так долго молчала, что первое время даже на занятиях не могла говорить о своей жизни - только плакала. Потом ей удалось переступить психологический барьер, и на свет появились рассказы, которые невозможно читать без волнения. Яркая судьба у Петра Корниенко. Его мать умерла, когда он был ребенком, отца убил бык, оставшийся сиротой Петр за 200 граммов колхозного зерна угодил к следователю. Всю последующую взрослую жизнь он проработал механиком автоколонны и не подозревал в себе писательского дара. А когда пришел к нам, выяснилось, что его память хранит мельчайшие детали ушедших лет, событий, характеров - как будто ждет, чтобы все это было извлечено из глубин подсознания.

На занятиях мы сначала проговариваем будущие рассказы, потом разбираем написанное, читаем классику, знакомимся с взглядами Вернадского, Гумилева, работает система индивидуальных консультаций.

Занятия в школе писательства во многом изменили жизнь наших слушателей: писательство стало для них потребностью, способом самореализации и даже родом профессиональной деятельности. Многие не мыслят себя без дневниковых записей, другие выступают перед школьниками, третьи ведут передачи для своих сверстников по радио.

-- Опыт вашей школы свидетельствует, что написать книгу может каждый. В чем главное условие творческого успеха?

-- Быть искренним. А это дано не каждому. В свое время я хотел вовлечь в школу писательства преподавателей ЮУрГУ, где читаю лекции. Но предложение не вызвало отклика. Искушенность победила искренность.

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет