Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Почетный гражданин театра

04.01.2002
Исаак Гитлин праздновал юбилей академического театра драмы как свой собственный

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ
Челябинск

В декабре Челябинскому академическому театру драмы сравнялось 80 лет, а Исааку Германовичу Гитлину - 84 года. Из них 64 он работает в театре. Как пришел сюда восьмого марта 1937 года (правда, сам он не хотел быть оформленным в Международный женский день, и в документах поставили другую дату), так до сих пор в этом театре и работает. С перерывом на войну.

Раньше ведь во всех театрах работали оркестры, спектакли шли при живой музыке.

Исаак Гитлин праздновал юбилей академического театра драмы как свой собственный

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ

Челябинск

В декабре Челябинскому академическому театру драмы сравнялось 80 лет, а Исааку Германовичу Гитлину - 84 года. Из них 64 он работает в театре. Как пришел сюда восьмого марта 1937 года (правда, сам он не хотел быть оформленным в Международный женский день, и в документах поставили другую дату), так до сих пор в этом театре и работает. С перерывом на войну.

Раньше ведь во всех театрах работали оркестры, спектакли шли при живой музыке. Гитлин был принят в театр помощником концертмейстера, после 1939-го стал дирижером, а потом - и руководителем театрального оркестра и завмузом. До 1948 года в нем насчитывалось 20 штатных единиц, потом их сократили, и отныне музыканты в театре (количеством 16 человек, не намного меньше, против прежнего) выступали "по разовой оплате". Что означало для руководителя оркестра ежевечернюю головную боль.

Так как играли в нем, как правило, преподаватели музучилища и военные из автомобильного училища. Поэтому пришлось дозваниваться к ректору, генерал-майору Нестеренко (отцу известного баса), и требовать, чтобы нескольких духовиков снимали с похорон или учений для вечернего спектакля. Иначе было нельзя: некоторые постановки (как легендарная "Анна Каренина") шли под сугубый духовой оркестр, тут без военных обойтись было нельзя. Иной раз музыкантов освобождал обком КПСС. Тогда директор М. Половец звонил "во власть" и просил не срывать культурные мероприятия. А если кто-то из артистов заболеет и срочно меняют спектакль?! Нужно же предупредить музыкантов, провести репетицию:

Сколько же всего за эти годы было, было: Исаак Гитлин олицетворяет живую историю Челябинского театра драмы. Он и сейчас помнит всех, с кем работал, кого видел, кто ставил или играл. Феноменальная память! Без особого усилия, с ходу начинает он напевать мелодию из легендарного "Клопа" или куплеты из "Фабричной девчонки". Впрочем, с последней понятно почему: Гитлин сам написал к нему музыку. Как и еще к десятку постановок. Скромный и внимательный, он много помогал при создании театрального музея, а недавно написал мемуары, которые вошли в двухтомник материалов по истории театра драмы.

Однако главная заслуга Исаака Гитлина в том, что Челябинский драматический имел прекрасный оркестр, который просуществовал аж до 1986 года. Ему удалось собрать сильный и стабильный (текучки кадров Гитлин не любил) коллектив, где практически не случалось прогульщиков и пьяниц. Очень уж он с ними строго обращался!

Да-да, раньше там, где в нынешнем ТЮЗе находится авансцена, размещалась оркестровая яма. Исаак Германович стоял посредине с дирижерской палочкой - единственный человек в театре, которому дозволялось стоять весь спектакль спиной к зрителям. До войны эта привилегия, правда, распространялась еще и на суфлера, но потом и их сократили тоже. А функцию подсказчика актерам их реплик Исаак Германович взял на себя в добровольном порядке. Некоторые даже рисунок мизансцены меняли, только для того, чтобы услышать подсказку Гитлина.

Тогдашний главный режиссер Николай Медведев предложил Исааку Германовичу (раз уж он находится в центре театрального мироздания) записывать за актерами ляпы и оговорки. Вот Гитлин, как человек в высшей степени аккуратный, и завел специальный блокнотик, который лежал у него на спектаклях рядом с партитурой. Жаль только, ошибки и нечаянные каламбуры эти нельзя привести в газете, очень уж неприлично выходит.

Первый спектакль, который Гитлин застал в театре, это героическая "Как закалялась сталь", и играли в нем тогдашние звезды М. Озерская и Е. Прейс. О них Исаак Германович и сегодня вспоминает с придыханием: какая внешность, какая тонкая игра. А дикция! Особенно он, честно говоря, за дикцию переживает. Вся надежда у Гитлина на нынешнюю театральную молодежь: он уверен, что новое, пришедшее в театр поколение более чем талантливо. Дима Кугач, Коля Осминов, Илья Созыкин:

Разумеется, живая музыка, против записанной на пленку, никакого сравнения не выдерживает! Исаак Германович вздыхает: а что делать, меняются не только времена и моды, но и внутреннее устройство театральной жизни. Однако без дела Гитлин и сегодня не сидит: как помощник завмузчастью театра он помогает композитору Анатолию Кривошею, обеспечивая спектакли "музыкальным материалом".

Однако за всем этим не забываются люди и спектакли минувших эпох. До сих среди самых любимых у Гитлина остаются "Фальшивая монета" и "Швейк" Наума Орлова, "Стакан воды", где главную роль играл главный режиссер Н. Медведев. С удовольствием вспоминает первую "Любовь Яровую" с А. Лесковой, которую наградили Сталинской премией, и "Анну Каренину" с С. Вадовой и И. Рогозиным, в которой финальный шум поезда изображали за сценой с помощью пяти щеток. И спектакль В. Люце "Так и будет", шумевший в сороковые. Но с особенным удовольствием Исаак Германович вспоминает постановку Д. Манского "Дорога в Нью-Йорк", билеты на которую спрашивали, начиная за два квартала до театра. А "Мария Тюдор" с Вадовой?! А "Собака на сене" с Кулешовым?! А лучший художник своего времени - Лидер! А режиссер из Малого театра Головин:

Спектакли раньше ставили длинные - по три, четыре акта. Начинали в восемь, на поклоны выходили ближе к 12. И так - каждый день. Годы. Десятилетия. Несколько раз театр ходатайствовал о присвоении Исааку Германовичу званий. Но, поскольку отца его арестовали по "делу врачей", документы каждый раз возвращались без результата.

-- Вот если бы было внутри нашего коллектива звание "почетный гражданин театра", - шутит Исаак Германович, - я бы его обязательно получил: шутка ли: 64 года на одном месте!

На юбилейном вечере, посвященном 80-летию Челябинского академического, человек-оркестр Исаак Гитлин снова вышел с дирижерской палочкой.

История историей, а жизнь - продолжается. n

Комментарии
Комментариев пока нет