Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Время собирать камни

10.10.2008
Возвращение в Челябинск мощей апостола Андрея Первозванного помогает нам прочувствовать свою причастность к истории России

На Южный Урал со всевозможными почестями вернулась великая святыня - мощи святого апостола Андрея Первозванного. Тысячи людей прикоснулись к таинству, вдруг осознав, насколько едины народы, живущие на этих землях, в вере своей. Настоятель Свято-Троицкого храма, протоиерей Игорь Шестаков предложил осмыслить событие в современном контексте, дать ему оценку через призму исторического православия.

--  Отец Игорь, мощи святого Андрея Первозванного, считавшиеся утраченными 79 лет, наконец-то возвращены в родные места. Что это означает для Челябинской епархии? Что-то венчает или, наоборот, начинает новую главу в ее истории?

--  Возвращение святыни в родные места произошло тогда, когда ему следовало произойти, такова воля Божия.

Возвращение в Челябинск мощей апостола Андрея Первозванного помогает нам прочувствовать свою причастность к истории России

На Южный Урал со всевозможными почестями вернулась великая святыня - мощи святого апостола Андрея Первозванного. Тысячи людей прикоснулись к таинству, вдруг осознав, насколько едины народы, живущие на этих землях, в вере своей. Настоятель Свято-Троицкого храма, протоиерей Игорь Шестаков предложил осмыслить событие в современном контексте, дать ему оценку через призму исторического православия.

-- Отец Игорь, мощи святого Андрея Первозванного, считавшиеся утраченными 79 лет, наконец-то возвращены в родные места. Что это означает для Челябинской епархии? Что-то венчает или, наоборот, начинает новую главу в ее истории?

-- Возвращение святыни в родные места произошло тогда, когда ему следовало произойти, такова воля Божия. Событие такого рода побуждает нас рассматривать его в контексте истории. Это промысел Божий, заставляющий людей отрешиться от мирских проблем и подумать о духовном, о возвышенном. Поэтому прибытие святыни для нас является переходом в следующую историческую эпоху, особо венчающую историю Православия на Южном Урале. Экклезиаст говорит: "время разбрасывать камни и время собирать их". Пришло время собирать наши камни. Того разрушенного и утраченного, что составляло важнейшую часть жизни русского народа, народа не в этническом, а в общенациональном масштабе. Того, что цементировало нацию и было всегда свято для россиянина, вне зависимости от того, где он живет.

Сейчас мы уже более осознанно смотрим на процесс, который как-то впопыхах начинался в 90-е годы, когда все испытали глубокое нравственное потрясение, пережили глубочайшую драму. Ее духовное и нравственное значение продолжаем оценивать. Одновременно с возрождением храмов, их возвращением начали меняться ценностные ориентиры в обществе. Мы все очень остро на себе это почувствовали. Перемена ценностей, выразившаяся в диктате капиталистических взглядов, в разговорах о стремлении к рынку, к буржуазным взглядам, дорого нам обошлась. Фактически разрушив одни идеалы, народу не дали взамен другие. И надо было каждому самостоятельно искать свой путь. Возрождение Православия в этот период было едва ли не единственным позитивным процессом.

Начало XXI века тоже ознаменовано процессом "собирания камней", когда были возведены сотни храмов, воссозданы монастыри.

-- Отец Игорь, извините, а сама церковь была готова к такому повороту исторических реалий, к собственному возрождению и обновлению?

-- Я думаю, что Церковь, поскольку она является сообществом людей, верующих в Бога, и управляется самим Богом, встретив "второе крещение Руси", обрела сотни тысяч новых православных христиан. Как этому не радоваться! Открывались новые храмы, поначалу в руинах, в запустении, но их количество росло, и люди тянулись, шли за светлым словом, за надеждой. В этом я вижу промысел Божий. Все развивается поступательно, количество непременно переходит в качество, и храм - дом Божий - становится для человека ковчегом спасения. Я сам участник тех эпохальных событий в истории нашей Церкви и смею вам сказать, что тогда, в 90-е годы, восстанавливая храмы, она говорила о необходимости просвещения, духовного созидания, о необходимости возрождения лучших институтов нравственности, которые когда-то сдерживали российское общество от хаотичного распада. У нас есть опыт, знания, многовековая мудрость предков. Значит, у Русской православной церкви в современном обществе есть перспектива, и она гораздо сильнее, явственнее, чем перспектива, пусть на меня не обидятся, у других религий и вероисповеданий, потому что Православие весь свой исторический период, двухтысячелетнюю историю было вероисповеданием созидающим. Оно несло в себе созидательное начало, причем имперостроительское, государственное. Церковь призывала к симфонии, к взаимодействию. Эта созидающая идея без всякой искусственной поддержки существует уже 1400 лет, она доказала, что, извините, это не идеология материализма, которая не выдержала даже векового испытания, рухнула и под обломками буквально похоронила всех своих адептов. Она разрушилась так же вульгарно и трагично, как и возникла. А надо не разрушать, надо создавать.

-- А чем человек верующий лучше разуверившегося материалиста?

-- Разуверившийся человек гораздо страшнее фанатика. Фанатик верит, а последнему не во что верить, нечего терять. Верующий - это золотая середина меж ними. Закономерности процессов с точки зрения промысла Божьего болезненно осознавать и понимать, что большая часть трагедии разыгралась среди простого народа, который испытал на себе все тяжести происходящих реформ. Сейчас мы как будто обрели твердую почву под ногами. Время губительного бездействия прошло. Наш народ заслуживает лучшего к нему отношения. Православие оказалось в ситуации беспрецедентной за всю историю своего существования. Впервые мы не испытываем тотального гнета со стороны государственных структур. Многие наивно полагают, что для нас был в прошлом некий золотой век, но в золотой клетке всегда было очень тяжело жить. Было непросто и в XVIII, и в XIX веке, когда доминировал взгляд на, так сказать, внешний фасад церковно-государственного благополучия. Но если существовало действительно полное благополучие, разве рухнула бы такая система под ударами извне и изнутри? Понадобилось совершенно нетитаническое усилие, чтобы опрокинуть эту золотую колесницу, в которой далеко не всем было удобно ехать по тряской и грязной российской дороге. Сейчас условия совершенно другие, господь отпускает нам благоприятные лета, которые, слава Богу, продолжаются, и мы должны каждый день благоприятного лета использовать с максимальной отдачей. И возвращение святыни это хорошо подчеркивает. В 29-м году мощи были изъяты и 79 лет находились под спудом. Реки текут и возвращаются, говорит Экклезиаст. Зачем, для чего все возвращается?

Чтобы дать нам важное чувство осмысления, осознания, что являемся незамкнутым сообществом людей, мы - важнейшая частица истории всемирного Православия. Казалось бы, где находится Челябинск, в стороне от великих путей и воззрений, и тут неожиданно мощи апостола?! Но в XIX веке это было возможно, чем же хуже история нынешняя? Очень многие говорят, что в возвращении они видят некий явный знак, некое знамение духовного возрождения и пробуждения. Я, как и сотни многих моих собратьев, очень надеюсь, что это так.

-- То есть теперь это будет некоей точкой отсчета обновления веры, всех духовных ценностей?

-- История Православия на Южном Урале сама по себе удивительна и самобытна, потому что здесь есть свой срез, своя лепта внесена в общую историю русского Православия. И вдруг появляется такая великая святыня, которая как внутренним светом еще раз озаряет прошлое, заставляет нас обратиться к нему. И увидеть, что, оказывается, были блестящие имена, незаслуженно забытые, были люди, способные в те далекие времена делать очень большие, хорошие дела в просвещении, воспитании поколений. Говоря о личностях, мы неизбежно говорим о следе, который они оставили. Вот оно, настоящее возвращение. Возвращение забытых трудов и, не побоюсь употребить слово громкое, подвигов предков, наших предшественников. Читаешь клировые ведомости, церковные документы, свидетельства очевидцев и убеждаешься, это было жертвенное служение.

-- Собрать имена таких священнослужителей в музее, издать духовную монографию, рассказать об этих достойных всяческого уважения людях - такое возможно?

-- Да, работаем над этим, по крупицам восстанавливаем сейчас, собираем сведения, назло скептикам, которые говорят: "Ну что здесь может такого произойти на вашем Урале? О чем вы можете еще поведать миру?" 20 лет мы бились над задачей поиска святыни утраченной, но ведь нашли, озарило, как в один миг, все открылось. У нас есть еще неоткрытые имена, известные пока только немногим, тех, кто добрым подвигом подвизался. Есть поле для большой серьезной работы, для гражданских, светских и церковных историков. Церковно-исторических исследований в нашем регионе пока недостаточно.

-- Регион не отличился? Или не собрали такие сведения?

-- Его промышленный статус в свое время затмил многое. Даже культурную жизнь, а уж все остальное и подавно отошло на второй план. Нам следует вписать свои страницы в историю Южного Урала, Челябинска. Мы уже это делаем и надеемся, что труды наши не останутся без внимания тех, кто интересуется историей Православия на Южном Урале.

-- Что вообще происходит сейчас с православным миром?

-- Сложно судить о православном мире, не выходя из собственного дома. Но когда оказываешься за пределами России или общаешься с православными в другой стране, начинаешь убеждаться, что мы порой не отдаем себе даже отчета, какими незримыми узами связаны с нашими братьями. Они разные, не всегда дружат между собой, обижаются, какие-то моменты разводили нас по разные стороны стола, но когда все собираются вкруг трапезы господней, начинаешь понимать и осознавать насколько это важно - родство по вере, родство по духу. Когда видишь среди своих единоверцев не только людей, говорящих на твоем языке и молящихся в твоем храме, но и собратьев из самых разных народов мира, ничего, кроме радости причастности к общей исторической судьбе, не ощущаешь. Этим чувством мы обязаны усилиям Русской православной церкви, сохранение таких отношений дорогого стоит.

Русских в православных странах любят, нет такого православного народа, который не считал бы нас своими братьями, и это происходит не только с болгарами, а и с православными арабами, сирийцами через призму общей исторической судьбы, причастности к общевселенскому Православию. Как некогда сказал один иностранный путешественник, посетивший Россию в XVI веке: "Если и надлежит возвышаться какому-то народу и какой-то державе, то именно этому народу и этой державе". Слова были сказаны отчасти с завистью, но справедливо. У современной России без осознания исторического и духовного опыта, а значит, и без церкви, не будет успеха в будущем. Мы другие люди и никогда не сможем верить сухо, рассудочно, руководствуясь только разумом и здравым смыслом. Это не наш путь, мы люди сердечные, душевные, поступающие порой парадоксально, когда выход кажется линейным и простым. Но мы поступаем даже вопреки этой линейной простоте, настолько сильно в нас глубинное чувство причастности ко всей истории России.

Беседовала Эйнара ТОММ

Комментарии
Комментариев пока нет