Новости

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Президент России может прилететь в Челябинск уже осенью.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

В балете без фанатизма нельзя

08.10.2008
Тамара Борисовна Нарская отметила 80-летний юбилей туром вальса

Профессор ЧГАКИ, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Тамара Борисовна Нарская отметила свой  80-летний юбилей. Не одно десятилетие Т. Б. Нарская была педагогом, репетитором, балетмейстером театра оперы и балета им. М.

Тамара Борисовна Нарская отметила 80-летний юбилей туром вальса

Профессор ЧГАКИ, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Тамара Борисовна Нарская отметила свой 80-летний юбилей. Не одно десятилетие Т. Б. Нарская была педагогом, репетитором, балетмейстером театра оперы и балета им. М. И. Глинки. "Балет - это армейское подразделение", - говорит сама юбилярша. Вот об этом подразделении, о челябинском театре, жизненном пути и о самом личном мне удалось поговорить с виновницей торжества перед праздничным концертом, организованным в ее честь студентами ЧГАКИ.

Приобщение к танцу Тамары Хазановой (девичья фамилия) произошло в раннем детстве (1935 год) в Доме культуры ГОГРЭС Горьковской области. Это увлечение переросло в преданность и любовь к хореографии на всю жизнь. Такое легкое на вид искусство танца оказалось трудным для постижения, требующим многих слагаемых на пути понимания высокого искусства хореографии. Первые выступления самодеятельного коллектива с участием Тамары Хазановой открыли для нее иной подход к танцу. На концерт детей возили в сельский клуб на санях на другой берег застывшей Волги. В легких "балетных" костюмах танцевали перед сидящими замерзшими от холода зрителями. В этом холоде вдруг появлялись улыбки, вспыхивали аплодисменты. В это же время состоялась ее первая встреча с балетом. Она танцует в балете "Папанинцы". С переездом семьи в Горький поступает в хореографическое училище при театре оперы и балета. Ее принимают сразу в 4-й класс.

Война многое изменила. В училище стали преподавать эвакуированные из Ленинграда солисты балета - обучение в лучших традициях ленинградской школы. Режим постоянной учебы заставил организовать свое время: училище, репетиции, общеобразовательная школа, спектакль. Для Т. Хазановой становится понятно, что театр - это огромный художественный "комбинат", жестокий по требованиям к артистам. Учащиеся были заняты во всем репертуаре, участвовали в концертных программах. Театр требовал быстрого разучивания хореографического текста, стильного исполнения, артистичности. Тогда и увидели в Т. Хазановой отличную хореографическую память, значительную техническую оснащенность, выразительность, владение стилями. Обучение в училище и постоянные репетиции в театре стали университетом будущего хореографа. В 1944 году в трудовой книжке появляется первая запись - артистка балета. А спустя два года к ней прибавляется запись о педагогической деятельности Т. Хазановой. Тамара Хазанова награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Она поступает в Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова на отделение педагогов хореографии. После окончания консерватории Тамару Хазанову приглашают на работу в театр оперы и балета в городе Сталино (ныне Донецк). Кстати, со Сталино связана и еще одна глава ее жизни. Тамара Хазанова выходит замуж, и теперь она Тамара Нарская. После Сталино она с семьей переезжает в Куйбышев (Самара), где на свет появляется ее сын Игорь.

Новая страница жизни Т. Нарской связана с Челябинском. Здесь у нее появляется возможность реализовать себя как педагога, репетитора, балетмейстера. С 1968 года к работе в театре прибавляется новая профессия. Теперь она преподаватель, зав. кафедрой в ЧГИК (ЧГАКИ). Работа в театре имени М. Глинки и высшем учебном заведении сочеталась с огромной просветительской деятельностью. Она проводит множество мастер-классов, семинаров и всегда вносит новизну в методику преподавания хореографии.

-- Тамара Борисовна, расскажите, как отпраздновали свой день рождения?

-- Родилась я летом, 17 июля, поэтому свой день рождения праздновала на базе отдыха Челябинской государственной академии культуры и искусства "Мелодия" - в своем втором доме. Поздравления получила от ректората, коллег по работе в академии, театру, выпускников. Это было восхитительно! Что говорить - природа, березовая роща, сверху вниз просматривается бегущий, как и мои годы, Миасс. А вот нынешнее празднование в ЧГАКИ со студентами - это всецело инициатива академии и моих любимых учеников.

-- Сколько лет вы отдали театру?

-- В театре я проработала слишком долго и поэтому очень хорошо знаю балет изнутри. Я была и солисткой, и преподавателем, и репетитором-балетмейстером. С театром я рассталась в 1998 году. Раньше на челябинской сцене шли такие гениальные спектакли, как "Тринадцать роз", "Последний бал", "Шакунтала", "Баядерка", танцевали великолепные артисты. Репетиции шли с 10 утра и до 11 вечера, и все углы были заняты артистами. В хореографии без фанатизма, блеска в глазах делать нечего. А сейчас этого нет! Артисты пропускают репетиции, надеясь на ранее приобретенные знания и умения. Балет - это ежедневные изнурительные тренировки, тяжелейший физический труд, который требует системной работы. Даже ведущие солисты лучших театров мира уходят в отпуск всего на неделю, полторы и вновь возвращаются к станку. А что тогда говорить о начинающих?

-- Вы столько лет сами занимаетесь балетом, обучаете студентов танцу. И, безусловно, являетесь человеком, способным дать объективную оценку состоянию сегодняшнего балета.

-- Меня ужасно возмущает та ситуация, которая сложилась сейчас вокруг Челябинского театра оперы и балета имени М. Глинки! В Челябинске на сегодняшний день огромная проблема балета связана, в первую очередь, с непростительной ограниченностью классического репертуара. Исполнитель танца может работать лишь тогда, когда ему будет предложен репертуар, раскрывающий его индивидуальность. Многие артисты уехали из города лишь потому, что им был не интересен репертуар театра. К сожалению, в последние годы весь репертуар формируется без учета современного этапа развития балетного театра. Также проблема и в самих артистах. Современное развитие хореографии требует от исполнителя уникального владения своим телом для создания нового репертуара. Это сопряжено с каждодневной тщательной работой по овладению техникой и стилем балета.

Не стоит забывать, что театр - это не частная организация, это лицо Челябинской области. Если плохо говорят о театре, значит, ему недостаточно внимания уделяют административные органы Челябинской области.

-- Почему на сцене театра так мало классического балета?

-- Его не мало, но недостаточный профессионализм артистов балета не способствует высокому исполнительскому мастерству классического наследия. Любая балетная труппа формируется руководителем. Он диктует "правила игры", определяет профессиональный рост балетной труппы через репертуар.

-- Почему из года в год на сцене театра идет "Лебединое озеро" П. Чайков-ского? В чем секрет его популярности?

-- Во-первых, музыка Чайковского - это цельное произведение, которое имеет свою драматургическую канву. Музыка вызывает эмоциональное сопереживание. Многие ходят на этот балет ради красивой и эстетической картинки. Но на самом деле в "Лебедином озере" заложена глубокая нравственная основа: добро побеждает зло. Уникальная хореография великих мастеров М. Петипа и Л. Иванова является школой, на которой выросло не одно поколение балерин, солистов балета. И каждый новый приходящий в этот спектакль исполнитель вносит свежую струю эмоционального сопереживания.

-- Тамара Борисовна, за свою жизнь вы поставили хореографические сцены более чем в 20 оперных спектаклях: "Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин" М. Глинки, "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Алеко" С. Рахманинова, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, "Аида" Д. Верди и других. Какой ваш самый любимый?

-- Трудно сказать, ведь все спектакли, которые ты делаешь, становятся для тебя как родные дети. Но, пожалуй, самым значимым для меня был "Руслан и Людмила" М. Глинки, ведь это была первая опера, доверенная мне дирижером И.А. Заком и поставленная на сцене театра, носящего имя М. Глинки.

-- На какой балет вы ходили в последний раз и ваши впечатления о нем.

-- Из-за низкого качества постановок в прошлом году я ходила на балет редко. Самый последний увиденный мною балет - "Синдбад" (балетмейстер В.Б. Кокарев) - поверг меня в ужас. Спектакли, подобные этому, только раздражают, портят настроение и губят здоровье. А мне это совсем не нужно. Недавно мне удалось побывать на "Ромео и Джульетте" (балетмейстер К.С. Уральский). Это балет очень достойный.

-- Ваш муж, как и вы, артист сцены - премьер театра оперы и балета имени М. Глинки в 60-е годы ХХ века. А дети и внуки пошли по вашим театральным стопам?

-- Нет, в семье Нарских к театру близки только мы с мужем. Сын смыслом жизни избрал изучение истории повседневности. Он профессор, доктор исторических наук. Я им очень горжусь. Раньше говорили: "Игорь Нарский? А! Это сын Тамары Борисовны!", а сейчас говорят: "Тамара Борисовна Нарская? А! Это мама Игоря Владимировича". У внучки Нины уже своя семья, и о танцах она никогда всерьез не думала. Младшенькая внучка Александра ходит во второй класс, и, похоже, хореография ей не интересна. А правнук Игорь хоть еще совсем маленький (5 лет), но уже занимается в секции художественной гимнастики. Кто знает, кем он будет?

Общаться с Тамарой Борисовной - удовольствие. Это очень импозантный, своенравный и интересный человек, который действительно знает о театре абсолютно все! Кстати, в свои 80 лет она до сих пор виртуозно кружится в вальсе и делает экзерсис. Стоит только посмотреть на Тамару Борисовну, и сразу же становится очевидно, что именно танец делает человека молодым и телом, и душой!

Наталья ИВАНЕНКО

P.S. Сегодня в Челябинской опере на спектакле "Ромео и Джульетта" состоится чествование замечательного творческого и семейного дуэта - Владимира Нарского и Тамары Хазановой-Нарской.

Комментарии
Комментариев пока нет