Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Цветы для кондуктора

05.01.2002
70 лет назад в Челябинске появился первый трамвай

Олеся ГОРЮК
Челябинск

5 января 1932 года в Челябинске произошло чудо. Играл духовой оркестр, люди бежали толпами и кричали "Ура!" первому трамваю. Пять новоиспеченных вагоновожатых сменяли друг друга на каждой остановке - всем хотелось принять участие в рейсе. Проехали шесть километров от вокзала до ЧГРЭС - именно таким был первый маршрут.
На следующий день в газете появился огромный заголовок: "Трамвай и канализация в Челябинске есть!"
Восторги корреспондента были не случайными: по количеству достижений цивилизации наш город здорово отстал даже от небольших Витебска и Житомира, не говоря уж о Свердловске и Перми, где трамваи были пущены еще в начале века.

70 лет назад в Челябинске появился первый трамвай

Олеся ГОРЮК

Челябинск

5 января 1932 года в Челябинске произошло чудо. Играл духовой оркестр, люди бежали толпами и кричали "Ура!" первому трамваю. Пять новоиспеченных вагоновожатых сменяли друг друга на каждой остановке - всем хотелось принять участие в рейсе. Проехали шесть километров от вокзала до ЧГРЭС - именно таким был первый маршрут.

На следующий день в газете появился огромный заголовок: "Трамвай и канализация в Челябинске есть!"

Восторги корреспондента были не случайными: по количеству достижений цивилизации наш город здорово отстал даже от небольших Витебска и Житомира, не говоря уж о Свердловске и Перми, где трамваи были пущены еще в начале века. Челябинцам в это время приходилось довольствоваться дилижансами, коих насчитывалось восемь штук. По легенде, рассказанной мне хранительницей музея транспорта, лошадь, катившая один из таких дилижансов, утонула в грязи, за что была до смерти избита кучером. Этот случай лишний раз показал властям, что необходимо, наконец, открыть дорогу прогрессу и в Челябинске. 17 августа 1931 года "Челябинский рабочий" опубликовал объявление: "Коммунальный трест проводит набор на курсы вагоновожатых. Приглашаются лица обоего пола в возрасте от 25 до 30 лет. Обучение сроком два месяца проводится в Свердловске".

Чтобы водить тогдашний трамвай, нужна была лошадиная выносливость. "Управлялись деревянные вагончики как тяни-толкай, с двух сторон, потому как трамвайных колец тогда не было, - вспоминает один из старейших вагоновожатых. - Отдельную кабину водитель не имел, вагон не отапливался, пальцы примерзали к железу. Снегоочистителей тоже не было, поэтому водитель носил с собой лопаточку и соль с керосином. Иногда трамвай заносило снегом и приходилось ночевать в вагоне".

Первый вагон, изготовленный еще до революции на Путиловском заводе, подарил Челябинску Свердловск. Корпус был сделан из фанеры, двери открывались вручную. Через год трамваев стало 16. Они постоянно были переполнены, те, кто не вместился, пристраивались по бокам или лезли на крышу. Ехали со скоростью 10-15 километров в час. В народе сложился анекдот о первом транспорте:

"Собралась бабуля в гости к внукам. Вышла на улицу, соседка ее спрашивает:

-- Небось, Екимовна, на трамвае поедешь?

-- Да нет, милая, мне сегодня побыстрей надо".

Зато к вагоновожатым относились с большим почтением. Их узнавали по красивой синей форме и фуражке с малиновым кантом. Между прочим, никому и в голову не приходило проехать на халяву. У двери стояла кондуктор и обилечивала всех при входе.

...Праздничная гулянка 15 сентября 2001 года. Вагоновожатая сидела как на углях, не помогала даже изоляция водительской кабины. В салоне - пьяное пение и звон бутылок. На крыше - танцы до упаду. Выбежала из кабины и ахнула: несколько парней раскачивались на пантографе (так называется устройство для съема тока с контактного провода).

-- Отпустите, убьет! - закричала перепуганная женщина, но тщетно.

Поздним вечером семь трамваев вернулись в депо с выбитыми стеклами и один - со сломанным пантографом.

Мы разговариваем с Любовью Яковенко - лучшей вагоновожатой города. Спрашиваю, насколько велик стресс от подобной "экстремалки".

-- За двадцать лет я уже ко всему привыкла. И научилась предотвращать аварии на линии. Издалека вижу ребенка, перебегающего дорогу, и заблаговременно торможу. Чутьем угадываю, свернет машина на трамвайные пути или нет. Останавливаю трамвай, если вижу пьяного человека, и перевожу его через рельсы. Потому что так гораздо проще, чем потом отвечать за последствия.

Работники городского электротранспорта ежедневно видят сотни тысяч людей. И смело могут садиться за философские очерки о временах и нравах. Рассуждать, что за последние годы наша культура значительно упала, - банально, а у них статистика есть. Из нее, например, следует, что с каждым годом растет число алкоголиков и пешеходов, переходящих дорогу на красный свет. Вообще же пассажир стал агрессивен и чем больше правил нарушает, тем чаще идет в депо жаловаться.

Что ж, видеть плохое и не замечать хорошее у нас в крови. Например, то, что ни один трамвай не выходит на маршрут с куском фанеры, вставленным вместо выбитого стекла. Хотя такое можно встретить в том же Екатеринбурге. Не думаем мы и о том, что постоянные стычки по поводу "оплатим за проезд" вызывают у кондукторов сильный стресс, становящийся постоянным.

...Далеко не каждая женщина способна вынести на себе груз недовольства пассажиров и при этом не пристраститься к выпивке или не стать истеричной. Один из пассажиров подарил такой женщине цветы. Вез букет любимой девушке, а отдал кондуктору. Жаль, что такое чудо случается раз в 70 лет. n

Трамваи Челябинска

619 маршрутов

360 вагонов

В качестве своеобразного подарка к юбилею работники муниципального предприятия "Челябгортранс" получили два новых трамвая, выпущенных Усть-Катавским вагоностроительным заводом.

Комментарии
Комментариев пока нет