Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

География научит Родину любить

07.10.2008
Елена Щербакова воспитывает в учениках патриотизм с помощью топографических карт  

Виктор РИСКИН

Кыштым

В самом деле, разве не интересно узнать, из какого источника берут воду жители деревни Ладогино? А в какую школу ходят ребята из деревни Михайлино? Или как добраться до ближайшей железнодорожной станции обитателям деревни Добрынино? Русские, звучные, теплые названия смягчают скучноватое название темы урока - "План местности".

Дайте детям карты в руки

Ученики на ее уроке не скучали. По моим наблюдениям, в воздухе постоянно раскачивалось пять-шесть рук, безмолвно взывая к учителю: "Спросите меня!" Елена Геннадьевна только успевала выкликать желающих: "Илья! Жанна! Лиза! Ярослав! Вова! Света! Лена!"

Сказать, что все 19 шестиклашек активно постигали топографические знаки, цвета, обозначающие родник, станцию, школу, будет перебором. Несколько ребят вели себя индифферентно. Таких Щербакова пыталась вовлечь в дискуссию.

Елена Щербакова воспитывает в учениках патриотизм с помощью топографических карт

Виктор РИСКИН

Кыштым

В самом деле, разве не интересно узнать, из какого источника берут воду жители деревни Ладогино? А в какую школу ходят ребята из деревни Михайлино? Или как добраться до ближайшей железнодорожной станции обитателям деревни Добрынино? Русские, звучные, теплые названия смягчают скучноватое название темы урока - "План местности".

Дайте детям карты в руки

Ученики на ее уроке не скучали. По моим наблюдениям, в воздухе постоянно раскачивалось пять-шесть рук, безмолвно взывая к учителю: "Спросите меня!" Елена Геннадьевна только успевала выкликать желающих: "Илья! Жанна! Лиза! Ярослав! Вова! Света! Лена!"

Сказать, что все 19 шестиклашек активно постигали топографические знаки, цвета, обозначающие родник, станцию, школу, будет перебором. Несколько ребят вели себя индифферентно. Таких Щербакова пыталась вовлечь в дискуссию. Задавала провокационные вопросы типа: "Можно ли составить топографическую карту нашего города? Если да, то что для этого надо?" Торопыги кричали: "Да, конечно!" Рассудительные сомневались: "Надо хорошо знать Кыштым:" Правильно, поддерживала последних Елена Геннадьевна. И переключала внимание на более доступный вариант - попытку создать карту школьного двора.

Первична личность

В учительской профессии она достигла всего что можно. За 17 лет преподавания получила высшую категорию, стала руководителем городского методического объединения. И даже заняла второе место на всероссийском конкурсе географов всей страны "Мой лучший урок". Между тем она считает, что география как школьный предмет: вторична. Первична - личность. Личность ученика.

К этому, на первый взгляд, парадоксальному для предметника утверждению Елена Щербакова пришла после заурядного конфликта.

-- Мальчик плохо себя вел на уроке, - с явным нежеланием вспоминает она единственный в ее практике малоприятный эпизод, - вертелся, разговаривал. Словом, мешал вести урок. Я в ту пору была весьма категорична. Как всякий учитель, убеждена: мой предмет, география, - главная наука. И пренебрежительного отношения к ней и к себе тоже я не потерплю. Короче, выгнала его с урока. На другой день он на мой урок не пришел. Тогда я для себя поняла: да, география важна, но она не стоит обиды ребенка.

К такому выводу Елена пришла достаточно легко. Перед глазами был пример ее учителя - преподавателя географии Каслинской школы Галины Александровны Тепляковой.

-- На ее уроки мы стремились, как на праздник, - рассказывает Щербакова. - Для меня она была идеалом педагога. Можете себе представить: читала нам на уроках географии стихи Асадова! Потом мы бежали в книжный магазин, искали маленький сборничек с "Трусихой", "Разрывом", поэмой "Галина".

Дети - народ впечатлительный. Если нравится наставник, то их увлекает и его дело. Не из каждого класса сразу 10 (!) ребят поступают в педагогический институт. Одной из них была Лена Щербакова.

-- А ведь у меня был выбор, - улыбается Елена Геннадьевна, - стать учителем или врачом: моя мама - медик.

Спустя 15 лет Елена Геннадьевна и Галина Александровна встретились снова уже как коллеги. На областном семинаре руководителей городских методических объ-единений учителей географии.

Кучер довезет?

География - наука, на первый взгляд, не самая необходимая по жизни. Трудно обойтись без арифметики, русского устного и письменного, даже химии. А вот описание земли - когда и для чего может пригодиться? Как там говаривал персонаж из "Недоросля"? Скажи кучеру, куда надо, он и довезет.

-- Одна из наших задач - воспитание любви к Родине, - защищает свой предмет Щербакова, - а для того чтобы любить, надо знать. Эти реки, озера, свой край.

Вот почему Елена Александровна дополнительно к географии ведет кружки юных краеведов, руководит научным обществом учащихся. Пишет с ребятами исследовательские работы по реке Кыштымке, озеру Сугомак, родникам, Каменным воротам на Слюдоруднике, организует походы по кыштымским окрестностям. Елена Геннадьевна убеждена: география дает возможность развиваться, повышает эрудицию.

-- Человек должен быть гармоничным, - продолжает Елена Геннадьевна, - обладать определенным мировоззрением, которое в том числе формирует и география. Каждый раз, когда иду с ребятами в лес, на озеро, к тем же Каменным воротам, открываю для себя и своих учеников что-то новое. Невозможно насладиться той красотой, которая окружает нас. Уметь видеть прекрасное в самом обычном - это достойно любого, даже самого сенсационного географического открытия.

Останавливаться на достигнутом Щербакова не собирается.

-- Сейчас так много интересного, - говорит она, - о чем мы и мечтать-то раньше не могли. Хочу научиться работать с интерактивной доской, вникнуть в новые технологии, участвовать в различных конкурсах.

Она добрая!

Однажды, как мы уже упоминали, Елена Геннадьевна участвовала в конкурсе под названием "Мой лучший урок". Представляла свой проект в Москве вместе с подругой и коллегой, биологом из той же 13-й школы Еленой Станиславовной Крапивиной. Обе они, каждая в своей номинации, заняли второе место. Единственное, чего не хватает нашей собеседнице, - так это времени.

Зато с избытком - внимания и, главное, понимания со стороны ее учеников. Беглый блицопрос, который я провел перед уроком, выявил основное качество, наиболее ценимое школьниками в своем наставнике.

-- Она добрая, - с ходу за-явила, сверкая обаятельной улыбкой, Женя Бродягина.

-- Мы больше узнаем о мире, - прагматично подошла к оценке педагога Лиза Крюкова, - например, кто Америку открыл.

Открыть свою Америку стремится, наверное, каждый. И Елена Геннадьевна такое открытие совершила, выстроив в отношениях со своими воспитанниками не вертикаль "учитель-ученик", а горизонталь в виде теплых, доверительных, даже партнерских отношений.

В том, что это не набор пустых слов, я убедился на том же уроке. Щербакова вывела мелом на доске единицу, дописала две буквы - см и спросила класс: "Скажите, сколько в одном сантиметре: метров?" Я аж голову в плечи втянул, ожидая взрыва. Сразу вспомнились свои школьные годы. Не было для нас, оболтусов, большего счастья, когда училка ошибалась или, как в нашем случае, оговаривалась. Раздавался такой рев восторга, сопровождаемый диким, но искренним хохотом, что педагог с раскрасневшимися щеками вылетала вон из класса.

Но здесь ничего похожего не произошло. Никто даже не хихикнул. Только из середины второго ряда прозвучала спокойная, сказанная как бы между прочим, скучноватым тоном поправка: "В метре сантиметров:" И Елена Геннадьевна не ахнула, не зарделась, а лишь кивнула признательно: "Конечно, это я поторопилась:" И урок продолжался как ни в чем не бывало.

Не знаю, пойдет ли потом кто из ее учеников в преподаватели географии. Для Елены Геннадьевны, как мне кажется, это не самое важное. Ей хочется научить своих воспитанников ценить землю, на которой они живут. Уважать людей, что рядом. Такие уроки истории с географией ей удаются. А значит, они останутся в памяти ее учеников. Вместе с памятью о добром учителе.

Елена САЛАНЧУК, начальник управления образования:

-- Есть люди, случайно попавшие в педагогическую профессию. Но это не о Щербаковой. Елена Геннадьевна - человек, который знает, что он желает получить от своей работы. Ее очень любят дети. Я думаю, это самое главное, чего может достичь человек в профессии педагога.

Комментарии
Комментариев пока нет