Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Мода на смерть

11.10.2008
Сегодня подростки относятся к самоубийству почти с поэтическим восторгом

О смерть, я твой!

Повсюду вижу

Тебя одну -

И ненавижу

Очарования земли:

Если бы знали символисты начала прошлого века, как нешуточно отзовутся их романтические заигрывание и кокетничанье с темными сторонами бытия. Именно в то время появились воспеватели, славословящие уход из светлого мира в таинственную тьму, именно тогда вошло в моду столоверчение для общения с мертвыми, именно тогда реальность жизни была по умолчанию объявлена бессмысленной, глупой, а высшей целью и подвигом стала попытка уйти от нее, преодолеть якобы косный и непонимающий мир.

Символистов называли вечными детьми. Но если бы можно было предугадать, как их слова отзовутся сегодня в душах нынешних школьников. И что эти попытки игры в смерть станут далеко не шуточными.

Сегодня подростки относятся к самоубийству почти с поэтическим восторгом

О смерть, я твой!

Повсюду вижу

Тебя одну -

И ненавижу

Очарования земли:

Если бы знали символисты начала прошлого века, как нешуточно отзовутся их романтические заигрывание и кокетничанье с темными сторонами бытия. Именно в то время появились воспеватели, славословящие уход из светлого мира в таинственную тьму, именно тогда вошло в моду столоверчение для общения с мертвыми, именно тогда реальность жизни была по умолчанию объявлена бессмысленной, глупой, а высшей целью и подвигом стала попытка уйти от нее, преодолеть якобы косный и непонимающий мир.

Символистов называли вечными детьми. Но если бы можно было предугадать, как их слова отзовутся сегодня в душах нынешних школьников. И что эти попытки игры в смерть станут далеко не шуточными.

"Смерть не любит смертолюбов", - написал современный поэт, намекая, что люди, одержимо интересующиеся смертью, как правило, живут долго и счастливо по какому-то неведомому закону-парадоксу. Однако этот закон не всегда срабатывает, когда дело касается юного поколения, любящего играть "до полной гибели всерьез".

В последнее время все чаще случаются убийства и самоубийства подростков. Суицидальная смертность вообще становится проблемой человечества, в первую очередь цивилизованного, и нашего общества тоже. По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе (у нас этот показатель среди 14-18-летних составляет 21,55).

Сегодня подросток запросто может перерезать себе вены, а потом, когда его спасут, сказать: "Я испугался ЕГЭ" (вряд ли после этого мальчика заставят сдавать экзамены, скорее выдадут справку о ранимой психике, когда противопоказаны экзаменационные стрессы). Строптивой восьмикласснице, поругавшейся с мамой или выслушавшей наставления классного руководителя, ничего не стоит засунуть голову в петлю. В ответ на запрет родителей сожительствовать с парнем одиннадцатиклассница не задумываясь может шагнуть с шестого этажа. Все эти факты из нашей жизни.

В случившемся обычно обвиняют школу, семью ("недоглядели"), но никогда общество, в котором господствуют определенные взгляды и настроения. Причем они, как правило, не имеют географических рамок.

В Интернете промелькнуло сообщение: 17-летняя школьница из Великобритании покончила жизнь самоубийством. В Сети тут же появился посвященный ей сайт с фотографиями, поэмами, откликами. За сутки почти 3000 человек посетили его. Все восхищались поступком девушки. "Ужасно люблю тебя, ты звезда, ты будешь такой всегда", - пишет один из них.

Странный эффект, не правда ли? Девушка вызывает у сверстников почти поэтический восторг. Она сделала это! У нее получилось! Она достойна восхваления! Этот выморочный элемент "звездности" не может не тревожить.

Профессор Пятигорский, философ и востоковед, ныне преподающий в Лондоне, считает, что в современной России люди воспринимают убийство, смерть как нечто привычное и обыденное. Но это еще мягко сказано. На самом деле мы живем во времена, когда самоубийство возводится в ранг ПОДВИГА.

Две школьницы в городе Благовещенске выкинулись из окна. У девочек вполне благополучные семьи. Их настроение передают фразы, которыми исписаны стены лестничных клеток: "Мама, это правда, мама, я еще живой. Ты уже не плачешь, мама, полетим со мной" (слова из песни "Ковер-самолет" группы "Агата Кристи").

Нам скажут: вульгарно переносить слова песен на жизнь, усматривать в них скрытые негативные призывы, равнять искусство и реальность. Согласны, если речь идет о единичном случае. Но этого слишком много. Вот некоторые примеры из песен кумиров нынешних подростков.

"Послушай, что я скажу - тебе не стоит жить. Послушай, что я скажу - ты разучился любить. Голубые тени вен порви быстрей, послушай меня, себя убей. В этом мире давно тебя не держит никто, ты опускаешься на дно и пьешь со знанием вино. И тебе говорят, что ты должен бросить пить. А я предлагаю тебе себя убить" (Дельфин, песня с красноречивым названием "Суицидальное диско").

"Я сам себе бес. Я - самоубийца. Мой сказочный лес - моя голова. Могу забыть утром, но ночью приснится тугая веревка, больные слова. Я сам себе мать. Я - самоубийца. Большая кровать - мой последний приют. Пускай белый свет мне сверлит глазницы, но я буду первым - меня не убьют. Я сам себе суд. Я - самоубийца. Напрасен ваш труд, глотайте слюну. Смеяться над болью и рушить границы. Летать где-то в небе или ползать по дну? Летать или ползать? Летать!" (группа "Пуля", песня "Самоубийца").

Если вчитаться, вслушаться в эти строки, будет очевидно, что не только подросток с воспаленными мозгами, с затуманенным сознанием, абстрактным воображением найдет здесь созвучную себе ноту. Нет, и вполне здоровый ребенок, не чуждый обычной романтике, вечно желающий попробовать "что-то новенькое", может поддаться этим соблазнительным призывам и совершить непоправимое.

Психологи и некоторые искусствоведы утверждают, что для человека взрослого, эмоционально устойчивого соприкосновение с подобным материалом (в книге, на экране или на сцене) играет важную роль. Взрослый человек может избавиться от негативных эмоций через аффектированные, отрицательные переживания, изжить собственные страсти и пороки, посмотрев на себя как бы со стороны, - словом, испытывает то, что древние называли катарсисом. Но это неприменимо к человеку юному, который не умеет дистанцироваться от "художественного" хаоса, не понимает его условности и на любое слово, обращенное к нему, реагирует чутко, заражаясь эмоциональной доминантой сказанного.

Подобные произведения сами находят свою "жертву", внутри которой кипят страсти, и в этом кипении вырабатываются инстинкты, в какой-то степени влияющие на поведение. И само восприятие самоубийства, смерти становится обыденным, привычным; а сами понятия соотносятся с чем-то "высшим", "прекрасным".

Рыщет рядом моя смерть,

И как будто мою тень

Она ласкает мрачным

взглядом.

Знаю точно - мало мне

осталось.

Это начало верлибра 15-летнего подростка. Во всем стихотворении чувствуется какое-то восторженное, почти чувственное, "ласкающее" любование смертью. Прав был Пушкин, когда писал: "Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья".

А если это наслажденье, то убить можно не только себя, но и другого человека.

Недавно в Москве судили группу молодых отморозков, которые учинили на Черкизовском базаре взрыв: погибло 14 человек, десятки ранены. Они убивали, прикрываясь, как им кажется, "правым делом". На самом деле это все та же низкая, ущербная "романтика" : желание получить острые ощущения, дикарская свобода и, конечно, презрение к ценности человеческой жизни.

Недавно один из авторов этой статьи побывал в детском доме. Помимо естественной печали от знакомства с местными детьми осталось еще одно ощущение - светлое. Только позже стало возможно выявить и обозначить конкретными словами его причину. Произошло это тогда, когда одна из девятиклассниц в респектабельной школе, где преподает автор, закатила глаза и стала рассказывать, как ее все достало, как ей тоскливо жить, потому что про жизнь уже все понятно. Девочка из небогатой семьи, но весьма избалованная, - у нее родители из числа тех, что вывернутся наизнанку, но дадут своему ребенку все и даже немного больше, чем следует. Она уже была и на Кипре, и в Америке, и где-то в Европе, уже успела влюбиться и разлюбить, прочла много книг и даже сама пописывает стишки, впрочем, ни на какой проблеск таланта не претендуя. В каждом ее слове и движении сквозят такое пресыщение, такая невыносимая скука, такое отсутствие воздуха и вообще желания, что и 40-летний человек диву дается, глядя в ее безучастные глаза. Она могла бы уже сейчас уйти в монастырь, если бы не полное отсутствие желания делать что-либо в жизни вообще.

Вот этого пессимизма, этого тупика в глазах детдомовских детей нет. А еще там, вопреки расхожему мнению, нет загнанности. Загнанность зачастую удел балованных подростков, которые ничего в жизни не испытали, и потому думают, что знают все и уже могут сводить с ней счеты.

Недавно мы были свидетелями выступления самодеятельного школьного театра из области, в котором играют дети-инвалиды. Такого света, такого позитива давно не испытывали. Ребята были счастливы, выходя на сцену. Счастливы, одаривая зрителя. Далеко не всем дано чувство благодати, благодатности жизни. Этому нужно учить.

Александр ГЕЛИЧ, заслуженный учитель России,

Константин РУБИНСКИЙ, поэт, драматург, член Союза писателей России, лауреат международных конкурсов

Комментарии
Комментариев пока нет