Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дети стали рано взрослеть

09.01.2002
В Челябинской картинной галерее считают,  что это нехорошо

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В эти дни в областной картинной галерее проходит выставка "Азбука живописи". Она адресована в первую очередь детям и в галерейных планах проходит под грифом "дидактическая". Школьники, приходя на эту выставку, узнают, что такое композиция, колорит, перспектива, ритм, и потихоньку учатся понимать живопись, что, между прочим, не помешало бы и многим взрослым. Кстати, произведения, составившие экспозицию, делают выставку интересной не только детям.
Дидактические выставки проводились в галерее нечасто и бессистемно.

В Челябинской картинной галерее считают, что это нехорошо

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В эти дни в областной картинной галерее проходит выставка "Азбука живописи". Она адресована в первую очередь детям и в галерейных планах проходит под грифом "дидактическая". Школьники, приходя на эту выставку, узнают, что такое композиция, колорит, перспектива, ритм, и потихоньку учатся понимать живопись, что, между прочим, не помешало бы и многим взрослым. Кстати, произведения, составившие экспозицию, делают выставку интересной не только детям.

Дидактические выставки проводились в галерее нечасто и бессистемно. А между тем просветительский потенциал главного художественного музея огромен. Здесь есть высококлассные профессионалы, способные увлекательно и грамотно рассказывать об искусстве. И есть отличная коллекция, которая из-за недостатка выставочных площадей редко доходит до зрителя. Свою экспозицию автор "Азбуки живописи" Елена Устьянцева в основном составила из произведений художников последней трети ХХ века. Среди них есть как признанные челябинские мастера (Н. Аникин, В. Бубнов, З. Латфулин, К. Фокин, П. Ходаев, В. Чернилевский), так и "советские" (М. Брусиловский, Б. Берзиньш, Р. Габриэлян, Н. Игнатов). И никакого сюсюканья! Тот факт, что здесь нет так называемой "классической" живописи, на мой взгляд, плюс всей выставке. Классику воспринимает любой, а вот язык живописи ХХ века, даже советского периода, для многих дело избыточно сложное.

Елена Устьянцева начинает рассказ о живописи с картины Н. Игнатова "Грузинский хлеб". Причем сразу нарушает музейное табу - "не трогать". Именно с ощущения шершавого холста начинается любопытство: а как это сделано и почему?

-- Вся выставка вышла из одной восточной поговорки: "Услышал - и забыл, увидел - и запомнил, сделал сам - и понял", - говорит Елена Устьянцева. - Для меня важно, чтобы ребенок постигал законы и язык живописи на собственном опыте.

Для этих целей на полу возле картин, иллюстрирующих тот или иной аспект художественного языка, лежат большой кусок ватмана и карандаши. Каждый ребенок может попробовать поработать с линией или перспективой, ощутить ритм или попытаться создать композицию.

Интересно, что произведения представленны таким образом, что каждая картина предельно выразительно иллюстрирует один из тезисов "беседы" (так обозначила жанр своего общения с детьми Елена Устьянцева). Например, в "Подмосковном пейзаже" Г. Нисского изображена уходящая к горизонту дорога, наилучшим образом показывающая принцип прямой перспективы. Справа от этой картины стоит зеркало, куда каждый ребенок может заглянуть и увидеть себя, вписанным в эту самую перспективу. А слева на стене - "Натюрморт с гранатами" А. Смирнова, где перспектива обратная.

Елена Устьянцева называет свою выставку интерактивной. Модное в связи с компьютерными технологиями, это словечко на самом деле означает возможность зрителей поучаствовать в процессе восприятия выставки. Послушав и попробовав, дети возвращаются к началу экспозиции и сравнивают свои ощущения до и после экскурсии. Так возникает игровое пространство, наилучшим образом реализующее детское любопытство.

-- Сегодня дети вынуждены рано взрослеть, - говорит Елена Устьянцева, сама, между прочим, молодая мама. - Это происходит потому, что в обществе существует тенденция на лишение детей их пространства. У нас нет детского музея, театры, даже ТЮЗы, стараются делать спектакли для взрослых или как минимум для молодежи. Но ребенку очень важен его микромир. Встает проблема адаптировать детей ко взрослому миру.

Нынешняя выставка в картинной галерее - начало масштабного проекта, цель которого - формировать личность ребенка, вовлекая его в мир искусства. Музейная педагогика, кстати, весьма актуальна на Западе. Потенциал ее в том, что музей в известном смысле противостоит школе. Там царит назидание, здесь - игра. Отныне каждый год осенью в челябинской галерее будет проходить одна дидактическая выставка. А с прошлого года здесь открылась собственная изостудия. В интерьерах галереи ребята учатся не только рисовать, но, по словам Елены Устьянцевой, видеть прекрасное и в музее, и в окружающем мире.

Выставка "Азбука живописи" продлится до середины февраля. n

Комментарии
Комментариев пока нет