Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Рано жить воспоминаньями

10.01.2002
60 лет тому назад москвичи привезли в Миасс электротехническое производство

Ольга АЙЗЕНБЕРГ
Миасс

Есть на Южном Урале не самый крупный завод, без которого в космос ничего бы не взлетало. В доказательство этого на "Миассэлектроаппарате" (далее - МЭА) любят вспоминать про звонок главы могущественного "Газпрома". В июне 1997 года он лично занимался проблемами предприятия, по причине финансовых трудностей отлученного от голубого топлива и потому неспособного изготовить датчики для "Протона". На карту был поставлен престиж государства: НПО "Энергия" могло сорвать коммерческий запуск ракеты, оплаченный зарубежным заказчиком.

Уральский потомок столичного "Динамо"
МЭА - одно из многочисленных предприятий, появившихся в "опорном крае державы" в годы Великой Отечественной войны.

60 лет тому назад москвичи привезли в Миасс электротехническое производство

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Миасс

Есть на Южном Урале не самый крупный завод, без которого в космос ничего бы не взлетало. В доказательство этого на "Миассэлектроаппарате" (далее - МЭА) любят вспоминать про звонок главы могущественного "Газпрома". В июне 1997 года он лично занимался проблемами предприятия, по причине финансовых трудностей отлученного от голубого топлива и потому неспособного изготовить датчики для "Протона". На карту был поставлен престиж государства: НПО "Энергия" могло сорвать коммерческий запуск ракеты, оплаченный зарубежным заказчиком.

Уральский потомок столичного "Динамо"

МЭА - одно из многочисленных предприятий, появившихся в "опорном крае державы" в годы Великой Отечественной войны. В город, умевший мыть золото да насекать напильники, электромашиностроительное производство в декабре 1941 года привезли москвичи, эвакуированные с завода "Динамо".

Первую продукцию - моторы для самолетов и танков - они выпустили 15 января 1942 года. В годы войны делали также зажигалки, кастрюли, чашки, ложки. Теперь бы подобное предприятие окрестили многопрофильным. МЭА был таким все 60 лет своей жизни. Причем в разные годы на первый план выходила то оборонная составляющая, то гражданская.

До начала перестройки широкой публике завод был известен прежде всего как изготовитель пылевсасывающих агрегатов. В СССР ими комплектовался каждый третий пылесос - и "Урал", и "Аудра", и многие другие. А вот о прочих изделиях МЭА знают лишь посвященные. Десятилетиями от досужих глаз их оберегал покров гостайны. Так называемые "специзделия" выпускает цех, вход в который до сих пор - только по особому пропуску. Высококвалифицированные рабочие в белых халатах по сей день делают здесь комплектующие для ракетной и космической техники. Аппаратурой миасского производства оснащаются и "Прогрессы", и "Протоны", и стратегические ракеты. Выпускал завод и так называемые двигатели жизнеобеспечения. Одни из них встраивались в скафандры космонавтов для создания внутри герметического костюма комфортного микроклимата.

В конце 80-х электроаппаратчиков заставили в авральном порядке переориентироваться на двигатели для товаров народного потребления. Они наращивали производство пылесосных агрегатов (их отгрузку контролировал постоянно сидевший на заводе первый заместитель министра), форсировали выпуск электродвигателей для других "домашних помощников". В рынок МЭА вошел производителем комплектующих, довольно быстро ощутив на себе ущербность навязанной ему номенклатуры. К середине 90-х завод имел в "загашнике" конструкторскую документацию, позволяющую выпускать конечный продукт - тепловентиляторы, электроточила, водогрейные аппараты. Но к тому времени рынок бытовой техники и электроинструмента для отечественных товаропроизводителей был уже почти потерян, а завод задыхался в тисках финансового кризиса. В 1997-м его признали несостоятельным.

Новая фаза

В 2000 году в соответствии с планом внешнего управления ОАО "Миассэлектроаппарат" обрело двух стратегических инвесторов. Ими стали производственно-коммерческие фирмы "Кедр" и "Уралавтокомплект", активно работающие на рынке автомобильной техники.

МЭА и поныне - монополист в производстве ряда "специзделий", но сейчас в общем объеме заводской продукции они составляют незначительную часть. Валютный курс последних трех лет способствовал наращиванию выпуска приводов для бытовой техники. Электроаппаратчики изготавливают воздуховсасывающие агрегаты (ими оснащается большинство российских пылесосов), различные виды двигателей для стиральных машин и электроинструмента, оригинальные мотор-колеса для инвалидных колясок. Между тем новые хозяева принесли на предприятие и новую тематику, подкрепив ее солидными инвестициями.

В 2000-м заводчане начали делать шаровые опоры для вазовских малолитражек. Нынче их ежегодный выпуск они планируют довести до полумиллиона. Освоено производство втягивающих реле, двигателей для вентиляторов охлаждения радиаторов, стеклоподъемника, стеклоочистителя и прочего сервисного электрооборудования.

Главный конструктор МЭА Александр Рользинг называет автопромовское направление "немножко неспецифичным для завода, но зато весьма перспективным".

-- Рынок бытовой электротехники, - констатирует Александр Александрович, - очень зависим от валютного курса. Запчасти же (а кое-что мы поставляем и на конвейер "АвтоВАЗа") всегда востребованы. Они обеспечивают нам наиболее быстрый и короткий возврат денег.

Сейчас шаровые опоры и автомобильное электрооборудование - треть всей выпускаемой на заводе продукции. Руководство МЭА намерено продолжить освоение этого рынка, подумывая о выпуске генераторов и стартеров. Кстати, в процессе проектирования заводские специалисты меняют конструкцию изделий. Во-первых, для снижения себестоимости. Во-вторых, для улучшения потребительских свойств. В этом им помогает оборонное прошлое. Например, в конструкции втягивающих реле использованы элементы спецтехники.

Местный колорит

Главное отличие МЭА от других предприятий города - корпоративность. Она зародилась 60 лет тому назад, когда прибывших из Москвы разместили в частных домах и бараках небольшого поселка, расположенного в семи километрах от станции Миасс. Местные и приезжие могли выжить, только помогая друг другу. К сожалению, нынешний юбилей завода отпразднуют лишь двое из 115 эвакуированных - Василий Логачев и Мария Вишникина. "Иных уж нет:"

После войны рядом с МЭА вырос благоустроенный жилой поселок, за которым закрепилось название Динамо. Но электроаппаратчики по-прежнему держатся друг друга. Для них характерна взаимовыручка, верность предприятию. Не случайно здесь много рабочих династий, одних только Тергаловых (см. на снимке) - несколько семей. Нынешнее руководство старается использовать корпоративность для решения кадровых проблем. С этой целью сейчас разрабатывается ряд социальных программ по обучению детей заводчан и решению бытовых проблем молодых специалистов.

Мечты гендиректора

Судьба вдоволь наигралась с электроаппаратчиками. Они познали и процветание, и безденежье, и горечь разочарований (прежде всего в руководителях, менявшихся одно время как перчатки). Нынешний гендиректор ОАО "Миассэлектроаппарат" Сергей Портной - выходец с Уральского автозавода. МЭА налаживает сотрудничество с автомобилестроителями, поставляя им комплектующие для вахтовых автобусов. Сергей Михайлович уверен, что партнерство двух расположенных по соседству предприятий имеет хорошие перспективы.

Но больше всего молодой гендиректор мечтает о возрождении внутриотраслевой кооперации - подобно той, что складывается сейчас в отечественном автопроме. Только так электротехническая промышленность сможет добиваться решения своих проблем на государственном уровне. Пока же вниманием властей она явно не избалована.

Впрочем, на МЭА уже привыкли надеяться только на себя. Делясь планами, заводчане постоянно подчеркивают: "Все будет зависеть от того, как мы сработаем:" n

Комментарии
Комментариев пока нет