Новости

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Без пяти сто

31.10.2008
4 ноября - 95 лет со дня рождения мастера-графика, художника и фоторепортера "Челябинского рабочего" военных лет, фронтового офицера Михаила Ткачева

Его последняя персональная экспозиция в выставочном зале Союза художников была еще при жизни Михаила Ивановича, почти 15 лет назад. Он сам отбирал для нее графические листы, руководствуясь не столько тематическим или хронологическим принципом, сколько настроением. Оставлял только лирику, только то, что в душе смотрящего рождало покой и гармонию. Редкие чувства для дисгармоничного времени "лихих девяностых", вот почему, наверное, челябинские ценители изобразительного искусства до сих пор не забыли ту выставку. Искусствовед Галина Трифонова писала о ней: "Ткачеву сегодня 80, но, кажется (с удивлением для себя понимаю это), он такой же - неторопливый, спокойный и прямой, даже резкий, когда дело касается оценок человеческих взаимоотношений в среде искусства.

4 ноября - 95 лет со дня рождения мастера-графика, художника и фоторепортера "Челябинского рабочего" военных лет, фронтового офицера Михаила Ткачева

Его последняя персональная экспозиция в выставочном зале Союза художников была еще при жизни Михаила Ивановича, почти 15 лет назад. Он сам отбирал для нее графические листы, руководствуясь не столько тематическим или хронологическим принципом, сколько настроением. Оставлял только лирику, только то, что в душе смотрящего рождало покой и гармонию. Редкие чувства для дисгармоничного времени "лихих девяностых", вот почему, наверное, челябинские ценители изобразительного искусства до сих пор не забыли ту выставку. Искусствовед Галина Трифонова писала о ней: "Ткачеву сегодня 80, но, кажется (с удивлением для себя понимаю это), он такой же - неторопливый, спокойный и прямой, даже резкий, когда дело касается оценок человеческих взаимоотношений в среде искусства. У него своя ясная, четкая неколебимость и несмешиваемость с потоком. Времена сильно меняются. Людей, для которых искусство - жизнь, а не средство хорошо жить, остается все меньше. Вечный вопрос, ясность ответа на который всегда была только у романтиков. Таким мне и представляется сегодня художник Ткачев - рыцарем белого бумажного листа".

Михаил Иванович был человеком своего времени, а время было то еще (он много знал о нем, но, как и большинство людей его поколения, не много рассказывал, скорее, проговаривался). В Челябинске оказался в роковом 1937-м (до того были Пензенское художественное училище, Дальний Восток, Карталы, Магнитогорск, армейская служба в Троицке). В Челябинске работал сначала в пионерской газете "Ленинские искры", потом в комсомольской "Сталинской смене", в 1941-1943-м - в "Челябинском рабочем". На фронт ушел добровольцем, дошел до Восточной Пруссии, был награжден орденом Красной Звезды и медалями. После фронта в газету уже не вернулся, выбрав путь художника-графика, десятки лет посвятившего непростой технике монотипии. Говорил о ней так: "Принцип один, как и в акварели, - добиваться всего за счет белизны бумаги".

Но и за счет Божьего дара, конечно, огромного труда и особого лирического взгляда. Он ведь даже целину (а целинная тема едва ли не главная для художника Ткачева) видел лирически. Целинная природа напоминала ему то место, где он родился, - Абдулино между Уфой и Самарой. Голая степь, отроги Уральских гор, речушка Терешка, ковыль, жаворонки в небе. Впрочем, и узкие улочки южного Гурзуфа, и индустриальные пейзажи Челябинска, и весну в Абрамцево Михаил Ткачев умел писать как никто.

Его работы, совершенно не устаревающие с годами, снова имеет смысл собрать в одной экспозиции из собраний Третьяковской галереи и Русского музея, коллекций областной картинной галереи и Союза художников (в который Ткачев вступил в военном 1942-м), частных собраний, семейного архива (дочь Михаила Ивановича Мария Ткачева - корректор "Челябинского рабочего") и показать новому поколению посетителей музеев. Это не сделали в эти дни, наверное, только потому, что 95 - некруглая дата. Но всего лишь через пять лет будет столетие. Время летит быстро, и тем, кому дорога память о замечательном художнике и человеке Михаиле Ткачеве, имеет смысл уже сейчас начинать думать о выставке к его вековому юбилею.

Владимир СПЕШКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет