Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Человек и миф

19.01.2002
В понедельник в Челябинске отметят 100-летие Леонида Оболенского

Владимир СПЕШКОВ
Челябинск

Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально, тем не менее именно так: несостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки, чтобы себя проявить". Эту "площадку" Оболенский искал на самых разных творческих территориях.

В понедельник в Челябинске отметят 100-летие Леонида Оболенского

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально, тем не менее именно так: несостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки, чтобы себя проявить". Эту "площадку" Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии, которая начиналась дважды, а перерыв длился почти полвека: в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" - самая известная), в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре, операторской и звукооператорской работе, танце, фотографии, преподавании, научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем, но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие, в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн), а Оболенский оставался "свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии" (формулировка одного из западных кинофестивалей).

Для именно такой биографии были объективные причины (война, плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей), но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников, которых процесс интересует больше, чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать, больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами.

Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы, не учил и не поучал, не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии, открытый миру и людям.

Количество прожитых лет перешло в качество, и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских: старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "Оболенский", в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем, никого и ничего не опровергал, кажется, и ему самому миф был интереснее реальности.

Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном, только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "Новое кино России" номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих, одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине, организаторы фестиваля объединили не просто биографии, но мифы, доказали, что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "большое кино". Этот шанс - хранить активную память об Оболенском.

Как пройдет вековой юбилей мастера, который имеет место быть 21 января? Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой, где жил Оболенский, а ныне его квартира-музей, откроют новую мемориальную доску (взамен старой, украденной охотниками за цветными металлами).

Затем Челябинское телевидение, столь многим обязанное Леониду Леонидовичу, соберет брифинг, где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "Театр + Кино". Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин, актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук, киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского, где два месяца назад поставлен новый памятник-крест.

Фестиваль "Новое кино России", уже достаточно известный, что называется, раскрученный, возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих, что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль, не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать, чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "Нового кино...", насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата.

Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно, никто не произносит): а нужен ли Челябинску музей Оболенского? Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "Родине" делают "киноуголок" другого нашего великого киноземляка Герасимова, рядом сделать "стеночку" Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага.

Уж больно некрасива сама идея "стеночки" вместо дома-музея: большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном.

Очень надеюсь, что все это лишь напрасные опасения, но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет, Оболенский останется. n

Комментарии
Комментариев пока нет