Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Большое общественное дело

29.12.2008
Человек года по версии газеты «Челябинский рабочий» — директор Челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский.

Человек года по версии газеты «Челябинский рабочий» — директор Челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский.

Есть процессы в жизни, которые в отличие, скажем, от кризиса, трудно фиксируются, однако их влияние намного мощнее и долговечнее. В последнее десятилетие Южный Урал переживает тектонический сдвиг в своем сознании. Мы стали больше интересоваться тем, что происходит у нас в городе и области. Мы отдаем себе отчет в том, что без промышленности нам не прожить, но кроме нее есть поводы гордиться своей малой родиной. Мы стали понимать, что патриотизм начинается рядом с домом, а простираться он может сколь угодно далеко. Мы осознали, что можем быть лучшими и для этого нам не нужно куда-то ехать и кому-то что-то доказывать. Мы многое узнали об истории своего региона и поняли, что есть смысл работать и делать его лучше. Символом этого сдвига в сознании стал новый областной краеведческий музей. Именно музей, а не только здание. В этом году музей дал много поводов говорить о себе. Это и открытие зала постоянной экспозиции, и история с обретением мощей Андрея Первозванного, и завершение работы над «Энциклопедией Челябинской области», и замечательные выставки. Все эти важные события напрямую связаны с личностью директора музея Владимира Богдановского. Именно его взгляд на проблему, его энергия, патриотизм, кругозор, упорство, вкус, дипломатичность, наконец, профессиональная и человеческая честность удачно сложились в формулу успеха. Не того успеха, которым сегодня называется умение ловко заработать или пролезть наверх, а успеха большого общественного дела.

Начать с туалета

Едва ли не первым делом в должности директора областного краеведческого музея был отремонтированный туалет. Большого смысла в том вроде как и не было — музею скоро предстоял переезд в новое красивое здание на берегу Миасса. Но туалет в музее был частью его сути. Богдановский увидел не просто эстетическое уродство, а символ нашего отношения к истории, культуре, к себе.

Туалет отремонтировали, а вместе с ним и помещения, где проходили выставки. Последняя перед приходом нового директора называлась «Трагедия человеческого рождения» — привезенные невесть откуда уродцы в формалине. Еще раньше здесь показывали восковые фигуры, змей и прочих экзотических пресмыкающихся. Богдановский «выписал» из помещений музея пункт обмена валюты. Убрал решетки: «Они были повсюду, все напоминало какое-то СИЗО». Вот такой была жизнь в Челябинском областном краеведческом музее еще четыре года назад…

Сейчас у нас, пожалуй, лучший краеведческий музей в провинциальной России, о том ужасе даже и не вспоминается теперь. Конечно, главное дело сделал Петр Сумин, первым из российских губернаторов дав деньги на строительство музея и оборудование экспозиций. Но ведь сколько денег ухлопано на культурные проекты, на все эти «мировые премьеры» и прочие «пшики» в глаза начальству! Средства налогоплательщиков бездарно проедаются и разворовываются, не оставляя ни смысла, ни чувства. Поэтому так важно, кто делает дело.

История заговорила

Богдановский пришел в музей, имея за плечами ряд реализованных дел. Для начала вспомним, что он создал творческое объединение «Каменный пояс». Выпустил несколько фотоальбомов, посвященных Челябинску и Южному Уралу. «Челябинская область в фотографиях» — самый значительный из них. Роскошное пятитомное издание рассказало нам о целом столетии нашей истории. Богдановский с соратниками выжали максимум смысла из удачной идеи. Выход каждого тома сопровождала выставка. Ее возили по области, показывали людям. Старые фотографии, найденные в частных и государственных архивах и музеях с помощью цифровых технологий заговорили с нами на языке современной визуальности. Это произвело сильное впечатление на людей. Издание стало призером в номинации «Книга года» Московской международной книжной ярмарки в 2003-ом, в числе других книг представляло Россию на аналогичной ярмарке во Франкфурте. Многолетний проект закончился только в этом году изданием тома «избранного».

В этом же году завершилось издание «Энциклопедии Челябинской области». Работу над ней Владимир Богдановский при поддержке покойного вице-губернатора Константина Бочкарева начинал тоже задолго до музея. Фундаментальный труд зафиксировал достижения региона, поименно назвал самых важных наших людей, собрал воедино данные о природе, истории, экономике области. Колоссальная научная работа стала исторической вехой а нашем осознании себя. Был поднят на поверхность пласт истории огромного региона, просеян через сито научных критериев. Наша энциклопедия теперь считается во многом эталонной для подобного рода изданий. Богдановский сумел сплотить уникальный и работоспособный коллектив редакции. Она компактна — всего полсотни человек. Но впечатляет количество авторов — более трех тысяч. В известном смысле работа над энциклопедией стала общественным движением.

Культурное пространство

С открытием зала постоянной экспозиции в уходящем году музей вышел на «проектную мощность». Свежих данных пока нет, но еще в 2007 году музей посетило 134 тысячи человек.

— Мне кажется не столь важным, насколько академично и правильно будут расставлены экспонаты. Важнее создать по-настоящему культурное пространство внутри музея, — говорит Владимир Иванович. — Сделать так, чтобы у человека осталось убеждение, что он не ошибся, придя сюда. Ведь если ему не понравится, он второй раз в музей по своей воле не пойдет. День открытых дверей стал для меня проверкой на правильность наших подходов.

В этот день 1 июля 2008 года в день 85-летия музея сюда пришло около восьми тысяч человек. В восемь с лишним раз больше, чем собрал бы любой аншлаговый концерт в театре драмы. В музее теперь есть, на что посмотреть и чему удивиться. Четыре прекрасно оборудованных и оформленных основных зала. Кроме них музейщики решили использовать фойе, что сделало возможным показать до семи выставок сразу, «деверсифицируя» зрительский интерес. Это важно - дать человеку выбор, что смотреть и на что, между прочим, тратить свои деньги. Самый дорогой билет стоит 150 рублей и дает возможность посмотреть все, что экспонируется в этот день в музее. А можно уложиться в половину этой суммы - если знать, куда идти. Есть, разумеется, льготники и даже бесплатные группы - например, когда речь идет о детях. Но все же важно, что люди в большинстве платят свои заработанные. И наш музей не обманывает ожидания.

Институт идей

Богдановский сумел собрать в музее не просто лучших специалистов, ученых и экскурсоводов, заинтересовать их работой. Музей сегодня превратился в интеллектуальный центр, производящий идеи. Я бы выделил две из них - идею местного самосознания и идею творчества. С первым все ясно. Люди считают Южный Урал своей родиной, музей дает им внятные аргументы для того, чтобы считать жизнь свою и своих предков наполненной реальным смыслом. Так возникает непрерывность жизни, устои, традиции. Чем больше таких аргументов, тем больше осознание себя в центре мира становится рациональным знанием. Мы все — «субъективные идеалисты»: мир вокруг существует только потому что каждый из нас ощущает его через свои чувства. У москвича или нью-йоркца свой центр мира, он не лучше и не хуже нашего, и ничуть ему не помеха. А центр мира — то место, куда только и стоит по-настоящему вкладываться.

Вторая идея — творческая, как ни странно, может стать весьма актуальной именно во время кризиса. Начиная с простого — как себя занять, если ты временно остался не у дел? Именно творческий потенциал людей позволяет им решать сложные задачи. Богдановский считает, что кризис — это пора посмотреть на себя со стороны.

— У нас не было раньше возможности поиграть в общество потребления. На нас обрушились все эти сотовые телефоны, плазменные телевизоры, кредитные иномарки. Мне кажется, маятник качнулся до предела. Возможно, это случилось преждевременно — спасибо, конечно, нефти, но сами мы еще не заработали на такую жизнь. Мы не вписывались в нормальное общество потребления даже своими ценами. Помните, сколько стоили билеты на концерты приезжих звезд? Дороже, чем за границей! Что теперь? Да ничего страшного, ну, пропустим мы мимо себя две-три модели сотовых телефонов. Не будем пока соревноваться в потреблении. Может быть, это время дано нам, чтобы немного отвлечься от пожирания, от желания заработать все деньги на свете. И мы займемся творчеством. Музей - это культура, то есть умение человека реализоваться, быть интересным и полезным себе и другим людям. Творчество в самом широком смысле может дать выход из тупика в голове…

Дело вкуса

В устах Владимира Богдановского слова о творчестве звучат особенно убедительно. Ведь сам он — замечательный фотограф. Причем директор в нем не вытеснил художника. Тому подтверждением только что вышедший из типографии фотоальбом. Он, конечно, о том же — о красоте родного края. Но сделан не просто мастерски, интересна идея. Богдановский был во многих странах. И название альбома «Южный Урал. Одно из красивейших мест в мире» от многочисленных дежурных заклинаний отличает как раз таки знание. По сути, это альбом — это кругосветное путешествие с фотоаппаратом. Богдановский вписывает красоты нашей природы в контекст красоты мировой природы. Да, есть места в мире более причудливые, но Южный Урал завораживает фотохудожника постоянной изменчивостью, каким-то внутренним движением…

Его собственное движение тоже достойно внимания и уважения. В уходящем году Владимир Иванович отметил 55-й день рождения.

- К этой цифре я отношусь, честно говоря, с удивлением. Я не чувствую, что «чего-то достиг». Наоборот, все время ощущаю себя начинающим. Все эти дипломы и медали, — Богдановский показывает на стену с дипломами. — Я воспринимаю, как аванс. Вспоминая занятия лыжами в молодости, могу сказать о себе, что я не спринтер, а скорее стайер. Когда перед тобой длинная дистанция, ты должен понимать, на каком расстоянии от тебя цель, должен не бросаться, а рассчитывать свои силы.

Это восприятие своей жизни избавляет Владимира Богдановского от соблазна пустых обещаний и незаконченных дел. А постоянное творческое усилие оттачивает вкус. Здесь Богдановский, дипломат по свойству души, может быть недипломатичен. Любая факультативная, казалось бы, выставка в созданном им музее - не случайна и всегда держит планку вкуса. Всякая халтура заканчивается большим обманом, а начинается с мелкого потакания безвкусице…

Комментарии
Комментариев пока нет