Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Человек луны

30.12.2008
26 декабря в областном краеведческом музее открылись сразу две выставки — «Лоскутная мозаика России», собравшая рукодельниц со всего города, и персональная, посвященная творчеству екатеринбургского художника Михаила Сажаева.

26 декабря в областном краеведческом музее открылись сразу две выставки — «Лоскутная мозаика России», собравшая рукодельниц со всего города, и персональная, посвященная творчеству екатеринбургского художника Михаила Сажаева. Вторая экспозиция заработала на час позже первой, поэтому приехавший заранее Михаил Сажаев имел возможность походить по музею, посмотреть на челябинскую публику и, конечно, себя показать тоже. Одет художник был в форму командира американской подлодки и ковбойского покроя шляпу. Несмотря на возраст (60 лет), Михаил Петрович не отказывает себе в удовольствии поэкспериментировать с собственным образом. В 1997 году, открывая свою первую выставку в Америке, он встречал гостей во взятом напрокат смокинге и пляжных трусах и считал, что это очень по-американски: художник должен выделяться своим особым предназначением и внешними чертами — одеждой, поведением. Тогда у него больше шансов быть замеченным.

Михаила Сажаева с полным основанием можно назвать гражданином мира. Он живет в Екатеринбурге, Нью-Йорке, Берлине — везде, где на данный момент у него заключены контракты. Работает, не дожидаясь вдохновения, а полагаясь исключительно на профессионализм и юридические договоренности. К своему здоровью относится тоже не по-нашему: водки не пьет, предпочитая чистую воду, рис и раз в неделю, обычно по выходным, позволяет себе кофе и сигару.

Михаил Сажаев — самобытный художник, в судьбе которого русская одаренность органично переплетается с западной предприимчивостью. Самоучка, родившийся в деревне Глухово и не закончивший даже художественного училища, он добился того, что стал одним из самых востребованных художников на Западе. Говорит, что заняться живописью его побудила необходимость кормить семью, стремление выбраться из нищеты, из подвала с крысами, а еще — умение прислушиваться к своей интуиции. А она шептала Сажаеву, что в один прекрасный день он покинет деревню Глухово и увидит новые страны и большие, сверкающие огнями города. Так оно все и получилось. После признания на Западе Сажаева зауважал и Екатеринбург, критики перестали писать о нем гадости, хотя, по его собственному убеждению, он остался таким же, каким был, не лучше и не хуже.

Михаил Сажаев дружит с Михаилом Барышниковым, который собрал одну из самых крупных коллекций работ своего тезки. Несколько лет назад картина Сажаева «Staited island» была продана за рекордную сумму в миллион долларов. Кроме того, Михаил Петрович пробует свои силы в литературном творчестве — и опять небезуспешно: его романы переведены на английский и помимо традиционной фабулы содержат немало полезной информации, к примеру, «Яйца по-сибирски» — настоящий кладезь кулинарных рецептов.

Получается, что все начинания Сажаева обречены на успех. В чем причина его везения?

— В Америке путь к зрителю даже очень талантливого художника зависит от менеджмента, промоушна, и я не пытался с этим бороться, а просто принял установленные правила игры, — говорит Михаил Сажаев. — Я не люблю туманные рассуждения об искусстве, они не помогают творчеству. Скорее, я солидарен с моими агентами, которые считают, что если картина продается, то это хорошая картина, а если не продается, то не очень хорошая.

Несмотря на приземленность теоретической базы, привезенные из Екатеринбургской галереи современного искусства 66 живописных и графических работ Сажаева (его творческую манеру искусствоведы характеризуют как мягкий сюрреализм) производят поэтическое впечатление. В экспозиции много реальных и фантастических пейзажей, библейских персонажей, православных святых, игры света и тени и золотого, идущего изнутри света, за которым угадывается свойственное русскому человеку стремление проникнуть в тайну жизни, почувствовать ее живую поэзию. Но, пожалуй, больше всего в работах Сажаева луны, которая может быть деталью пейзажа, персонажем и даже главным действующим лицом.

— Я действительно очень люблю луну, можно сказать, я человек луны, man of moon, — говорит Сажаев. — Луна — это не просто светило, это великий мистификатор, преображающий реальность и побуждающий человека к творчеству.

Темы для своих метафор художник черпает из жизненных впечатлений, воспоминаний, реальных образов, которые инсталлирует в иную, созданную его воображением среду обитания. Вот, к примеру, остов старой лодки с облупившейся краской или серия советских открыток, падающих, как карты из колоды — со своими кодами и символами...

— Это уникальные открытки 1940-х годов я нашел на помойке около своего дома в Екатеринбурге, — рассказывает Михаил Петрович. — Там же подобрал старинную и почти не поврежденную мандолину, другие артефакты, с которыми людям не жаль расстаться. А я, как Плюшкин, несу к себе и даю вторую жизнь в своих картинах. Но использую лишь те открытки, где нет надписей. Я вообще очень дорожу семантикой, а если когда-нибудь издам, то только вместе с написанным на обороте.

— Почему на картинах вы ставите после своей фамилии твердый знак?

— Так я передаю привет моему роду, огромной колхозной родне, устанавливаю с ними связь. Иногда вспоминаю папу и думаю, что, наверное, он бы меня сейчас не узнал.

— А кем он был?

— Железнодорожник. Фронтовик. Инвалид. Простой человек. Наверное, он был лучше меня. При суете, в которой я живу, неизбежно утрачиваешь что-то важное, какую-то частицу души. Мои родители сумели сохранить ее в неприкосновенности.

Думаю, не случайно, что челябинская выставка Михаила Сажаева открылась в один день с лоскутной. Внешне экспозиции не имеют между собой ничего общего, но, по сути, отмечены не только территориальным, но и духовным родством: обе взошли из корневой народной культуры, их объединяет интерес к художественному фрагменту, будь то лоскут ткани или выброшенная за ненадобностью открытка.

В заключение скажу, что Михаил Сажаев был искренне тронут тем, что челябинские зрители помнят его первую выставку в столице Южного Урала в начале девяностых. А еще порадовался, что на встречу с ним пришло много заинтересованного народу. По словам художника, это выгодно отличает Челябинск от Екатеринбурга, где для заполняемости экспозиционных площадей используют курсантов военных училищ.

Комментарии
Комментариев пока нет