Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Возвращение Оболенского

23.01.2002
Он ожил в воспоминаниях

У нынешнего ЧГТРК есть сильный тыл - его прошлое. Золотой фонд студии - не только редкие кино- и теледокументы, сохраненные в ее недрах, но прежде всего люди, создававшие в начале шестидесятых телевидение на Южном Урале. Все они работали бок о бок с Леонидом Леонидовичем Оболенским. И позавчера в стенах родной студии собрались почтить его память вместе с гостями кинофестиваля "Новое кино России".
Леонидыч, как любовно называли его ученики, в последние годы жизни говорил о себе с грустной самоиронией: "Я- уходящая натура".

Он ожил в воспоминаниях

У нынешнего ЧГТРК есть сильный тыл - его прошлое. Золотой фонд студии - не только редкие кино- и теледокументы, сохраненные в ее недрах, но прежде всего люди, создававшие в начале шестидесятых телевидение на Южном Урале. Все они работали бок о бок с Леонидом Леонидовичем Оболенским. И позавчера в стенах родной студии собрались почтить его память вместе с гостями кинофестиваля "Новое кино России".

Леонидыч, как любовно называли его ученики, в последние годы жизни говорил о себе с грустной самоиронией: "Я- уходящая натура". Известный кинорежиссер Валерий Усков ("Тени исчезают в полдень") сказал по этому поводу:

-- Нет, он не ушел, он по-прежнему с нами. Оболенский и его соратники, зачинатели советского кино, как бы расставили для нас дорожные знаки. Кстати, если б не он, не быть мне режиссером.

Свой первый телефильм в Челябинске Оболенский сделал в 1963 году вместе c кинорежиссером Рафаилом Эйленкригом. Это он да еще тележурналист Василий Павлов "соблазнили" Л.Л., и он покинул Свердловскую киностудию. Хотя его и там очень любили. Старейшина отечественного игрового кино режиссер Ярополк Лапшин ("Угрюм-река", "Приваловские миллионы") познакомился с Оболенским еще в сороковом году.

-- Мы учились в мастерской Льва Кулешова, - вспоминает Ярополк Юрьевич, до слез растроганный моментом. - В глазах стоит экзотическая фигура в роскошном пиджаке, клетчатых гетрах: таким предстал Оболенский перед нами, первокурсниками. Преподавал звуковое оформление фильма. Был из тех, кого называли душой кинематографических курсов. Через год - война. Мы уже на фронте узнали, что наш любимый педагог стал ополченцем, под Можайском столкнулся с немцами. И на 20 лет исчез из поля зрения. Придя работать на Свердловскую киностудию, я вновь увидел знакомую фигуру. Боже, как сложилась его жизнь! Плен, лагеря, ссылка. С такой биографией работалось ему трудно. Но не мы его, а он нас поддерживал, заряжал энергией и свежими идеями. Мы продолжали общаться и тогда, когда он переехал в Миасс. Всегда держался бодро, даже в болезнях.

Василий Павлов:

-- Местные "богомазы" малюют икону Оболенского. Не надо! Он не любил говорить о себе в превосходных степенях, никогда не упоминал, что он заслуженный. Зачем делать из него культовую фигуру, называть основоположником советского кино, если сам он предпочитал называть другие фамилии - Дзиги Вертова, Льва Кулешова. Он земной, трудяга. Как он нас учил: не занудно, не специально. Его чрезвычайная внутренняя культура сама за него говорила.

Киновед Нея Зоркая возразила:

-- Оболенский был на равных с Барнетом, Пудовкиным. Так почему ж не основоположник? А вот насчет его скромности согласна. Никогда не крутился около Кремля, около чинов. При своей известности он даже пальто снимал в гардеробах с номерками, не лез в кабинеты. Но он не из тех очаровательных дилетантов, которые только "около" процесса, это реально знаковая фигура, вобравшая все лучшие качества отечественного кино советского периода.

Народный артист России Евгений Стеблов пожелал примирить эти два мнения:

-- Может, не стоит говорить о Леониде Леонидовиче как о выдающемся артисте или режиссере, открывшем новые горизонты. Он и актер, и режиссер, и один из основателей звукозаписи в кино. Но на самом деле нечто большее. Он послан в мир, чтобы нести благодать в сферу духовного творчества. Свидетель времени, камертон совести, тонкий духовный авторитет. Когда мы работали с ним на съемках фильма "Перекличка", я пожаловался: мол, никак не научусь плакать на площадке. "Деточка, - мудро утешил он меня, - не волнуйтесь, это придет". Теперь я могу даже реветь перед объективом, приобретя тот житейский опыт, который он имел в виду.

Для Инессы Павловой, которая тоже стояла у истоков Челябинского телевидения и всю жизнь проработала здесь режиссером, Оболенский был не только учителем и коллегой, но и их с мужем соседом по дому.

-- Первое впечатление от него: денди, какого не видели в Челябинске, ибо это "племя" было истреблено после революции. А жадность до знаний во всех сферах и быстрая готовность поделиться ими! А умение рассказывать истории в лицах, используя все стили речи, в том числе ненормативную лексику (но только от лица персонажа). И первая кинематографическая наука - от него, и многие бытовые премудрости - тоже. Хотя какой там быт в начале 60-х: ни мебели, ни хорошей еды. Однажды позвал меня и говорит: "Инночка, купи у меня швейную машинку всего за 30 рублей. Купи!" - "Да на что она мне, я и шить не умею". - "Научу". И научил. Машинка до сих пор жива. А как еду облагораживал! Как-то я купила в вонючей домовой кухне вонючую жареную треску. Он начал колдовать: "Сейчас слой лучка добавим, помидорчиками сдобрим". Белую салфетку - через руку, тарелки, вилки с ножами - на стол. И, правда, треска вкусной стала. А он: "Я даже когда один, всегда себе стол сервирую и сам себя уговариваю: "Ленечка, не угодно ли вам съесть это".

Много работал с "Леонидычем" телеоператор Эдуард Комаров. К счастью, он часто фотографировал его, собрал, пожалуй, лучшую фотогалерею портретов Оболенского. Удивительные кадры! Их видели участники прошлогоднего кинофестиваля, а нынче, не найдя пристанища, Комаров в честь любимого учителя устроил фотовыставку у себя на дому.

-- Мы в то время до одури спорили с журналистами, - вспоминал он, - что главное на экране: слово или изображение. Леонидыч сказал: "Не тратьте нервы. Слово должно дополнять кадр". После этого я словно нашел свою колею. И спор кончился.

Коллега Комарова Геннадий Кононов бережно хранит подшивки журналов "Советский экран" за 1927 год, доставшиеся ему по случаю. В одном из них он обнаружил статью Оболенского о начале звукового кино:

-- Я привез ему в Миасс показать этот журнал. Он так обрадовался: "Генка, где ты взял?" - "Бог подарил".

Редактор Свердловской киностудии Лариса Козлова:

-- Он был как Жар-птица, на него всегда смотрели широко открытыми глазами. За роль в фильме "На исходе лета" ему должны были вручить "Золотую нимфу" в Монте-Карло за лучшую мужскую роль. Но: Он же был невыездной. Где эта "нимфа"? "Мне достался только поцелуй", - шутил по этому поводу Леонид Леонидович.

Директор кинофестиваля, московский киновед Вячеслав Шмыров (кстати, наш земляк) привел слова писательницы Виктории Токаревой, которая была в Челябинске на самом первом фестивале "Новое кино России", но до этого ничего не знала об Оболенском и удивлялась тому пиетету, с которым говорят об этом человеке. "Я поняла, - сказала она, разобравшись, -Оболенский - ваша Швейцария".

Пожалуй, больше, гораздо больше! Это планета, которую каждый видит как бы со своей стороны. И у каждого участника брифинга на ЧГТРК (а их было больше, чем мы смогли процитировать) нашлись особые слова и особая оценка этого лучезарного, светлого человека. Он словно ожил в их воспоминаниях. И вернулся.

Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет