Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Фестивальный роман

29.01.2002
"Новое кино России-3". Послесловие к виденному

В минувшую субботу в "КиноМАКСе" торжественно завершился III фестиваль "Новое кино России". В течение восьми дней фестивальные показы посетило около 20 тысяч челябинцев и миасцев. Мы посмотрели девять кинолент, снятых в России в прошлом году, а также расширили свои познания о кинематографе с помощью спецпрограмм "Арт-линия", "Marlen" и "Ностальгия". Наконец, увидели вживую три десятка популярных актеров и режиссеров.

"Новое кино России-3". Послесловие к виденному

В минувшую субботу в "КиноМАКСе" торжественно завершился III фестиваль "Новое кино России". В течение восьми дней фестивальные показы посетило около 20 тысяч челябинцев и миасцев. Мы посмотрели девять кинолент, снятых в России в прошлом году, а также расширили свои познания о кинематографе с помощью спецпрограмм "Арт-линия", "Marlen" и "Ностальгия". Наконец, увидели вживую три десятка популярных актеров и режиссеров. И даже успели поразмышлять, каким должен быть кинофестиваль в российской провинции.

Падающие звезды

Главным поводом обратиться к российскому кинематографу в этом году стало 100-летие Леонида Оболенского, к которому и был приурочен фестиваль. Несмотря на традиционные заклинания гостей и творческой части организаторов "Нового кино России", фигура Оболенского, похоже, так и остается лишь поводом для местных властей каждый год собирать в Челябинске друзей-актеров. Появились слухи, что в будущем главным киноориентиром подобных мероприятий может стать наш земляк Сергей Герасимов, 100-летие которого мы будем отмечать через четыре года. Если это повод забыть об Оболенском, то весьма печально, ибо означает нашу неспособность вытянуть свой оригинальный миф. На торжественной церемонии закрытия "старики" будто бы напомнили о себе самым мистическим образом: подвешенные над сценой портреты соратников Оболенского режиссера Льва Кулешова и его жены актрисы Александры Хохловой вдруг упали.

Символично, конечно, но жизнь есть жизнь. Большинство нынешних зрителей даже и не узнало в увеличенных архивных фотографиях героев прошлого. Может быть, узнавание не так важно. Главное, что зрители, судя по всему, хотят видеть новое отечественное кино. Уж коли мы заговорили о повторениях, то нельзя не заметить, что к третьему фестивалю возникла проблема его формы и статуса. Он остается местным событием, что само по себе неплохо. В конце концов, для себя же делаем. Но желание вывести его на более высокие орбиты обусловлено отношением к нему столичных кинодеятелей. Так, например, основным фактором неприсуждения Гран-при фестиваля картине "Нежный возраст" (набравшей столько же голосов, сколько и победитель "Таежный роман"), говорят, стало отсутствие на фестивале кого бы то ни было из съемочной группы. "Нежному возрасту" присудили свои призы жюри творческих союзов и жюри прессы. Иной раз создается впечатление произвольности выбора приглашенных. Так, на закрытии в "КиноМАКСе" почему-то появились Наталья Варлей, спевшая под фонограмму свой главный хит из "Кавказской пленницы", и Борис Хмельницкий. Какое отношение они имели к фестивалю - непонятно. Может быть, просто не поехали в тот день на дачу в Подмосковье? Конфуза не случается только потому, что провинциальная публика не замечает подмены, реагируя на знакомые лица простодушно-восторженно. Как и в случае, когда Людмила Касаткина слукавила со сцены о том, что хочет жить в Челябинске. Люди в зале откликнулись бурными аплодисментами. Вот что значит большая актриса.

Конкурсная программа: на заре гуманности

В общем-то никакого конкурса не было. Просто самые активные зрители оценивали просмотренное кино по шестибалльной системе, надрывая в "избирательном бюллетене" соответствующую цифру. При этом не имея возможности сравнивать картины. В результате такого судейства победил "Таежный роман", обнаружив интересную тенденцию. Известно, что 80 процентов кинематографистов работают ныне на телевидении. А поскольку оно занимает у нас нишу главного искусства, то режиссер Александр Митта получил большую фору перед остальными претендентами за откровенно более слабую киноверсию одноименного сериала.

Первое впечатление от конкурсного показа - тем, жанров, хороших актерских работ великое множество, выбирай и смотри. Каждый фильм нашел подходящего зрителя. На "Яды" - феерию в духе Голливуда или бытовую комедию "Желтый карлик" пойдут все, кто хочет развлечься. Кинолента Ярополка Лапшина "На полпути в Париж" - исключительно для людей старшего возраста, посчитавших фильм "очень милым". "Таежный роман", "Под Полярной звездой", "101-й километр" - ретро-картины о советской действительности, нашпигованные приемами и сюжетными поворотами советского кино. На фоне общей ностальгии как раз это и обеспечит фильмам прокатный успех.

Приятно было увидеть, что "новое кино", которое, по идее, должно быть главным на фестивале, не только выдержало натиск ретро-стиля, но и многими было оценено как лучшее. Это касается в первую очередь "Нежного возраста" Сергея Соловьева. Фоном проходит Москва конца 80-х - начала 90-х, последствия свободы, обернувшейся вседозволенностью, чеченская война, преступный мир, наркотики. Причем этот "стандартный набор" отнюдь не главный. Для Соловьева гораздо важнее красивая история любви, несколько абсурдная в своей сказочности, красивый киноряд, красивая музыка и обилие литературных мифов, начиная потерянным поколением и заканчивая идиотом.

Фильм Георгия Шенгелии "Мусорщик" в своем гуманистическом пафосе идет еще дальше "Нежного возраста", главный герой которого Иван Громов, имея собственную шкалу ценностей, придерживается тем не менее заданных правил игры и предстает этаким честным контрабандистом. Не то мусорщик Коля. Интеллигент, свой в кругу VIP-персон, он ежедневно чистит город от грязи, видя в этом занятии единственный способ борьбы со злом. Ни деньги, ни зарождающаяся любовь не могут отвлечь Колю от воплощения "теории малых дел".

Интересно, что актер Алексей Гуськов получил за "Мусорщика" приз от молодежного жюри "за веру в появление нового героя как ориентира для молодого поколения". Юные зрители, вероятно, не обратили внимания на явный абсурдистский уклон сценария Ивана Охлобыстина.

"Интеллектуальные" ангел и телец

Кино по определению самый демократичный род искусства. Но есть исключения. Две внеконкурсные программы фестиваля "Marlen" и "Арт-линия" показывали так называемое "интеллектуальное" кино.

Интересно, что фильмы с участием Марлен Дитрих ныне воспринимаются именно как факультатив для любителей киноискусства, хотя современники великой немецкой актрисы смотрели их совсем иначе.

Кстати, программу "Marlen" в этом году сделали не только ввиду исторического факта встречи в Берлине Дитрих и Оболенского. Фестивалю, представляющему "отечественную продукцию", его президент Вячеслав Шмыров незаметно подложил иные, кроме "нравится - не нравится", критерии. Очень остроумно и вполне естественно, должно же количество переходить в качество. Впрочем, сеансы "Арт-линии" проходили при полных залах.

Челябинский зритель на удивление хорошо принял очередное сложное и неоднозначное произведение Сокурова, наградив призом городского киноклуба "Кентавр". "Телец", продолжающий тетралогию о тиранах, четко обозначил основные характеристики "интеллектуального" российского кино. "Максимум визуальности, минимум слов" - один из его принципов, который поддерживает и режиссер Олег Ковалов. Он представил на "Арт-линии" свою "Темную ночь" (2001). В драматическую историю фотографа и маленькой девочки на фоне нацистской Германии резко врываются мотивы немецкого экспрессионизма, фильмов Фассбиндера, Висконти.

Пожалуй, главным событием "Арт-линии" стал пиратский показ легендарной "Анны Карамазофф" Рустама Хамдамова. Его работа - попытка сотворить памятник русской культуре в форме глобальной метафоры, умещенной в два часа картинного времени. Литературный прием "потока сознания" в симбиозе с живописными раскадровками заставил вспомнить об "авторском кино" как социокультурном феномене позднесоветской цивилизации. Как это часто бывает, магическую силу киноэксперименту придает налет мученичества. Фильм запрещали, уничтожали, режиссера травили, а единственную законную копию держит в своем парижском сейфе продюсер по фамилии Зильберман. Любопытно, что зрители увидели видеокопию, которая давно лежит в челябинском "Муниципальном архиве кино". Ее чудовищное качество будто бы наглядно иллюстрирует реальные перипетии жизни этого произведения.

После "Анны Карамазофф" претензии других лент на "арт-хаус" были практически обречены. Некий "поток сознания" можно было наблюдать и в фильме Андрея Эшпая "Цветущий холм среди пустого поля" (2001). Жена режиссера Евгения Симонова рассказала в этой лирической монодраме о перипетиях своей любви. Снятая ручной камерой, будто бы в духе до сих пор модной "Догмы-95", она произвела вполне однозначное впечатление. У прекрасной актрисы есть любящий муж, который пока не может подарить ей роль в масштабной ленте.

Документальное кино, водворенное в "Арт-линию", выглядело по меньшей мере непроявленно. Кинокритик и режиссер Галина Долматовская устроила на нашем фестивале российскую премьеру своей ленты "Женщина на мавзолее", рассказывающую о министре культуры СССР Екатерине Фурцевой как о добром и умном человеке. А фильм нашего земляка, ныне главного кинодокументалиста страны Сергея Мирошниченко "А. Солженицын. Жить не по лжи" вызвал смутное ощущение скрытой иронии от обилия кадров с участием президента Путина.

Материал подготовили Айвар ВАЛЕЕВ, Олеся ГОРЮК, Инга МЕЛЬНИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет