Новости

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Мальчик получил переохлаждение, но избежал травм.

Девушке удалось сбежать и добраться до отделения полиции.

55 человек уже получили документ, дающий право на соцподдержку.

Спящего мужчину между станциями Менделеево и Григорьевская увидел машинист поезда.

После ДТП с участием фуры в районе Кондратово оказалось заблокировано движение транспорта.

Пациента машины со спецсигналом отвезли в лечебное учреждение на другом реанимобиле.

От полученных травм мужчина скончался на месте.

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

ЧГРЭС. Путь длиной в 70 лет

05.08.2000

Большая часть жителей Челябинска,  к сожалению, имеет  о ЧГРЭС слабое представление: знает, что это конечная остановка седьмого трамвайного маршрута, возможно, слыхала, что станция с филиалами снабжает нас теплом.
Однако роль ЧГРЭС гораздо весомее. Именно ей Челябинск во многом обязан тем, что стал крупным промышленным, научным и культурным, имеет население  в миллион с лишним человек, центр области.
"Здесь главный нерв жизни Урала, - писал посетивший станцию  в 1930-х академик  А.Е.

Большая часть жителей Челябинска, к сожалению, имеет о ЧГРЭС слабое представление: знает, что это конечная остановка седьмого трамвайного маршрута, возможно, слыхала, что станция с филиалами снабжает нас теплом.

Однако роль ЧГРЭС гораздо весомее. Именно ей Челябинск во многом обязан тем, что стал крупным промышленным, научным и культурным, имеет население в миллион с лишним человек, центр области.

"Здесь главный нерв жизни Урала, - писал посетивший станцию в 1930-х академик А.Е. Ферсман, - здесь его головной мозг, здесь его источник жизни:" Может ли быть аттестация выше?..

:Вы помните, чем завершается трилогия Алексея Толстого "Хождение по мукам"? Автор сводит своих героев в зале Большого театра на VIII съезде Советов. Они слушают доклад Г. Кржижановского о ГОЭЛРО.

"Телегин тихонько говорил Даше:

-- Дельный доклад: Ужасно хочется, Дашенька, работать: Если они такую электрическую базу подведут, - ужас что можно развернуть. Поднять на настоящую работу такую махину, что тебе Америка! - Мы богаче: Поедем с тобой на Урал:"

А на огромной карте, что свисала с колосников, под указкой докладчика вспыхивали огоньки будущих электростанций. В правой части карты находились четыре уральские, самая большая из них - челябинская.

Читаешь такое, и невольно приходит в голову: а ведь продолжи писатель свой роман, и его герои вполне могли оказаться у нас, ходить по улицам нашего города:

К строительству ЧГРЭС приступили в 1927-м. Перебирая старые фото, диву даешься: ни единого крана, экскаватора, бульдозера: "Работали человечьим паром, плечами, натугой, тяжким потом, нахрапом, мукой и доблестью ручного труда, - писал посетивший тогда наши места известинец Евгений Кригер. - Поднялась еще чумазая, лапотная, темная, неграмотная Россия, поднялась, чтобы собственными руками добыть свет, энергию, руду и металл, и такая неистовая тяга была к новому, такая воля к подвигу, невероятному, переселяющему Россию из мглы в ослепительное сияние пятилеток, что иностранцы, надменные иностранцы, консультанты, советники, только руками разводили, не веря глазам своим".

Англичане, немцы, американцы, французы, 20 человек, из них лишь шестеро инженеры, появились на ЧГРЭС уже в период монтажа и пуска своего оборудования. Изумленно глядели на наших мужиков, у кого хорошо если за плечами были курсы "ликбеза", и только головами качали: как в руки этих передашь сложные агрегаты?!

Станцию пустили 15 сентября 1930 года, и действительно, в первые полтора года ее эксплуатации произошло 203 аварии, - оповещая о них, не переставала выть сирена.

Не иначе как это происки иностранцев и наших вредителей, решили тогда в НКВД. В 1933 году на процессе энергетиков в Москве на довольно длинной скамье подсудимых оказались директор Златоустовской электростанции В. Гусев и главный инженер ЧГРЭС Н. Витвицкий, а за компанию и несколько англичан, бывавших в Челябинске. Громы и молнии метал прокурор А. Вышинский, для него это была как бы проба сил перед более громкими, но такими же фальсифицированными политическими процессами.

И вот разразился международный скандал. Один из американских инженеров Баренс, а те уже начали было паковать чемоданы, написал "вождю народов". Сталин в "Правде" попытался их успокоить: "Что касается нескольких англичан из Метро-Виккерс, то они привлечены к ответственности не как англичане, а как люди, нарушившие, по утверждению следственных властей, законы СССР. Я не знаю, какое отношение может иметь это дело к американским гражданам". И совсем вежливо: "Готовый к услугам И. Сталин". Такой вот был забытый теперь эпизод.

Только работать без аварий чегрэсовцы довольно быстро научились. При станции был открыт энерготехникум, существующий и ныне и также отмечающий осенью юбилей. Так что к середине предвоенного десятилетия это уже была по своим показателям лучшая электростанция Урала, неоднократно побеждала она и во Всесоюзном соцсоревновании.

Если в 1931 году ЧГРЭС выработала энергии 140 кВт.ч, то через три года уже 663 кВт.ч.

Естественно, при этом было всякое. Вот лишь один пример. 27 ноября 1932 года, когда календарно зима еще не пришла, ударил мороз - 45 градусов. В тот день с копей пришли три состава с совершенно смерзшимся углем. Транспортеры отказывали в работе, в бункерах образовывались "купола", нарушился ритм работы котлов. Без умолку трезвонили телефоны. Златоуст, Карабаш, Свердловск требовали срочно принять меры, иначе встанут заводы.

И тогда на станции был объявлен аврал. Сто человек, в основном коммунисты, работали ночь напролет. Спускались на веревках в бункеры, крушили смерзшиеся глыбы угля кирками, ломами, топорами. Они рисковали жизнью, но к утру станция вошла в ритм.

На главном корпусе ЧГРЭС висят мемориальные доски о посещении ее видными деятелями партии и государства: Ворошиловым, Орджоникидзе, Калининым.

Приехав в Челябинск на пуск ЧТЗ, Калинин заглянул и сюда. В электроцехе московский гость задержался возле юноши-стажера Московского энергоинститута Казачка. День был жаркий, и Иван был одет в косоворотку, ворот нараспашку. Калинин хмыкнул:

-- Работаете на одной из лучших станций Европы - и в таком виде!

Смекнув, о чем это, паренек расплылся в улыбке:

-- А сам-то вы, Михаил Иваныч, в том же. Я-то хоть на работе:

-- Вот именно что на работе. А я - нет, я на отдыхе, на экскурсии, если хотите. На работе-то - в черном костюме и при галстуке: Вот и вы больше походите на физкультурника,- заметил Калинин уже сопровождавшему главному инженеру. - Вид у людей должен быть подтянутым, тогда и к работе станут относиться строже:

Выводы, кстати, были сделаны: дежурный персонал станции одели в спецодежду. Ну а что до И.В. Казачка, то он со временем тоже стал главным инженером станции, а затем даже управляющим Свердловэнерго.

Челябинская ГРЭС и в городе, области задавала тон. Ее рабочий поселок, "соцгород", был первым построенным по генплану, в нем были первые в городе четырехэтажные каменные дома. Сюда от вокзала пролег трамвайный маршрут N 1 (1932 год). Коллектив станции еще в 1935-м начал и призвал другие предприятия бороться за культуру производства и быта.

А. ЗОЛОТОВ

(Продолжение читайте в "Челябинском рабочем" 12 августа).

Комментарии
Комментариев пока нет