Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Свет в окошке

24.01.2009
Олег Табаков - главная надежда челябинских театралов

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

...Как известно, народный артист СССР Олег Табаков руководит двумя столичными театрами: Московским художественным имени Чехова, основанным в позапрошлом веке Станиславским и Немировичем-Данченко, и театром-студией, созданным в прошлом веке самим Олегом Павловичем (известен как "Табакерка"). За последние годы два этих творческих организма фактически слились в один: артисты "Табакерки" играют в спектаклях МХТ, а в спектакле театра-студии "Дядя Ваня", которым позавчера "Табакерка" открыла гастроли на сцене Челябинской драмы, половину ролей играют грандиозные мхатовские мастера: Дмитрий Назаров, Ольга Барнет, Борис Плотников, Ирина Пегова.

Олег Табаков - главная надежда челябинских театралов

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

...Как известно, народный артист СССР Олег Табаков руководит двумя столичными театрами: Московским художественным имени Чехова, основанным в позапрошлом веке Станиславским и Немировичем-Данченко, и театром-студией, созданным в прошлом веке самим Олегом Павловичем (известен как "Табакерка"). За последние годы два этих творческих организма фактически слились в один: артисты "Табакерки" играют в спектаклях МХТ, а в спектакле театра-студии "Дядя Ваня", которым позавчера "Табакерка" открыла гастроли на сцене Челябинской драмы, половину ролей играют грандиозные мхатовские мастера: Дмитрий Назаров, Ольга Барнет, Борис Плотников, Ирина Пегова.

C перерывом всего в полгода Челябинск увидел оба табаковских театра: летом были гастроли МХТ. Они тоже, как и нынешние гастроли, открывались Чеховым, играли "Вишневый сад" в постановке Адольфа Шапиро с Ренатой Литвиновой в роли Раневской.

Притом два столь различных чехов-ских спектакля еще надо поискать. Объ-единяет их, пожалуй, лишь высота профессии, театральной культуры и то, что в создании этих постановок участвовали выдающиеся сценографы, увы, уже ушедшие из жизни ("Вишневый сад" делал Давид Боровский, "Дядю Ваню" - Олег Шейнцис). В остальном - тотальное несходство. Адольф Шапиро искал в старой (и усталой) пьесе новые смыслы, играл с театральными легендами (знаменитый мхатовский занавес с чайкой становился полноправным действующим лицом спектакля) и современными звездными имиджами (вот для чего ему понадобилась Рената Литвинова). Спектакль нервный, острый, изысканной формы.

У постановщика "Дяди Вани" Миндаугаса Карбаускиса, как мне показалось, никаких свежих идей по поводу чеховской пьесы не было. Что неудивительно: число постановок исчисляется тысячами, все уже было. В европейском театре за последнее десятилетие нечто качественно новое, на мой взгляд (с этим можно спорить, конечно), в "Дяде Ване" открывали только два режиссера: Петр Лебл (пражский театр "Дивадло на забрадли") и Лев Додин (петербургский Малый драматический театр). А Карбаускис и актеры его спектакля просто вспоминают хорошо забытое старое великого русского психологического театра, и это "старое" - как родниковая вода, как нечто настоящее, подлинное, бесконечно дорогое.

Безупречный ансамбль. Никто не переигрывает, не солирует в ущерб партнеру (даже Табаков в роли профессора Серебрякова, хотя обычно этот большой мастер склонен к премьерству). Нет маленьких ролей, есть большие актеры. В интонации, с которой Наталья Журавлева (она играет старую няньку Марину) произносит свои самые простые и самые главные реплики ("Все мы у Бога приживалы"), столько сердечности и глубинного сочувствия, житейского опыта и некнижной мудрости. Книжная мудрость ведь не спасает от душевных драм. Такую драму и играет в своей Войницкой Ольга Барнет: ее нелепую и эксцентричную старуху с палкой и сигаретой в финале вдруг становится жалко до сердечной боли.

Это очень простой спектакль. С простыми мизансценами (герои, как правило, или стоят у открытых высоких окон большого дома, или сидят на подоконнике, глядя перед собой на нас с вами, в зрительный зал), естественными интонациями, с неброской (хотя изысканной) цветовой гаммой и ненавязчивой (хотя очень важной) музыкой Гиедрюса Пускунигиса. Такая простота дорогого стоит. Ведь за каждым персонажем читается биография, за каждым союзом - история отношений. Самая интересная история, конечно, у главной семейной пары этого спектакля и, быть может, всего современного русского театра: профессора Серебрякова (Олег Табаков) и его жены Елены Андреевны (супруга Олега Павловича Марина Зудина). Табаков замечательно играет сцену, когда душной летней ночью Серебрякова мучают болезнь и мысли о старости, тоска по уходящей жизни. Никакой карикатуры, только сочувствие и понимание. Актер как адвокат своего героя. Марина Зудина в роли Елены Андреевны точна и очень элегантна.

"Пропала жизнь!" Эта главная фраза из "Дяди Вани" относится едва ли не к каждому герою, но более других к Войницкому и Астрову. Их в спектакле "Табакерки" играют очень разные актеры. Войницкий (тот самый дядя Ваня), сыгранный Борисом Плотниковым, - неудачник, которому можно сочувствовать (не вполне искренне посочувствуешь, а про себя подумаешь: "Вот зануда..."), которого можно уважать, но не любить. Астров (Дмитрий Назаров) - мощный, красивый, усталый мечтатель и опустошенный влюбленный, человек неуспокоенной совести - достоин именно что любви. Эту любовь (безответную) играет в своей Соне Ирина Пегова - актриса органичная и обаятельная, как кошка. Никакой традиционной для этой роли тонкости и кротости, много истины страстей и почти детской обиды.

В общем, красивый, внятный, глубокий спектакль. Очень традиционный, но начните искать на современной российской сцене образцы такой традиции и найдете их только все у того же Табакова. Челябинским театралам уж точно приходится рассчитывать лишь на него. Театры родного города последнюю пару сезонов "радуют" в основном скандалами, а заезжие антрепризы привозят такую дрянь, что хочется бежать из зрительного зала. Надежда только на Олега Павловича и тех, кто организует его гастроли. Нынешние - заслуга областной филармонии. Они получились короткими: кроме "Дяди Вани" "Табакерка" еще сегодня и завтра сыграет другой спектакль Миндаугаса Карбаус-киса - "Похождение" - по гоголевским "Мертвым душам" с Сергеем Безруковым, Олегом Табаковым, Борисом Плотниковым, Ольгой Барнет и другими звездами "Табакерки" и МХТ. Планировалось показать еще три названия, но в этот раз не получилось. Очень хочется, чтобы получилось в следующий раз. Чем раньше, тем лучше.

А зрители кто?

Билеты в партер на спектакли "Табакерки" стоят 2000-4000 рублей. Сердобольные кассиры (такие еще остались) советовали не самым богатым театралам покупать билеты на балкон (от 1000 рублей). "А потом перейдете в партер на свободные места". Но свободных мест не было даже на ступеньках.

Надо сказать, что финансовый вопрос меняет состав зрительного зала. Есть ощущение, что в нем гораздо больше людей, Чехова не читавших: они с интересом следят за сюжетом. Увы, часть этой новотеатральной публики ведет себя совершенно как в кинозале какого-нибудь мультиплекса: попкорн, правда, не жуют, но выходить из зала и возвращаться назад по ходу действия считают почему-то совершенно нормальным. И абсолютная катастрофа - похабно звонящие во время самых лирических сцен мобильные телефоны (а ведь просят отключить перед началом спектакля). Что делать с такими зрителями? Воспитывать. Лучше всего большим искусством: на "Дядю Ваню" зрительный зал настроился не сразу, но спектакль делал свое дело. В итоге слушали завороженно. Что делать тем театралам, у кого нет тысяч на билет? Наверное, богатеть. Олег Табаков на пресс-конференции перед началом нынешних гастролей вспомнил слова Немировича-Данченко: "В театр ходят здоровые и богатые". Правда, добавил, что они играют довольно много благотворительных спектаклей.

Комментарии
Комментариев пока нет