Новости

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Наследник царя Соломона

30.01.2009
Актер и режиссер Олег Табаков счастлив тем, что он делает

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Челябинские гастроли "Табакерки" - словно антикризисное лекарство для души. Счастливцы те, кому повезло увидеть "Дядю Ваню" или "Похождение". Отыгран последний спектакль. На традиционном прощальном фуршете московские артисты благодарили организаторов гастролей за прием, тепло отзывались о публике. Табаков, отойдя в сторону, позвонил, как стало ясно из разговора, в Москву, домой.

Актер и режиссер Олег Табаков счастлив тем, что он делает

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Челябинские гастроли "Табакерки" - словно антикризисное лекарство для души. Счастливцы те, кому повезло увидеть "Дядю Ваню" или "Похождение". Отыгран последний спектакль. На традиционном прощальном фуршете московские артисты благодарили организаторов гастролей за прием, тепло отзывались о публике. Табаков, отойдя в сторону, позвонил, как стало ясно из разговора, в Москву, домой. "Отчитался" перед маленькой дочкой об окончании гастролей, пообещав, что скоро приедет. Потом, смеясь (кто не знает этот добродушный табаковский смех!), рассказал окружающим, что Маша, которой нет и трех лет, недавно сообщила родителям о желании выйти замуж, а когда они деликатно поинтересовались - за кого, категорично заявила: "За папу". От рюмки водки Олег Павлович отказался, от закуски тоже, пошутив: "Как всякий алкоголик, я мало ем". Зато охотно говорил с челябинскими коллегами. Предложил помянуть своего товарища Наума Орлова, тут же сообщив соратникам, что театр, на сцене которого они играли, носит имя одного из первостепенных театральных рыцарей провинциальной России.

-- Я внимательно посмотрел репертуар вашей драмы, - сказал Олег Павлович. - Знаю, что театр живет нелегко, но все равно ищет, пробует, дай ему Бог упорства и несгибаемости. В 1918 году Немирович-Данченко начал ставить Оффенбаха и других популярных в музыкальном театре авторов, мотивируя тем, что людям тяжело живется, надо какой-то продых им придумать. Я не к тому, что наше время до какой-то степени схоже с тем. Весь вопрос в том - как? Это суть театрального искусства. "Что?" - это смысл, а форма, в которую он облачен, должна быть художественной. Недостаточность художественных доказательств ("Как?") приводит к искажению смысла.

Воспользовавшись расположением мэтра, я задала ему несколько вопросов.

-- Олег Павлович, как вы, не рассчитывая ни на милость, ни на помощь державы, сумели создать "государство" в отдельно взятом театре?

-- Талант надо иметь, - лукаво улыбаясь, ответил он. - В данном случае я не про актерские способности говорю. Когда умер Олег Ефремов, у меня не было выбора и возможности просчитать варианты. Горит дом, и надо срочно подставить плечо, иначе все пойдет прахом. Надо уметь вести дело. Восемь с половиной лет назад актеры МХТ получали тысяч по семь, рублей, разумеется. А сейчас - суммы, сопоставимые с теми, что платят актерам в муниципальных театрах Европы. Деньги мы сами зарабатываем, нам их никто не дает.

-- Вы, наверное, штудировали труды экономистов?

-- Ну зачем? Разве Собольщиков-Самарин, Слонов, Канин, другие русские антрепренеры сидели над книгами? У них была интуиция, они носом чуяли, что интересует театральную публику. В 2000 году зрительный зал МХТ заполнялся на 42 процента. А теперь у нас аншлаги. Я никогда не позиционировал себя как наследник Ефремова, говорил и говорю, что я - кризисный управляющий. В МХТ не ставлю спектакли как режиссер, что дает возможность строго, даже сурово оценивать работу своих коллег. Недели три назад снял из репертуара еще один спектакль, а он семь миллионов стоит. Не выпустил его по причине отсутствия качества. За восемь с половиной лет закрыл спектаклей 10. Зато ввел в наш процесс пятерых молодых режиссеров, не говоря о тех, которых уже взрастил и которые теперь ушли на свободные хлеба.

-- Как вам удается делить свою любовь между двумя театрами?

-- Это был единственно возможный выход. Не будь у меня "подвала", не будь моя спина прикрыта "Табакеркой", я, может, и не сел бы на два стула. Но таким образом удалось избежать постепенного растворения в антрепризном "творчестве".

-- А собственно, почему вы так строги к антрепризам?

-- Да ладно антреприза, вон у меня дружок, крупный банкир, предложил за большие деньги сняться в рекламном ролике. "Дурачок, - говорю я ему, - что ты мне предлагаешь? Снимусь, а дальше-то как? У меня четверо детей, внуков пятеро, не отмоешься потом". Нет, это не по мне. У меня высокий счет к самому себе, желание себя сохранить. Сейчас костлявая рука голода не держит за горло, особенно у нас в Москве. Стало быть, речь идет об удовлетворении каких-то иных нужд.

-- Если не иметь в виду нужды бытового плана, какие они у вас?

-- Скоро открою школу для одаренных детей, нынче будем делать первый набор. Это нужда. Нужда - поставить на ноги еще нескольких молодых режиссеров. А еще я должен два года отработать по моему второму контракту.

-- Таков ваш личный план?

-- Мне в этом году 74 будет, я пенсионер, какой же может быть план? Это мои человеческие, этические соображения. Я не брал невыполнимых обязательств, а все, что обещал, сделал не за десять, а за пять лет.

-- У вас, отца двух театров, на своих кровных детей время остается?

-- А как же! Я сплю мало, достаточно шести часов, чтобы восстановиться. К тому же есть один законный выходной. Так что все идет своим чередом. Счастливый ли я человек? Про себя так может сказать только дурак. Но в каком-то смысле, безусловно, счастливый: столько лет занимаюсь любимым делом. Царь Соломон писал: "Человек должен быть счастлив тем, что он делает". Вот самый главный рецепт.

-- Что ощущаете, когда видите фильмы, в которых снимались еще юношей?

-- Я не очень люблю на себя смотреть, без излишних эмоций. В кино навалял довольно много ролей, они существуют как бы отдельно от меня. Хотя никогда не делал того, чего моя душа не желала или к чему меня кто-то принуждал. В свое время платой за мою "жадность" был инфаркт, случившийся у меня в 29 лет. Тогда за восемь лет я снялся в 30 фильмах. После этого стал разборчивее.

-- Сейчас вы меньше снимаетесь.

-- Времени нет, надо делом заниматься. Театр - это место, где хотя бы у одного человека должна болеть голова с утра и до ночи.

-- А над вами кто начальник? Или это вы и есть?

-- Думаю, да. Потому что моя работа - это вопрос не дисциплины, а совести. Понимаю, что если чего-то не сделаю, не будет того, что должно быть. Я же говорю: меня никто не выбирал. На царствие, встав передо мной на колени, не звали. Я не въезжал в МХТ на белом коне. Кстати, у меня даже машина не белого, я черного цвета. Так что все по-честному. Спустя год предупрежу труппу МХТ, что, возможно, по окончании контракта придется с ними проститься. Не то чтобы планирую это, все зависит от того, как буду чувствовать себя через два года. Даст Бог, все будет хорошо. Но есть серьезные обстоятельства. Через год вступит в строй новое здание "Табакерки", что потребует большего к ней внимания. А человек я честолюбивый. Если пойму, что не смогу на прежнем уровне руководить двумя театрами, от чего-то откажусь.

-- Но кто же вас заменит?

-- Я не ханжа и менее всего думаю, что незаменимых нет. Это неправда, роль личности в истории достаточно значима, я это понимаю. Но не получилось пока приготовить "престолонаследника". Справедливости ради спрошу: а у кого получилось? К тому же у меня еще есть временной люфт. Как-то в разговоре с одним из высоких чинов я пошутил: может, создать некий театральный холдинг, стать "театральным олигархом"? В форме шутки это вроде неплохо звучит, а на поверку маловероятно. Видите ли, в отношении Художественного театра у меня есть один долг, который надо мной довлеет. Если удастся договориться с Путиным, тогда моя мечта - восстановить филиал МХТ - станет реальностью. Он существовал на протяжении 54 лет. Филиал необходим, чтобы попытаться поставить на ноги новое поколение. Реальные результаты этой части моей работы уже есть. Пример тому - увиденные челябинцами спектакли Миндаугаса Карбаускиса. Сейчас еще одного молодого человека организую - режиссера Костю Богомолова. Молодыми режиссерами в МХТ выпущено несколько хороших спектаклей, самый успешный из них, пожалуй, "Конек-Горбунок" Евгения Писарева. Впервые за 18 лет "российского капитализма с нечеловеческим лицом" постановка для детей сделана не по принципу остаточного финансирования, на сегодня это едва ли не самого большого спроса спектакль.

-- Не ревнуете ли к успеху молодых? На "Похождении" публика больше аплодирует не вам, а Безрукову.

-- Вы, наверное, не знаете, как аплодируют мне, когда я остаюсь один на сцене. Ну, и еще: как можно завидовать своему ребенку? Это нездоровое что-то.

-- Власти вас любят.

-- Знаю. Но к этому тоже надо относиться практично, что ли, извлекая пользу для нашего театрального дела.

-- Все работа да работа. А себя при таком раскладе есть когда любить?

-- Если бы не любил, наверное, не сделал бы двух последних детей. Собственно, чего мне, человеку в возрасте, себе желать-то? Только здоровья, наверное. Ну а последнее мое выдающееся достижение - это Мария Олеговна. Меня постоянно одолевает горькая, но трезвая мысль: на нас жизнь не кончается. Помочь родиться тому, что будет процветать и состоится после нас в нравственном и художественном смысле, - вот что меня занимает. Высокий образец для меня - Немирович-Данченко, который в возрасте 84 лет смог убедить советское правительство открыть в военном 1943 году Школу-студию МХАТ. Через четыре месяца после этого Владимир Иванович умер. Красиво ушел, ничего не скажешь:

Олег ТАБАКОВ народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ. Художественный руководитель МХТ имени Чехова, основатель и художественный руководитель театра "Табакерка". Член Совета по культуре при Президенте России. Начиная с 1956 года снялся более чем в 100 фильмах. В последние годы - в кинолентах венгерского режиссера Иштвана Сабо, в фильме Киры Муратовой "Четыре истории", в сериале Дмитрия Астрахана "Воскресенье в женской бане" и других. Обожает озвучивать анимационные картины. Среди последних - мультфильмы "Старосветские помещики", "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Дорожит ролью наставника. Из его студий вышли такие актеры, как Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков.

Комментарии
Комментариев пока нет