Новости

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Пермские моторы

30.01.2009
Арт-куратор Михаил Сурков предсказывает закрытие южноуральских заводов

Анастасия БОГОМОЛОВА

Челябинск-Пермь

На заре перестройки Михаил Сурков выставлял в столице Прикамья работы Бориса Гребенщикова - тогда с примитивистской живописью лидера "Аквариума" мало кто был знаком. В начале 90-х он проводил скандальные по тем временам художественные акции. Одна из них - выставка "Критика порнографии средствами живописи" - предполагала проведение перформанса с росписью лифчиков, которые становились лотами на аукционе. Назвавший самую большую цену тут же снимал с девушки разрисованное нижнее белье. Для этого на мероприятие была приглашена целая бригада стриптизерш.

Арт-куратор Михаил Сурков предсказывает закрытие южноуральских заводов

Анастасия БОГОМОЛОВА

Челябинск-Пермь

На заре перестройки Михаил Сурков выставлял в столице Прикамья работы Бориса Гребенщикова - тогда с примитивистской живописью лидера "Аквариума" мало кто был знаком. В начале 90-х он проводил скандальные по тем временам художественные акции. Одна из них - выставка "Критика порнографии средствами живописи" - предполагала проведение перформанса с росписью лифчиков, которые становились лотами на аукционе. Назвавший самую большую цену тут же снимал с девушки разрисованное нижнее белье. Для этого на мероприятие была приглашена целая бригада стриптизерш. В качестве гостей на акции присутствовали местные банкиры и предприниматели.

Сурков, бывший одним из первопроходцев местного арт-бизнеса, нынче заведующий сектором современного искусства государственной художественной галереи. Осенью прошлого года он выступил координатором нашумевшей далеко за пределами Прикамья выставки "Русское Бедное". За два с половиной месяца проекты известных русских авторов - Осмоловского, Бродского, Полисского, Тер-Оганьяна, Гутова и других - увидели 40000 человек, то есть каждый 25-й житель Перми. Посетив Челябинск в ноябре 2008-го, пермский куратор, будучи членом жюри Нет-фестиваля видеоарта, провел мастер-класс на тему бедного искусства, оставив за рамками беседы со зрителями рассказ о планируемых в Прикамье переменах, которые могут затронуть и прочие уральские города. На выставке "Арт-Пермь-2009", вот-вот завершившейся, Михаил Сурков, забравшись в сбитую из деревянных досок кабинку, где демонстрировалось видео молодых художников, рассказал корреспонденту "Челябинского рабочего" о запуске процесса культурной модернизации в Пермском крае и том, как она может осуществиться на Южном Урале.

-- Прежде чем обратиться к теме преобразования Прикамья, скажите, для чего вообще нужна была выставка "Русское Бедное"? Что она такое показала?

-- Проект "Русское Бедное", который организовал пермский сенатор Сергей Гордеев и курировал московский галерист Марат Гельман, показал, что русское искусство может ассоциироваться не только с концептуальными достижениями, соц-артом, иронией, литературностью, но и с некими формальными поисками. Выставка представила проекты, сделанные из бедных материалов, которые художники использовали в своем стремлении к красоте. Тем самым она оригинальным образом отличается от международного явления "арте повера". Конечно, с итальянским направлением ее роднит свойство материала, но в целом у проекта совсем другие идеологические посылы и иной подход. Все это вызвало живой интерес у самих художников.

-- А у зрителей?

-- Попадание в аудиторию произошло потому, что многие работы на "Русском Бедном" формально близки к дизайну, а ведь дизайн - это то, что нас с вами окружает. Поэтому у зрителя простого, неподготовленного выставка вызывала удивление, возникало узнавание вещей, знакомых по бытовым ситуациям: веревки, уголь, смола, необожженная глина, жестянки - впервые в этих предметах люди увидели объекты искусства. Это рождало интерес, иногда отторжение, неприятие - так и должно происходить с настоящим искусством. "Русское Бедное" - это не какое-то новшество, это попытка сформулировать тенденцию, сделать на этом фоне музей, сформулировать вообще понятие современного музея, который отбирает все самое лучшее и в то же время разительно отличается от классических галерей.

-- Вы можете сказать, что сейчас появилась некая мода на Пермь? Вот московский театральный фестиваль "Новая драма" переезжает к вам. Фестиваль "Территория" Кирилла Серебренникова - тоже. Что происходит?

-- Происходит то, что и должно происходить, когда власть не мешает, а иногда и поддерживает культурные явления.

-- Я имею в виду интерес со стороны не только чиновников, но и московских галеристов и культурных деятелей.

-- А так тоже должно было произойти. Невозможно долго существовать в режиме двух столиц. В других странах все большее значение приобретает процесс децентрализации. И у нас в России тоже стало понятно, что искусство вышло за пределы Садового кольца и стало передвигаться по другим городам. Тут нужно подчеркнуть, что я имею в виду именно современное искусство - не Брюллова какого-нибудь, не Шишкина, который, когда только появилась фотография, перерисовывал снимки и потому был актуальным. Я имею в виду все то, что в мире сейчас считают искусством. Это в России до сих пор многие живут вчерашним днем, в городки играют.

-- Ваш сенатор Сергей Гордеев, говоря о выставке "Русское Бедное", отметил, что Пермь, известная своим моторостроительным комплексом, сейчас ищет для себя новые моторы. Старые, мол, устали тащить город. И требуется коренное - культурное - преобразование Перми. Какое именно?

-- Пример Перми показывает попытку с помощью культуры запустить модернизацию города и краевой территории. Пермь образовалась как промышленный пункт, это вообще изначально не город, а поселение вокруг завода. Чем там люди занимались? Обслуживали этот завод и поэтому рядом жили. То же самое, предположим, было и в Челябинске. А теперь представим, что вместо подобного предприятия будет тот же самый завод, только производить он будет не болванки железные, а культурные ценности. Вокруг него точно так же образуется свое поселение, модернизированное. И люди, которые в связи с технологической реорганизацией производства не нужны будут на заводах, станут обслуживать его.

-- Почему именно Пермь одной из первых повернула на такой путь? Почему не другой город?

-- Все сложилось в одно: деньги, власть, энтузиазм. Пермь изначально не была депрессивным регионом. Здесь вся таблица Менделеева сосредоточена - тут золото, алмазы, нефть, газ, каменный уголь. Но совсем не обязательно, что все закончится хорошо и с блеском. Процесс модернизации Перми запущен, но он может откатиться назад.

-- Что в ближайшем будущем для такой модернизации вы собираетесь делать?

-- На Речном вокзале - это такой Смольный для нас - возникнет музей современного искусства, где пройдет выставка Врубеля, потом проект видеоарта, фестиваль "Живая Пермь", фестивали "Новая драма" и "Территория".

-- Вы как будто оспариваете у Екатеринбурга титул культурной столицы Урала.

-- Такой цели нет. Я думаю, что мы вообще должны весь наш регион развивать. У Екатеринбурга есть свои сильные стороны: университетское образование, журналистская школа, история искусства - отнять это невозможно. Пермь сейчас почти с чистого листа не способна такие факторы побить.

-- А как быть и выживать в тех городах, где не сложилось такого альянса власти, денег и энтузиазма, как в Перми?

-- Просто делать то, что интересно, продолжать начатое. У вас вот в Челябинске есть фестиваль видеоарта. Я, когда приезжал на него, даже позавидовал: в Перми нет такого интереса к этому виду искусства.

Главное ведь - чтобы были люди, которые вовлечены в процесс. И если они продолжат заниматься культурной деятельностью, то с их помощью возникнет маленький центр модернизации города. Если таких центров будет много и они объединятся, то, кто знает, может, вашему ЧТЗ придется останавливаться, а людям работать именно на культуру. Так может быть! Просто сейчас мы до конца не осознали, что вступили в эпоху, когда гораздо важнее будет экономика впечатлений. Придет такой период, когда производство будет практически полностью механизировано, останется только менеджмент, а огромного количества рабочих, занятых в промышленности, не потребуется, им придется обслуживать экономику впечатлений. Я считаю, без этого невозможно дальнейшее развитие человечества. Люди будут либо воевать, либо заниматься искусством.

Михаил СУРКОВ родился в 1968 году в Перми.

инициатор создания группы "Нехудожники", участники которой позиционировали себя как зрители, желавшие смотреть на искусство со стороны. Сам Сурков для первой выставки арт-группы рисовал концептуальные работы с названиями вроде "Красное на розовом смотрится так же плохо, как розовое на красном".

1990 куратор и директор пермских галерей: "Е галереи", фотогалереи "Серебряный свет", "Гид-галереи", галереи "Green Art".

1990-2007 координатор проекта "Русское Бедное". С этого же года - заведующий сектором современного искусства Пермской государственной художественной галереи.

2008 Куратор проектов ПГХГ - выставок Виталия Стацинского (Франция-Россия), Дмитрия Цветкова (Москва), экспозиции "40 первых" Музея актуального искусства "Арт4" (Москва).

2009 куратор третьего павильона молодого искусства на выставке "Арт-Пермь".

Комментарии
Комментариев пока нет