Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Франк и Франц, Феликс и Ференц...

06.02.2002
Сольный концерт Николая Петрова в Челябинске

Наталия КОНОПЛЯНСКАЯ
Челябинск

То, что случилось 30 января на сцене Челябинского театра оперы и балета - безусловно, событие для Челябинска. Не избалованный визитами звезд классической музыки, наш слушатель ожидал услышать нечто необычайное, что могло бы стать эталоном исполнения популярных классических произведений, заявленных в программе народного артиста СССР Николая Петрова.

Прозвучавшая в концерте романтическая музыка создавалась в разных европейских странах на протяжении шести десятков лет XIX века. Ее авторы - австриец Шуберт, бельгиец Франк, еврей Мендельсон, венгр Лист - неповторимы, каждый имеет свой стиль. Они и жили, и чувствовали по-разному, оттого мир их музыки столь разнообразен.

Сольный концерт Николая Петрова в Челябинске

Наталия КОНОПЛЯНСКАЯ

Челябинск

То, что случилось 30 января на сцене Челябинского театра оперы и балета - безусловно, событие для Челябинска. Не избалованный визитами звезд классической музыки, наш слушатель ожидал услышать нечто необычайное, что могло бы стать эталоном исполнения популярных классических произведений, заявленных в программе народного артиста СССР Николая Петрова.

Прозвучавшая в концерте романтическая музыка создавалась в разных европейских странах на протяжении шести десятков лет XIX века. Ее авторы - австриец Шуберт, бельгиец Франк, еврей Мендельсон, венгр Лист - неповторимы, каждый имеет свой стиль. Они и жили, и чувствовали по-разному, оттого мир их музыки столь разнообразен. Однако интерпретация Николая Петрова сделала их в чем-то похожими. Объединенные рукой мастера шли друг за другом, как по конвейеру, Франк и Франц, Феликс и Ференц. Механистичность их чередования воплощала концепцию пианиста, для которого, вероятно, главное - виртуозная техника игры. К произведениям большим и малым, импровизациям и сочинениям, выстроенным по законам музыкальной формы, исполнитель подошел как инженер-конструктор. Поверив алгеброй гармонию, Николай Петров будто бы разобрал на части каждое произведение так, чтобы ему было удобно играть, чтобы каждая эта часть, как говорится, "была в руках". А руками Бог его не обидел. В блестящих пассажах, изысках "мелкой" техники игры на фортепиано безвозвратно утонули многие мелодии. Ускорение темпа исполнения произведений, порой запредельное по скорости, сметало все на своем пути.

Может быть, Николай Петров - сторонник теории австрийского музыковеда Эдуарда Ганслика, провозгласившего, что в музыке нет ничего, кроме движущихся форм? Но в таком случае - зачем она! Ведь неспроста мы так упорны в своем стремлении к музыке. Она - язык души, сердечный разговор композитора со слушателем, для которого исполнитель как бы пересказывает музыку.

Прелюдия, хорал и фуга Цезаря Франка в интерпретации Николая Арнольдовича были не более чем салонной "музыкой отдыха". Вместо величественной, в северофламандском духе, драмы слышалось наигрывание. Возгласы, подобные жалобным причитаниям, пианист исполнял небрежно, стряхивая пальцами, и как будто скучал над своим занятием.

Вальсы Франца Шуберта, эти интимные нешумные пьесы, превратились в сверкающие безделушки. Но Шуберт не стремился к обладанию драгоценностями, хотя и был беден. Сидя в своей каморке, порой нетопленой из-за безденежья, он с тоской смотрел на суету богатой Вены, где так любили веселье, танцы и где ему так хотелось получить признание. Даже ради него он ни разу не изменил себе, ненавидя внешнюю эффектность и называя ее "пустой стукотней". Поэтому ни в вальсах, ни в прозвучавших далее экспромтах композитор не приближался к современному ему пианизму. У Петрова же экспромты уподобились этюдам с различными техническими приемами игры.

Так и не спев ни одной из задушевных мелодий Шуберта, пианист перешел к фантазии Феликса Мендельсона. Написанная под впечатлением от путешествий по Шотландии и за это названная "Шотландской", соната также далека от поверхностной виртуозности. Из трех частей произведения первая была содержательнее других. Печально и возвышенно звучал хорал, постепенно становясь трагическим.

Фантазия и фуга на тему В-А-С-Н Ференца Листа - наибольшая удача пианиста на концерте. Написанная одновременно с Данте симфонией произведение рассказывает об аде, чистилище, Мефистофеле, а не о Бахе. Каждая буква его фамилии, обозначающая в музыке определенный звук, рождает музыкальную тему. Величавая и мрачная, она овевается вихрями пассажей, среди которых проступает символическая для музыки Баха тема креста как наказания за грехи. Фортепиано звучало подобно оркестру, ярко и сильно. Музыка пианиста-виртуоза Листа, очевидно, близка дарованию Николая Петрова, для которого, как и для Листа, фортепиано, "что для моряка его фрегат, что для араба его конь". Свою дорогу в музыке признанный маэстро Николай Петров давно выбрал. Хорошо бы ему на пути не терять и суть исполняемых им произведений. n

Комментарии
Комментариев пока нет