Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Заклание темного тельца

07.02.2002
Власть, отрицающая гуманизм, порождает чудовищ - про это фильм Александра Сокурова

Алексей КАЗАКОВ
Челябинск

В рамках третьего Всероссийского кинофестиваля "Новое кино России" в программе "Арт-линия" челябинские зрители увидели долгожданный фильм "Телец" (киностудия "Ленфильм", 2001 г.), удостоенный многочисленных призов на международных и российских кинофестивалях прошедшего года как "самый значительный фильм современного российского кинопроцесса" (по результатам рейтинга пресс-клуба журнала "Кинопроцесс").
Жанр фильма "Телец" авторы определили понятием "историческая драма". Фильм о Ленине. А все, что касается этой личности, есть историческая драма о вожде-утописте, чьи идеи ввергли Россию в затяжной бессмысленный социальный эксперимент, завершившийся крахом в августе 1991 года.

Власть, отрицающая гуманизм, порождает чудовищ - про это фильм Александра Сокурова

Алексей КАЗАКОВ

Челябинск

В рамках третьего Всероссийского кинофестиваля "Новое кино России" в программе "Арт-линия" челябинские зрители увидели долгожданный фильм "Телец" (киностудия "Ленфильм", 2001 г.), удостоенный многочисленных призов на международных и российских кинофестивалях прошедшего года как "самый значительный фильм современного российского кинопроцесса" (по результатам рейтинга пресс-клуба журнала "Кинопроцесс").

Жанр фильма "Телец" авторы определили понятием "историческая драма". Фильм о Ленине. А все, что касается этой личности, есть историческая драма о вожде-утописте, чьи идеи ввергли Россию в затяжной бессмысленный социальный эксперимент, завершившийся крахом в августе 1991 года. Но отстраненный соратниками по партии от всех дел, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) в последние месяцы жизни осознал со всей очевидностью полную обреченность собственного существования в экспроприированной (ворованной) стране и тех идей, которые были хороши в застольных беседах во французской партшколе Лонжюмо, в пивнушках Швейцарии и Германии, но в России насаждались лишь с помощью "красного террора".

"...Летний день в Горках в 1922 году. Один из последних дней Ленина. Тот, кто повернул ход истории и потряс мир, умирает в чужом, случайном доме, окруженный навязанными ему посторонними людьми. Кончено. Тело немощно, сознание медленно угасает. Казенное имущество, приставленная охрана, несчастная жена, за сценой шаги воспреемника, ожидающего своего часа... Успел ли вождь Октября 1917 года пожалеть, что изменить ничего невозможно?.."

Таков сюжет фильма Александра Сокурова (режиссер и оператор) и Юрия Арабова (автор сценария), а также их полноправных соавторов-актеров: Леонида Мозгового (Ленин), Марии Кузнецовой (Крупская), Наталии Никуленко (сестра Ленина - Мария Ульянова), Сергея Ражука (Сталин). Вся творческая группа фильма, включая композитора Андрея Сигле, художников по костюмам и гриму Лидию Крюкову и Жанну Родионову, сумела реально воссоздать само историческое время постреволюционной России, сконцентрированное в усадебных Горках у смертного ложа "господина вождя", как его называет ближайшая прислуга...

Все здесь призрачно, неуверенно, колеблется в мелькающих тенях видимой заботы о здоровье вождя, которое на самом деле мало кого волнует. По существу, перед нами давняя знакомая картина бытового крепостного уклада, где дворовый люд живет своей здоровой плотской жизнью (об этом постоянно напоминают откровенные притязания красноармейца-охранника к горничной Шурочке, чей счастливый смех перекрывает стоны и немощь "уходящего" вождя мирового пролетариата). Но это быт новой, советской власти, где царят страх, подозрительность, осведомительство, предательство, где повсюду "человек с ружьем", назначенные вертухаи из числа преданных латышских стрелков, которые одинаково исправно расстреливали царскую семью в 1918 году и бдительно охраняли покой нового вождя. "Кругом вооруженные люди: то ли защищают тебя, то ли охраняют, чтобы не сбежал", - жалуется больной Ленин призраку матери, осознавший слишком поздно свое негласное заточение в Горках. Его лишили (по указанию Сталина) всяческих контактов с окружающим миром: отключили телефонную связь, не давали читать газеты (специально печатали в единственном экземпляре "Правду" или "Известия ВЦИК" с фальшиво-ложной информацией и т.д.). Метафорично звучит в фильме фраза "российский климат мало приспособлен для телефонной связи - сыро, очень сыро..." Может, поэтому Россия до сих пор мерзнет (даже на юге!) и погружается во мглу, пытаясь вновь строить утопические проекты, порожденные грабительскими реформами...

Фильм очень точно выстроен тематически: состояние вождя, окружение, насильственное вторжение сумасбродных идей в естественный природный мир с его цветущим полем и шумом леса, пением соловья и раскатами грома. И во всем этом растворена музыкальная тема происходящего: тревожность, роковое ожидание, промельки надежды на продолжение жизни. "Будем жить вопреки здравому смыслу", - цинично утешает больного вождя лечащий врач-немец, выписанный из Германии на партийные деньги (по-настоящему его мучит другой вопрос: расстреляют его большевики после неизбежной смерти Ленина или просто поразят в правах). Но полупарализованный вождь давно понял для себя, как истинный прагматик: "К чему все мучения, если нет надежды? Тот, кто не может убить другого, должен умереть сам... Что такое гуманизм? Гладить по голове русского Тютю? Гуманизм - это каша и жижа. Насилие - единственная точка опоры".

Ленин мучительно ищет выход из создавшейся ситуации, вспоминая вновь и вновь уход из жизни К. Маркса (особенно его раздражал факт присутствия при сем здорового Энгельса, томившегося в ожидании в прихожей: "Смерти еще нет, а он уже стоит при дверях, он же не в карауле..."). Вспоминая супругов Лафаргов, покончивших с собой двойным самоубийством ("Два старика, два трупа - рука в руке", - восклицает Ильич, пытаясь понять для себя, способна ли его жена на подобный уход).

Ленин, обреченный на заклание физически и политически, оставлял ту же участь и стране, ввергая ее в состояние масштабной трагедии Эсхила. Об этом он также размышлял, ощущая себя, по-видимому, "прикованным Прометеем" в чужой экспроприированной усадьбе-убежище, подобной позднейшему бункеру другого исторического персонажа, судьбу которого А. Сокуров осмыслил в фильме "Молох". Оба фильма - единая кинематографическая дилогия о природе власти, ее диктатуре, основанной на полном и бесконтрольном насилии. Германия лишь повторила историю постреволюционной России, смену политических вех, когда романтические устремления вождей Октября сменились "казарменным социализмом" другого вождя-кормчего - Сталина, "удивленного ученика" своего великого "удивительного учителя", которого он уморил в Горках...

Ленину не было дано получить результат от умножения 17 (год победившей революции) на 22 (начало политического заката вождя-основателя Октября). Решение этой задачи осталось за Сталиным. Под зловещий скрип его "отличных" сапог, которые так нравились теряющему разум Ильичу, были уничтожены десятки миллионов людей-заложников на всем огромном пространстве страны от Прибалтики до Колымы. И первыми обречены были старые большевики-ленинцы, хотя отец-основатель Советского государства предупреждал своих последователей против вынесения смертного приговора членам правящей партии, ссылаясь на печальный пример Французской революции, пожравшей своих детей. Сталин, "могильщик революции и России" (М. Рютин), не нарушал ленинского завета до 1932 года, приведя страну индустриальными рывками и коллективизацией к экономическому краху (отсюда трещина в партаппарате и появление оппозиции), вплоть до людоедства в деревнях. Проводя тотальную чистку партийных рядов, Сталин постоянно подчеркивал, что он всего лишь "ученик Ленина", продолжающий его великое дело.

Вот свидетельство из 1918 года: "Они, эти фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе неосуществимые надежды, влекут русский пролетариат к разгрому и гибели... Они совершают опыт социальной революции - занятие весьма утешающее маньяков и очень полезное для жуликов... Они крикнули: "Грабь награбленное!" И грабят изумительно, артистически... Грабят и продают музеи, церкви, пушки, винтовки, интендантские склады, дворцы, воруют и продают буквально все, что можно!.. Большевики, эти "вожди народа", говорят, что они зажгут из сырых русских поленьев костер для всего Западного Мира!.. Несчастную Русь тащат на Голгофу... Народные комиссары относятся к России, как к материалу для опыта. Русский народ для них лошадь, которой прививают тиф для выработки противотифозной сыворотки... Какой жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт!.. Я буду твердить русскому пролетариату: тебя ведут на гибель, тобой пользуются для бесчеловечного опыта!.. Большевистская политика выражается в равнении на бедность и ничтожество. Большевизм есть национальное несчастие... Советская власть не стесняется расстрелами, убийствами, арестами, никакой клеветой, никакой ложью... В среду лиц, якобы выражающих волю народа, введено множество разного рода мошенников, бывших холопов Охранного Отделения и авантюристов..." (М. Горький. "Несвоевременные мысли").

"Телец" как трагическая киноверсия темы "Ленин в Горках" подводит зрителя не только к толкованию гамлетовской ситуации "быть или не быть?" Мы видим сквозь образ закланного вождя его Время, выбившее Россию из стародавней вековой исторической колеи. Пророчески звучат сегодня слова И. Бунина, покинувшего Россию в "окаянные дни" революционного "великого дурмана" и написавшего в эмиграции: "Но, чтобы достигнуть всего этого, надобна, повторяю, великая ложь, великое угодничество, устройство волнений, революций, надо от времени до времени по колено ходить в крови. Главное же надо лишить толпу "опиума религии", дать вместо Бога идола в виде тельца, то есть, проще говоря, скота. Пугачев! Что мог сделать Пугачев? Вот "планетарный" скот - другое дело. ...Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек - и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?"

...В Древнем Египте и Малой Азии Тельца приносили в жертву и поклонялись его изваянию как воплощению Бога. В традиционных религиях народов мира Телец также жертвенное животное, но, в отличие от агнца, жертвоприношение Тельца не несет в себе светлого искупительного начала. Поклонение Золотому Тельцу рассматривается как забвение Бога истинного перед богами мнимыми. В искусстве Нового времени Телец сливается с образом Минотавра - злодея и жертвы в одном лице, обладателя неземной силы и могущества, в то же время олицетворяющего одиночество и обреченность...

Родившийся под знаком Тельца, Ленин в полной мере соединил в себе все признаки этого знака, не веря "ни в чох, ни в сон". Как сказано в летописи: "Се есть Русь, вельми шатая и темная, к свирепству поднятая..."

Помните "Бесов" Достоевского, говоривших про себя: "...Надо народу свеженькой кровушки... Мы мошенники, а не социалисты... Мы пустим цинизм, мы пустим пожары, легенды... Нам каждая шелудивая кучка пригодится... Безграничную свободу мы заключим безграничным деспотизмом... Раскачка такая пойдет, что мир ахнет... Затуманится Русь, заплачет по старым богам..."

Власть, отрицающая гуманизм, порождает чудовищ. Насилие не может быть единственной точкой опоры любого государства, дабы не превратить народ в коллективную Анну Карамазофф с ее вечным мщением-страстью, как показано в известном киносоциуме другого большого художника, режиссера Рустама Хамдамова.

"Телец", при всей определенной условности фильма - в деталях, датах, диалогах, - выявляет историческую причину тех страстей, виновником и заложником которых стал пленник экспроприированных революцией Горок. n

Комментарии
Комментариев пока нет