Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

...Даже если он - животное

08.02.2002
Олег Кулик - умный, добрый и проницательный художник

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Вчера в художественной галерее ресторана "Робин-Бобин" открылась выставка московского художника Олега Кулика. Он представил челябинским зрителям более двух десятков своих работ из последнего проекта "Музей природы, или Новый рай". А накануне здесь же выступил с программными заявлениями на предмет своего понимания искусства.
Кулик не согласен с бытующим мнением о современном искусстве как сложном и практически недоступном для понимания "обычного" человека. Напротив, актуальное искусство много ближе людям, нежели, скажем, творения русских авангардистов, начиная с Малевича и кончая концептуалистами.

Олег Кулик - умный, добрый и проницательный художник

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Вчера в художественной галерее ресторана "Робин-Бобин" открылась выставка московского художника Олега Кулика. Он представил челябинским зрителям более двух десятков своих работ из последнего проекта "Музей природы, или Новый рай". А накануне здесь же выступил с программными заявлениями на предмет своего понимания искусства.

Кулик не согласен с бытующим мнением о современном искусстве как сложном и практически недоступном для понимания "обычного" человека. Напротив, актуальное искусство много ближе людям, нежели, скажем, творения русских авангардистов, начиная с Малевича и кончая концептуалистами. Все они, говорит художник, вынуждены были изобретать "птичий язык", дабы избежать остракизма со стороны власти.

Еще Олег Кулик полемизирует с логоцентричной моделью искусства, каковая возникла в конце XIX века, когда манифест (эстетическая программа, например) и следовавшие за ней произведения находились в причинно-следственных отношениях. Не зная "первородного" текста, невозможно было понять и суть, например, картины. Размышляя об отношении искусства прошлого и настоящего, художник прибегает к весьма энергичной метафоре, предлагая сравнить учебник по гинекологии и порножурнал.

Брутальная, в прямом и переносном смысле животная тематика выбирается Куликом как средство, чтобы заставить зрителя переживать его искусство так же, как и явления самой жизни. Для Кулика важны чистые чувства человека, а не "плоды просвещения". Это - основное качество, по которому искусство может быть оценено максимально объективно.

Собственно, само наличие подобного введения в курс дела несколько ослабляет систему Кулика. Поскольку, чтобы понять суть и смысл его выставки "Музей природы", необходимо исходить из критериев, предложенных и озвученных автором. Именно поэтому, думается, лекция и ответы на вопросы публики предшествовали самой выставке.

Все работы, собранные здесь, сделаны "на одном дыхании" и с помощью одного приема. Сначала зритель видит некие сценки из жизни животных. Например, тигр на охоте, зебры, парящий орел. Такие или подобные диорамы есть в каждом краеведческом музее. Присмотревшись внимательнее, зритель начинает угадывать еще какие-то изображения, помимо основного. Так и есть, это голые люди, мужчина и женщина, которые довольно изобретательно занимаются сексом. Фишка здесь в том, что сценки с участием людей можно принять за отражения в стекле, покрывающем все изображение. То есть зритель видит как бы себя. Или, по крайней мере, мир по эту сторону рамы.

Разумеется, у вдумчивого человека сразу начинают роиться ассоциации. Например, что человек - то же животное. Или, что при определенных условиях мы также можем увидеть себя в клетке зоопарка, а может, даже в качестве жертвы таксидермиста. Для творчества Кулика животная тема стала главной еще со знаменитой акции "Собака Павлова". Это Кулик бегал голым на поводке и кусал собравшихся на вернисаж у галереи "Риджина". А накануне выборов Ельцина в 1996 году провозгласил себя кандидатом в президенты России от партии животных.

В какой-то момент узко экологические мотивы уступают место оппозициям более фундаментальным. Музейная мертвечина и спонтанная витальность - что более свойственно человеку? Не есть ли движение цивилизации дорога к мумификации всего и вся? Кулик протестует еще на дальних подступах, выявляя единую - для искусства и для жизни - формулу смерти. Сначала мы требуем от искусства быть красивым, потом запираем в резервации выставочных залов, а следом водворяем под стекло основополагающие элементы человеческого бытия. Художника, кстати, очень возбуждает стекло как материал для художественных высказываний. Предмет, который стремится к невидимости, однако, способен прочно разделять пространства на реальное и выдуманное, разрешенное и табуированное. Между прочим, скандальное шоу "За стеклом" суть чистой воды куликовский проект. Неполноценная жизнь, лживые отношения и неотступный взгляд - ничто иное, как модель для сборки современной антиутопии. Место главного монстра занял здесь бездушный шоу-бизнес. А настоящее искусство обречено быть рядом с человеком, даже если он - животное. n

Комментарии
Комментариев пока нет