Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Снять главу

07.02.2009
Теперь мэра смогут уволить две трети местных депутатов, и это разрушает властную горизонталь окончательно

Ирина ДУРМАНОВА

Челябинск

27 января президент Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который регламентирует отстранение главы муниципалитета от власти. Такая процедура была предусмотрена в прежнем варианте закона, установившем механизм устранения мэра в судебном порядке. Теперь, согласно поправкам президента, для лишения полномочий главы муниципального образования достаточно, чтобы за отставку проголосовали две трети местных депутатов. Но даже на первый взгляд это новшество вызывает некоторое недоумение.

Получается, законопроект предоставляет одному из субъектов публичной власти право на внесудебное отстранение от должности равного по статусу, такого же представителя публичной власти.

Теперь мэра смогут уволить две трети местных депутатов, и это разрушает властную горизонталь окончательно

Ирина ДУРМАНОВА

Челябинск

27 января президент Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который регламентирует отстранение главы муниципалитета от власти. Такая процедура была предусмотрена в прежнем варианте закона, установившем механизм устранения мэра в судебном порядке. Теперь, согласно поправкам президента, для лишения полномочий главы муниципального образования достаточно, чтобы за отставку проголосовали две трети местных депутатов. Но даже на первый взгляд это новшество вызывает некоторое недоумение.

Получается, законопроект предоставляет одному из субъектов публичной власти право на внесудебное отстранение от должности равного по статусу, такого же представителя публичной власти. Кроме того, поправка не учитывает разные варианты избрания глав муниципального образования - всенародными выборами или депутатами представительного органа из своего состава. При этом решение об удалении мэра может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта РФ, который является государственным чиновником. Он же может стать инициатором процедуры импичмента главы муниципалитета, который по тому же ФЗ N 131 "Об основных принципах организации местного самоуправления" не находится в какой-либо зависимости от вышестоящих структур. Инициативу о снятии мэра может проявить и треть депутатов местного представительного органа. Причем, если она провалится, через месяц ее можно повторить.

Выходит, что поправка ликвидирует основную идею закона о самостоятельности муниципалитетов, потому что в очередной раз укрепляется властная вертикаль, а горизонталь, о которой так много говорилось в период реформы местного самоуправления, разрушается окончательно.

Естественно, президентская поправка вызвала крайне негативную оценку экспертов, которые возлагали на местное самоуправление большие надежды, анализировали ход реформы и вносили свои рекомендации для улучшения ситуации.

-- Прежде всего, мне непонятно время внесения подобных предложений, - говорит руководитель направления политической экономии Института экономики переходного периода Ирина Стародубровская (Москва). - Вряд ли экономический кризис - подходящий момент для резких изменений баланса власти. Не стоит тешить себя иллюзиями, что сформулированные критерии "удаления в отставку" глав местного самоуправления предотвратят разрушительные противостояния, которые сегодня наблюдаются на уровнях региональной и муниципальной власти. У региональной власти достаточно много рычагов, чтобы спровоцировать возникновение острой ситуации в муниципальном образовании, опираясь на которую, можно легко отстранить от управления его главу.

В России оценка власти населением напрямую связана с его уровнем жизни: хорошо живут люди - и власть нормальная, плохо - опять же во всем виновата только власть. В условиях кризиса негативная оценка будет возрастать вне зависимости от реальных действий главы муниципалитета. Появление именно в этот момент механизма "удаления в отставку", скорее всего, приведет к тому, что общее недовольство жизнью в условиях кризиса станет выплескиваться в требования смены муниципальной власти, что вызовет еще большую дестабилизацию на местах, скажется в целом на политической жизни страны. Не случайно на вопрос журналистов о том, что будет в ситуации, когда мэр находится в конфликте с губернатором, так как является представителем другой партии, председатель комитета ГД РФ Владимир Плигин заявил: "Легкую жизнь еще никто не обещал".

Каждый глава муниципалитета и не рассчитывает на легкую жизнь, когда идет на выборы. Ответственности у градоначальника много, денег, как правило, мало. Дороги разбиты, коммуникации изношены. Чем дальше от центра, тем правда жизни страшнее. Бюджет - как тришкин кафтан. Зачастую у главы и депутатов взгляды на распределение средств расходятся. Возникают предметные конфликты. Случаются и те, которые рождаются на пустом месте, из-за личностных антипатий и склочных характеров представителей исполнительной и представительной власти. Наблюдаем мы и напряженные отношения глав региона по отношению к главам городов. Увы, не всегда прав тот, кто выше статусом. Угроза упрощенного механизма лишения мэра полномочий принципиального главу несомненно загонит в угол. Компромиссная натура полностью примет правила игры тех, кто выше и кого много. Один, как известно, в поле не воин. Депутатов много. Губернатор сильнее. Незавидная доля.

Глава Нязепетровского городского поселения Александр Коростелев не сразу нашел, что ответить, когда корреспондент "Челябки" попросил его высказать мнение по поводу президентских поправок. Ему показалось это некорректным. Однако со вторым вопросом об уязвимости положения выборного главы он все-таки согласился:

-- Конечно, к этим поправкам нельзя относиться однозначно. Я не могу сказать, что они мне нравятся и что они справедливые. Один я вижу во всем этом плюс - появление мотивации для усиления ответственности исполнительной и законодательной власти муниципальных образований. Однако бывает разное. По опыту знаю, что депутаты не всегда правильно оценивают ситуацию. Если я как глава полностью погружен в жизнь и проблемы городского поселения, то депутаты не освобождены от своей основной работы. У них свои взгляды на решение тех или иных вопросов. Мы вместе ищем компромиссы, стараемся убедить друг друга. В иной ситуации депутаты могут и не слышать главу муниципалитета. Не нравятся его взгляды - давайте его заменим. Кто в конфликте был прав, разбираться будут в последнюю очередь. Ну и главный момент: почему решение о лишении полномочий главы, которого выбрал народ, должно приниматься без участия тех, кто доверил ему эту власть? Кто дал полномочия, тот и должен их отнимать.

Предполагается, что основанием для процедуры отставки могут быть действие либо бездействие главы муниципалитета, систематическое неисполнение им своих прямых обязанностей по решению проблем местного значения. При этом опальный глава будет иметь закрепленное законом право выступить перед депутатами и изложить свою позицию через СМИ. Однако в президентских предложениях явно прослеживается влияние финансового кризиса и опасений роста социальной напряженности, связанной с падением уровня жизни.

-- Переходный период муниципальной реформы закончился достройкой вертикали власти до муниципального уровня. Похоже, вместе с самой муниципальной реформой, - подвела итог разговора с корреспондентом "Челябки" Ирина Стародубровская.

Поправки, которые практически со 100-процентной вероятностью будут приняты депутатами ГД РФ, начнут работать в полную силу лишь через несколько лет, по прошествии, как минимум, одного избирательного цикла.

Комментарии
Комментариев пока нет