Новости

Обвиняемый снимал детей в порнофильмах

Градоначальник призывает общественников к «эффективным действиям»

Прославленный хоккеист приглашает всех на трибуны ЛА «Трактор»

Мошенница занимала миллионы на собственные нужды

Конкурс будет объявлен на заседании гордумы

Женщина получила смертельные ожоги из-за коммунальной аварии на улице Ломоносова.

32-летнюю жительницу Кизела не довезли до больницы в Березниках.

Поиски потерявшихся зауральцев продолжались несколько часов.

Loading...

Loading...


Женские сумки butik.ru из кожи

Лучшее предложение, Зимние шины 225 65 16 большой ассортимент




Реклама от YouDo
Услуги мастера: ремонт квартир в Москве организации можно найти здесь.
Услуги специалиста: ремонт телевизоров philips в раменском по данной ссылке.
Свежий номер
newspaper
  1. Из вашего двора мусор вывозят?
    1. да, вывозят регулярно - 12 (46%)
       
    2. нет, мусор лежит больше недели - 11 (42%)
       
    3. да, но вывозят очень редко - 3 (12%)
       
    4. ничего об этом не знаю - 0 (0%)
       

Центр и окраина

07.02.2009


Украина в самом начале битвы за "незалежность" исправляла нюансы собственного имени: не "на Украину" ехать теперь надо было, а "в Украину". Если оставить "на", значит, признать себя "окраиной", провинцией, какими-то задворками империи, в которой ты, собственно, играешь роль "заднего двора" и дальше прихожей не суйся.

Но, не вдаваясь в тонкости языковой политики "сестры", увидим в этом знак глубиннейшего комплекса неполноценности: провинциализма. Именно провинциализм и есть источник самых лютых "контр" между центром и окраиной. И главное выражение его, как ни парадоксально, в слепом стремлении стать "таким же, как центр" (заметим: не центром стать, но "таким же, как центр", похожим на него).

Украина в самом начале битвы за "незалежность" исправляла нюансы собственного имени: не "на Украину" ехать теперь надо было, а "в Украину". Если оставить "на", значит, признать себя "окраиной", провинцией, какими-то задворками империи, в которой ты, собственно, играешь роль "заднего двора" и дальше прихожей не суйся.

Но, не вдаваясь в тонкости языковой политики "сестры", увидим в этом знак глубиннейшего комплекса неполноценности: провинциализма. Именно провинциализм и есть источник самых лютых "контр" между центром и окраиной. И главное выражение его, как ни парадоксально, в слепом стремлении стать "таким же, как центр" (заметим: не центром стать, но "таким же, как центр", похожим на него). Если ты самодостаточен, уважаешь сам себя, то к чему глупые "состязания" с кем (чем) бы то ни было?

В "Законах подражания" великого социолога XIX века Ж. Тарда говорится о центростремительном устройстве цивилизации вообще: деревня равняется на уездный город, тот - на губернский, а уж губернский жмется к столичному формату (стоит ли говорить, что столица столице рознь, и среди них все та же модель тяготения к всеобщему центру - Парижу). Получается бесконечная пирамида. Нет ничего более жалкого, чем "претензии на столичность" во всем - в моде, архитектуре, организации событий, в языке. Грибоедовский Чацкий иронично обозначил это как "смешенье языков: французского с нижегородским".

Но ведь на все эти "потуги" можно посмотреть с неожиданной стороны. Почему бы не задуматься о совершенно иной стратегии "борьбы с центром" (что, собственно, есть одна из главных форм самоутверждения)? У Г. Ибсена в "Пер Гюнте" это сформулировано как всеобщий девиз человечества вообще "Будь собой". Стоит только стать собой, в своем "малом круге" найти центр, как вся механика "внешней" центростремительности опрокинется. Ведь это и есть обретение корней.

Сужение может быть бесконечным - главное, в любом таком круге ощущать себя неравнодушным исследователем и путешественником, как у Жюля Верна, "к центру земли". Твоя собственная "локальность" тебе самому должна быть важна и интересна. И место, где ты живешь, и семья, в которой ты вырос, и ты сам, наконец, - уникальная локальность. Здесь важен такой момент, как гордость. Если гордиться нечем, то неизменно появится тоскливая мечта (чеховские сестры: "В Москву! В Москву!"). А кто, собственно, делает локальность предметом гордости? Только мы сами, ощутившие свою самодостаточность, интересность себе самим.

В Европе существует традиция "кузинад". Раз лет в 10 семейный клан "прокачивает связи" : созваниваются родственники до третьего колена, договариваются о встрече, съезжаются в каком-то живописном месте, занимают гостиницу, придумывают "культурную программу" на пару дней. К кузинаде все относятся свято: едут с детьми и внуками, везут фотографии тех, кто не смог приехать. Во время этой семейной встречи все стремятся заполнить свои "генеалогические карты" - так называемые "деревья", на которых обозначены родственные ветви. И вот я задумываюсь: у меня только самых ближайших родственников по линии отца и матери не менее 50, а со многими из них я никогда в жизни не виделась! Понятно, что разметало всех по странам-заграницам, денег нет на похороны-то съездить, а то перессорились "старшие" - какие уж там кузинады. Но я понимаю, что если бы была традиция - была бы и такая семейная встреча.

Это лишь один из способов обретения центра - не географически-мифического, но своего собственного, той самой "уникальной локальности". И здесь уже нет места провинциализму, хотя географически ничего не изменилось, ты житель "обочины". Но это ведь как посмотреть! Земля круглая. Здесь нет вершин, острых и тупых углов. Где есть человек, там есть и центр, нужный этому конкретному человеку. Сменить пирамидальное мышление на сферическое - значит обрести себя самого.

Обсуждение на сайте mediazavod.ru

Марина ЗАГИДУЛЛИНА,

доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций ЧелГУ

Комментарии
Комментариев пока нет