Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Потомок богини счастья

11.02.2009
Непростой путь к джазовой электрогитаре Валерий Сундарев прошел самостоятельно

Олеся ГОРЮК

Челябинск

За свою жизнь Валерий Сундарев перепробовал много всевозможных занятий: слесарь, учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной работы, певец, музыкант. В музыке чего только не попробовал: играл в ресторанном ансамбле, пел в церковном и камерном хорах, аккомпанировал бардам, был даже флейтистом в армейском оркестре. Но настоящей его судьбой стала джазовая электрогитара. По версии журнала "Джаз.ру", музыкальный руководитель ансамбля "Уральский диксиленд" Валерий Сундарев - один из лучших джазовых гитаристов России.

Непростой путь к джазовой электрогитаре Валерий Сундарев прошел самостоятельно

Олеся ГОРЮК

Челябинск

За свою жизнь Валерий Сундарев перепробовал много всевозможных занятий: слесарь, учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной работы, певец, музыкант. В музыке чего только не попробовал: играл в ресторанном ансамбле, пел в церковном и камерном хорах, аккомпанировал бардам, был даже флейтистом в армейском оркестре. Но настоящей его судьбой стала джазовая электрогитара. По версии журнала "Джаз.ру", музыкальный руководитель ансамбля "Уральский диксиленд" Валерий Сундарев - один из лучших джазовых гитаристов России. Все остальное теперь существует "для колорита". Например, в "Диксиленде" Сундарев может, играя джазовый стандарт, вдруг запеть.

Художественный руководитель Челябинской филармонии Владимир Ошеров однажды слушал Сундарева в составе квартета, принимавшего участие в концерте памяти баяниста и композитора Алексея Тихонова. "Можно было подумать, будто народная музыка, полечки, фокстроты - его конек", - удивился тогда Ошеров.

Знающие люди иногда заходят в салон "Джамбо" не за инструментом или гитарной "примочкой", а послушать Сундарева. Валерий Петрович любит джемовать, то есть импровизировать вместе с музыкантами, волей случая оказавшимися рядом. Из джазовых знаменитостей, с которыми он играл на фестивалях, можно вспомнить Игоря Бутмана, Валерия Гроховского, Даниила Крамера и многих других.

К музыке привела армия

-- Валерий Петрович, в англоязычном написании ваша фамилия имеет корень "sound", что в переводе означает "звук".

-- В заграничном паспорте так и написано - Soundarev. Есть две версии происхождения моей фамилии, и ни одной из них я не могу отдать предпочтение, поскольку не знаю историю рода дальше, чем мой дед. Либо это польский прононс исконно русской фамилии Сударев, либо фамилия произведена от имени индийской богини счастья Сундари.

-- Первым вашим инструментом был баян. Не жалеете о том, что с малых лет не взялись за гитару?

-- Музыку я любил с детства. Но, как и любого мальчишку, хоккей и футбол привлекали меня гораздо больше, чем занятия в музыкальной школе. Сейчас я прекрасно понимаю, что школа дала определенный теоретический базис. Особенно интересно то, что баян - инструмент полифонический. Чувство гармонии и голосоведения мне во многом помогло при освоении гитары.

-- Поступая в институт, вы выбрали филологию.

-- Колебался между филологией и историей. В первый год после окончания школы вообще не поступил в университет. Я встречался с девочкой, у меня были романтиче-ские чувства к ней. Перед последним вступительным экзаменом она заявила, что ей понравился другой мальчик. Я расстроился и не пошел на экзамен, после чего ни о каком поступлении уже не могло быть и речи. Я спокойно отработал на радиозаводе слесарем. На следующий год решил не испытывать судьбу и пошел не в университет, а в пединститут. Гитара долгое время шла как хобби. В институте был популярен клуб самодеятельной песни, и я аккомпанировал Лене Щибриковой, сестрам Лисичкиным.

-- Правда ли, что в армейском оркестре вы играли на флейте?

-- После института меня, невзирая на молодость и неопытность, поставили организатором внеклассной работы в челябин-скую школу N 123. Я был уверен, что буду трудиться на этой должности, никаких других планов не было. Но наше правительство перевернуло все принятые им же законы. Если раньше я был годен к нестроевой по причине своего неважного зрения, то теперь решили, что и с таким зрением можно служить. Мне даже не дали доработать учебный год: 9 мая просто взяли и забрали в армию. Дочке было меньше года, жена студентка.

Почему обратился к флейте? В Челябинске существовал "Клуб филафонистов" : в здании нынешнего камерного театра собирались меломаны и обменивались записями. Я в то время увлекался группой "Jethro Tull", ее лидер самобытно играет на флейте. Я попросил флейтиста Женю, тоже ходившего в клуб, дать мне пару уроков. В армии меня направили в рембат, перспектива провести полтора года под танками абсолютно не прельщала. Я стал при каждом удобном случае говорить, что являюсь одним из лучших флейтистов Советского Союза, просился в оркестр. Дирижер оркестра майор Гуляев после прослушивания сразу понял, что никакой я не флейтист. Зато выяснилось, что я могу играть на гитаре, клавишных, баяне в ансамбле, а он для гарнизона был крайне необходим.

Мне дали книгу "Школа игры на флейте" и срок две недели. Через месяц я сдал весь необходимый для военного оркестра репертуар.

Музыкальная жизнь в армии била ключом. Силами офицеров, их жен и срочнослужащих решили поставить оперу "Запорожец за Дунаем". Собрали с миру по нитке оркестр, где помимо армейских духовиков были и скрипачи, и балалаечники. Я играл партию флейты, довольно, кстати, сложную.

-- В общем, армия, как ни странно, оказала положительное влияние на вас как музыканта.

-- Она прямо сказала, что у меня как минимум есть выбор - быть учителем литературы или попробовать себя в музыке. Вскоре после того как я вернулся, поступило предложение поработать в ресторане, от которого не смог отказаться. С этого времени начал профессионально заниматься гитарой и вокалом, потому что приходилось петь и играть огромное количество самой разной музыки. В то время в ресторанах играли лучшие музыканты страны. В первом отделении мы играли то, что нам было интересно: джаз, традиционный и современный, авторскую музыку. Первый час работы был часом творчества. В начале 90-х наступили дикие времена, когда находиться в ресторанах стало опасно для жизни. Расписные братки вели себя по-хамски, насмотревшись американских и гонконгских фильмов, где бросают вилками, ножами, фужерами и бутылками в музыкантов.

Гитарные головоломки

-- Кто вас учил играть на гитаре?

-- Практически никто, занимался сам. Путь самый обычный и распространенный, огромное количество музыкантов, ставших впоследствии мегазвездами, начинали именно так. Хотя я жалею, что у меня не было настоящего сильного преподавателя, потому что многое приходилось изобретать самому.

-- Зато у вас мозг работал.

-- А у джазмена он работает всегда. Как научиться играть музыкальную фразу? Только слушая образцы, ставшие критериями для подражания, и пытаясь их копировать. И потом, мне в жизни очень помогла книга В.Манилова и В.Молоткова "Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре". Доступным языком написана теория, раскрывающая многие тайны создания настоящей джазовой музыки, и великолепная практическая часть - упражнения, хрестоматия.

-- Были ли на вашем музыкальном пути задачи, над которыми приходилось ломать голову?

-- У Пэта Мэтини или Уэса Монтгомери рука в полтора раза больше, чем у меня. Я могу исполнить далеко не все аккорды и приемы, которые они используют. Приходилось что-то изобретать. С подобными проблемами сталкиваются исполнители на любом музыкальном инструменте. Именно физическое строение тела формирует исполнительскую манеру, стиль, индивидуальность звучания. Некоторые приемы мне даются гораздо легче, чем музыканту с большими руками: например, "мелкая" игра в верхних позициях.

Из храма в джаз

-- Как вы попали в камерный хор Валерия Михальченко?

-- История вполне закономерная. В ресторане начались проблемы с публикой, а нужно было содержать семью. Мой приятель сказал, что в Симеоновском храме освободилась вакансия в хоре и я могу себя попробовать. Сольфеджио я владею, по нотам читать и петь могу. Все начало получаться. Когда в филармонии организовался камерный хор, я стал петь там. Потом меня пригласили в "Ариэль", приходилось работать на два фронта. Когда были гастроли у "Ариэля", писал заявление Михальченко, и наоборот. А когда Игорь Бурко пригласил меня в "Уральский диксиленд", принял его предложение не раздумывая.

-- В хоре вы нашли не только работу, но и супругу.

-- Вряд ли это имеет отношение к нашему интервью. Мы оба пели в церкви, приходили на работу, не обращая друг на друга особого внимания. Наташа, кроме того, работала в филармонии администратором. Однажды мы случайно встретились в компании. Оба были в браке, но эта встреча перевернула и ее, и мою жизнь.

-- С приходом в "Уральский диксиленд" начался европейский период в вашей биографии.

-- Восемь - девять месяцев в году мы проводили в Европе. Работали в серьезном прокатном агентстве, у нас были хороший менеджер и хорошие контакты. Зарплата по тем временам была более чем приличная. Одна из самых памятных встреч - с американским классиком джазовой гитары Баки Пиццарелли. На гастролях в Англии наш "диксиленд" работал следующим после его трио. Разговоры были не про жизнь, не про семью, а про то, на каких струнах, какими шнурами: Я у него подсмотрел интересный комплект струн, который мне привезли с оказией из Америки только в прошлом году. Это просто сказка.

-- Все-таки многое зависит от струн, не только от мастерства:

-- Электрогитара очень молодой инструмент. Он живет, модернизируется, что-то новое придумывается, в том числе огромное количество моделей струн, сделанных для разных стилей, и даже для разных рук. И все это, если вдаваться в подробности, очень интересно.

Ученику "в реале" буду только рад

-- В "Уральском диксиленде" находится место для музыкальных экспериментов?

-- Практически нет, я занимаюсь этим для себя. В клубах и на фестивалях удается поиграть более современную музыку. Хотя иногда для хохмы приходилось применять техниче-ские новинки и в "диксиленде". Однажды мы играли в Москве на юбилее фигуриста чемпиона мира Игоря Бобрина. Он возобновил свой показательный номер на мелодию Чарли Чаплина и попросил, чтобы мы ему аккомпанировали. Там в оригинале играет рояль. У нас есть гитарный синтезатор, имитирующий звук рояля. На генеральной репетиции выходит Бобрин, а рояля нет. Он в ужасе: "Подо что я буду танцевать?" И тут я начинаю играть на гитаре рояльным звуком.

-- Почему вы перестали ездить в Европу?

-- Мы попали на волну, когда интерес к постперестроечной России был огромен, потом он стал спадать. Засуетились европей-ские музыкальные профсоюзы, стали выставлять для русских ограничения. Ехать в Европу на три месяца, тратя месячную зарплату на дорогу, вторую - на питание, не имеет смысла. Хочется побыть с семьей, с детьми, с внуками, которые есть у каждого из нас. Общение с этими карапузами - отдельное удовольствие, которое не заменишь ничем.

-- Вы официально нигде не преподаете?

-- Преподавал в академии культуры, но мне это было неинтересно. Не каждый концертирующий музыкант является хорошим преподавателем. За три года у меня был один талантливый ученик - Игорь Петров, который сейчас руководит группой "Шико". Еще были братья Васильевы, бравшие у меня уроки. Потенциально очень сильные ребята, способные. Но у них медицинская семья, и сами они учились в медакадемии, гитара и джаз для них были хобби. Когда они перешли на старшие курсы, перестали ходить ко мне, я сожалел, что они отказались от музыки. С тех пор ничего интересного как у преподавателя не было.

У меня на сайте "В контакте" есть своя страничка. Каким-то образом меня отыскивают молодые гитаристы, начиная от Петропавловска-Камчатского и заканчивая Угличем. Они задают дельные вопросы, на которые не всегда можно найти ответы в Интернете или в специальной литературе: я делюсь опытом, пересылаю записи. Это общение через Интернет для меня очень интересно, но если способный ученик придет ко мне "в реале", буду только рад.

Комментарии
Комментариев пока нет