Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Попробуйте заниматься этим всю жизнь

13.02.2002
Олег Кулик обязан быть современнее современности

- Олег, вы не обижаетесь, когда вас спрашивают не об искусстве, а о том, как вы были собакой?
- Нет, это не такой уж неважный вопрос - бытование в роли животного. Каждый человек примеряет на себя, а мог бы он месяц прожить собакой, публично производя дефекацию, мастурбацию, кусая, отказавшись от человеческой речи, находясь обнаженным, наконец? После первой акции в Москве я, помню, сильно ободрал коленки, вымазался и вообще был на грани эмоционального истощения. Мой друг ждал в машине и, увидев меня, стал морщиться: ты грязный, как свинья какая-то, от тебя воняет. Помню, я почти потерял сознание. Быть животным не так-то легко.

Олег Кулик обязан быть современнее современности

-- Олег, вы не обижаетесь, когда вас спрашивают не об искусстве, а о том, как вы были собакой?

-- Нет, это не такой уж неважный вопрос - бытование в роли животного. Каждый человек примеряет на себя, а мог бы он месяц прожить собакой, публично производя дефекацию, мастурбацию, кусая, отказавшись от человеческой речи, находясь обнаженным, наконец? После первой акции в Москве я, помню, сильно ободрал коленки, вымазался и вообще был на грани эмоционального истощения. Мой друг ждал в машине и, увидев меня, стал морщиться: ты грязный, как свинья какая-то, от тебя воняет. Помню, я почти потерял сознание. Быть животным не так-то легко.

-- Как выглядят люди с точки зрения человека-собаки?

-- Отвратительные, самодовольные существа.

-- Это и есть результат таких акций?

-- Для меня самое главное в этих акциях - наличие связи между реальной жизнью, животным социумом, чувств и идей, которые не выражены, и формами современного искусства. Очень важно, чтобы художник в своей работе опирался на некие живые процессы. Отвечал на вопросы, которые волнуют общество. Это очень важный вопрос для современного русского искусства, которое выросло на западных журналах, то есть на вторичной реальности.

-- Какова роль приема в ваших произведениях? Вот возьмем элементы порнографии на выставке "Музей природы, или Новый рай".

-- Весь вопрос в том, что ты в это вкладываешь. У меня ведь какая порнография: стоит ряд мертвых животных, на которых накладываются отражения трахающихся людей. Их возбуждает взгляд на мертвую природу - в этом мой мэссидж.

-- Кстати, что это за изображения, на которые вы накладываете сценки с людьми?

-- Это витрина в зоологическом музее Хельсинки. Там выстроены прекрасные диорамы с хорошими рисованными задниками и стоят чучела животных. Когда я стоял перед ними, видел свое отражение. Глядя на это, ты как бы оказываешься внутри, в этом идеальном мире. Экскурсовод говорит: у нас самый посещаемый музей в Хельсинки. Я спрашиваю: у вас что, такая уникальная особенность? Нет, говорит, во всем мире зоологические музеи - самые кассовые. Здесь есть некий социально-психологический феномен, даже проблема. На что люди ходят смотреть? Это же чучела, набитые соломой! Пошли бы люди смотреть на чучело голой женщины? Представляете, сексуальная, красивая женщина, набитая соломой!.. Кстати, неплохая идея, хм:

-- Как забавно идеи рождаются!

-- Да, а тогда мне такая мысль пришла: может быть, действительно, человек природу видит вот так. Это ведь та природа, которая соответствует его слабому психотипу - трусливому и агрессивному. Реальная природа красива, но она ужасна, опасна. Это дождь, снег, хищники, комары да мухи. Современный человек убил природу для того, чтобы ее потом себе вернуть в виде зоологических музеев. И возбуждается на эту природу именно потому что она не опасная. Человек, отраженный в стекле витрины, как будто оказывается по ту сторону рамы. Формально люди живые, животные - мертвые. Но нет-нет да возникнет ощущение, что все наоборот.

-- То есть цивилизация не прочь бы самого человека мумифицировать и заключить в витрину, чтобы и вовсе было хорошо. Возникает вопрос: кому?

-- Ага, у меня была даже такая идея: сделать космический корабль, метафору ковчега, на котором человечество будет спасаться после гибели Земли. Интерьер корабля будет украшен этими зоологическими витринами. Мы с собой возьмем весь животный мир, но в виде таких витрин. И все эти музеи - некая подготовка к этому отплытию.

-- Есть ощущение, что современный художник вынужден всегда бежать впереди поезда:

-- Художник такого склада, как я, является заложником стратегии сенсационности. Сначала ты становишься заметен благодаря тому, что делаешь сильные жесты, потом от тебя этого ждут, и как только ты перестаешь их делать - ты исчезаешь. Ты не имеешь права давать публике скучать. И обязан быть современнее современности.

-- И ради этого вы готовы отказаться от темы взаимоотношений человека и животных?

-- Отнюдь. Она постоянно обрастает новыми находками и приемами, ведь эта тема не ясна до конца...

-- Не ясна?

-- Не ясна, конечно. Много тем, на которые окончательного ответа нет. И среди них очень важная социально-психологическая проблема - признавать ли человека центром Вселенной. Мы-то думаем, что это всем набило оскомину, а по поводу Земли спорили пятьсот лет - круглая ли она, и, главное, в центре она или нет? Пятьсот лет!

-- Но ведь сейчас кое-где в Европе "зеленые" уже пришли к власти:

-- Да, это очень важный рубеж. Мы осознали, что животных надо спасать, любить, что мы в этом мире не самые главные. Есть, предположим, лозунг: "Свободу животным!" Но как это все реализовать? Очевидно, нужен новый уровень интеграции. И тут художник может очень сильно помочь, например, говоря о социализации животных.

-- Социализация ведет к изменению юридических норм. А вслед за этим встанут вопросы об изменении морали. В Библии написано: Бог сказал, что человек может пользоваться природой:

-- Как говорится, покажите мне человека, которому все это Бог сказал. Моя позиция - не приплетать сюда Бога. Это из серии: Бог сказал, что гомосексуализм - это плохо. Бог ничего такого не говорил.

-- Вы вегетарианец?

-- Ем рыбу. Но дело в другом. Все-таки есть некая высшая целесообразность: не навреди другому, стань противоположностью тому, что ты не любишь. И применяй эти критерии ко всему живому на Земле. Изначально все очень просто. Дальше - начинаются "подзаконные акты". Проблема гомосексуализма взяла и решилась. Но решилась не нами, не у нас в стране. Но у нас не решились и другие проблемы. У нас многое еще табу. Как бабка ляпнула, что секса у нас нет...

-- Ну, тетенька в чем-то была права:

-- Да, у нас секса нет. У нас есть случки какие-то непонятные, я даже не знаю, как их называть - затмения разума. Когда пьяные люди падают в стог и в результате у них рождаются дети. А что произошло между выпивкой и рождением? Какой там минет-кунилингус! Просто поговорить: милый, меня не устраивает такая поза. Все! Мы создаем табу, потом оно подсознательно давит на человека. Его призывают говорить о структуре какого-то предложения Льва Толстого. А его изнутри так распирает, что он сейчас просто: Его прет от ненависти, потому что он не может решить вопрос любви с большой буквы.

-- Вообще в современном искусстве тема секса присутствует весьма ощутимо, немногие к этому готовы:

-- Секс неотрывен от такого понятия как чувственная свобода. И вообще темы свободы. Сексом могут заниматься только свободные люди. Мы все-таки говорим не о том, куда что вставить, а о душевной, чувственной жизни. Думаю, у нас просто нет такой традиции рефлексировать над этим. Человек обсуждает все что угодно - великую литературу, поэзию, а самого себя - нет. Я говорю о настоящих эмоциях и чувствах, а не услышанных в песенке. Чувства - субстанция зыбкая, неуловимая...

-- Здесь важный акцент: естественность, которую вы провозглашаете, не равна разрушению, как многим иногда кажется.

-- Конечно, в какой-то момент человек понимает, что естественно и есть красиво. Запрещая себе это, закрываешь вход в эту сферу. И она начинает существовать как нечто темное, ужасное и страшное.

-- Олег, вы - в высшей степени успешный художник. Вам, вероятно, внятен механизм этого успеха. В каком-то смысле это тоже новое для нас явление. Успех это вообще что - оказаться в нужном месте в нужное время?

-- Однажды известного искусствоведа и философа Бориса Гройса спросили: художник может разработать какую-то тему, найти пластический средства, а потом некто эту идею или посмотрел, или просто параллельно сделал очень похожий жест, и это закрепляется за этим некто. Что в этой ситуации делать? Гройс развел руками: непруха.

-- То есть элемент судьбы все же важен?

-- В России особенно. Почему, условно говоря, Филипп Киркоров самый богатый эстрадный исполнитель? Есть ведь в сто раз лучше певцы? Да, это несправедливая ситуация, но в остальном мире мало таких несправедливостей. В России уничтожена конкуренция, все под контролем трех-четырех человек.

-- А как в остальном мире?

-- На Западе тоже есть мафиозность, но в пределах разумного. Скажем так: есть два хороших художника, куратор выбирает того, с кем ему удобно работать.

-- Удобно в каком смысле?

-- В человеческом, очень часто этот фактор играет роль. Но все равно решающую роль имеет качество работ. Такого не бывает: плохой - звезда, хороший - никто. Сегодня существует огромная альтернатива, огромные возможности. В современном искусстве тебя признают не за какие-то феноменальные вещи, когда ты нечто сделал, как виртуоз, ты же не исполнитель, а за всю жизнь. Твое произведение - это твоя стратегия.

-- В этом смысле для меня показателен Малевич. До него тоже квадраты рисовали:

-- Глазунов в свое время сказал: ну, любой дурак нарисует под линейку черный квадрат. А ему отвечают: да, но попробуйте заниматься этим всю жизнь. Следовательно, заслуга Малевича не в рисовании квадратов, а в том, как он эту линию в искусстве и в жизни провел. Он заставил с этим считаться, и более того, следующее поколение уже на его находки опиралось. А остальные не привлекли к этому такого внимания, не доказали, что это генеральная стратегия. Так что это вопрос и воли тоже. Иногда ты готов что-то сделать, но это неуместно. Иногда уместно, но ты не готов. Это не значит, что тебя "в нужном месте" не было, ты просто был в полурасслабленном состоянии. Да, вопрос в настойчивости, в характере. Слабый человек, даже талантливый, может меньшего достичь, чем среднего таланта, но с характером, но это входит в правила игры.

-- Значит, Церетели талантливый?

-- А вы заметили, что его никто не обсуждает как художника? О нем говорят как о строителе или как о политике. Он получает бешеные подряды. Когда на скульптуру тратится сто миллионов долларов - это не художественный масштаб, это масштаб "Норильского никеля". Таких, как он, в истории было много, и они уходили вместе с эпохой. Но Церетели другого и не надо, ему нужно сейчас жить.

-- Вообще близость форм современного искусства и жизни ставит проблему границы между ними. Медгерменевты, например, считают Сталина концептуальным художником. Есть в этом понятная ирония, но все же:

-- Думаю, существует некий формальный признак: художник тот, кто себя объявляет художником. Задумывая перформанс, я делаю предуведомление - выпускаю пригласительные или созываю пресс-конференцию. То есть таким образом обозначаю раму. Если ты что-то разбиваешь или, наоборот, поешь песню, а потом, если получилось удачно, объявляешь это произведением искусства, то это не искусство. Раз ты делаешь нечто необъявленное - это жизнь, а если жизнь - то за разбитое стекло или испорченную картину иди в тюрьму:

Выставка Олега Кулика "Музей природы, или Новый рай" проходит в художественной галерее челябинского ресторана "Робин-Бобин" до 21 февраля. Время работы с 12 до 20 часов. Вход свободный.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет