Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Школа - не конвейер знаний

19.02.2002
Образование - приоритет в государственной политике

Подводя итоги 2001 года, можно сказать, что первый год нового тысячелетия прошел под знаком образования. Был подготовлен и широко обсуждался на всех уровнях важнейший документ, который на многие годы должен определить пути развития отечественного образования. Это Концепция модернизации российской системы образования. Можно сказать, что вся страна, от учителей до губернаторов, от родителей до политиков, обсуждала эту тему. 29 августа она стала предметом рассмотрения Госсовета, а 25 октября ее одобрило на своем заседании Правительство России.

Образование - приоритет в государственной политике

Подводя итоги 2001 года, можно сказать, что первый год нового тысячелетия прошел под знаком образования. Был подготовлен и широко обсуждался на всех уровнях важнейший документ, который на многие годы должен определить пути развития отечественного образования. Это Концепция модернизации российской системы образования. Можно сказать, что вся страна, от учителей до губернаторов, от родителей до политиков, обсуждала эту тему. 29 августа она стала предметом рассмотрения Госсовета, а 25 октября ее одобрило на своем заседании Правительство России. 29 декабря окончательный вариант концепции был подписан Председателем Правительства РФ М. Касьяновым.

В прошедшем году выполнялась и была успешно завершена президентская программа компьютеризации сельских школ. Для этой цели из федерального бюджета был выделен 1 млрд. рублей, плюс столько же - из бюджетов региональных. Задача состояла в том, чтобы компьютер появился в каждой сельской школе. Всего на село было отправлено свыше 56 тысяч комплектов компьютерного оборудования. Но на этом мы останавливаться не собираемся. Уже принята программа компьютеризации городских и поселковых школ.

Важным завоеванием стало увеличение бюджета на образование как на федеральном (на 64 процента), так и на региональном уровне. Это отрадный факт, если учесть, что начиная с 1992 года сформировалась устойчивая тенденция уменьшения федеральных средств, расходуемых на эту сферу. Существенно изменилась сама структура образовательного бюджета. Если в 2000 году деньги выделялись только на заработную плату, то в прошлом году, впервые за последние годы, речь шла и о капитальном ремонте, и о закупке нового оборудования, и о пополнении библиотек. Кстати, по поручению президента в этом году каждая школа должна быть укомплектована библиотекой классической литературы, которая будет включать в себя около 100 томов.

С 1 декабря в 1,8 раза была повышена заработная плата учителям. А в канун нового года появился указ президента, предусматривающий передачу финансирования заработной платы учителей с муниципального уровня на региональный. Это должно помочь решить вопрос ее своевременной выплаты. Конечно, трудно рассчитывать, что все финансовые сложности в ближайшее время будут преодолены. Но изменилось главное - отношение государства к образованию: оно стало одним из основных приоритетов в политике государства.

В последнее время большое внимание мы уделяем решению многочисленных проблем, связанных с положением сельских школ. Их в стране две трети от общего числа. В основном они малокомплектные. Затраты на одного учащегося здесь в 2-3 раза выше, чем в городской школе, а качество знаний значительно ниже. Принятое в декабре 2001 года постановление Правительства России "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности" направлено на то, чтобы сохранить эти школы и дать им новое дыхание. Это особенно важно в условиях демографического спада, ведь число российских школьников в ближайшие годы сократится на 7 миллионов, т.е. более чем на треть.

На сегодняшний день в стране свыше пяти с половиной тысяч таких школ, в которых учится меньше чем по 20 человек. Сотни школ имеют лишь по 5-6 учеников. В рамках федеральной программы развития образования разрабатывается несколько моделей существования сельской школы.

Конечно, начальное образование ребенок должен получать в родной деревне. А вот на следующем этапе обучения детей из малокомплектных школ целесообразно возить в более крупные сельские центры, где школы лучше подготовлены к тому, чтобы дать основательную подготовку по всем предметам. Профильную старшую школу учащиеся могли бы посещать в районном центре, где должны быть созданы все условия для получения углубленного образования.

Все большее распространение получает программа "Школьный автобус", когда ребят из маленьких деревень ежедневно стали возить на занятия. Есть варианты создания в районных и областных центрах специальных школ-интернатов для детей из отдаленных районов.

В этом учебном году начат очень важный эксперимент по изменению структуры и содержания образования. Главная задача заключается в том, чтобы школа давала ребенку не просто определенное количество знаний, а готовила его к реальной жизни, чтобы он овладевал практическими навыками, которые бы смог потом использовать за пределами школьных стен. Сегодня же школа, к сожалению, превратилась в конвейер знаний, который движется со скоростью, не соответствующей возможностям ребенка. Мы хотим также, чтобы обновленная школа способствовала сохранению и укреплению здоровья детей, а не портила его.

С одной стороны, школьники перегружены. Но при этом жизнь требует и расширения школьной программы. Предполагается, что со второго класса ребята будут изучать иностранный язык и информатику. Очевидно, что школа должна давать основы права, экономики, экологии. Выход может быть найден в некотором увеличении срока обучения (это мировая тенденция) и одновременно во введении в старших классах профильного обучения, которое даст выпускникам возможность лучше подготовиться к поступлению в вузы.

Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования продлится семь лет. Важно подчеркнуть, что и регионы, и школы, и учащиеся участвуют в эксперименте добровольно.

Из всех мероприятий по модернизации образования больше всего споров вызывает введение единого государственного экзамена. Активно обсуждаются его плюсы и минусы. Суть ЕГЭ - в замене выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы одной процедурой. Ведь сложившаяся система имеет целый ряд недостатков: во-первых, за короткий срок экзамены приходится сдавать дважды. При этом требования, как правило, существенно отличаются. Во-вторых, результаты школьных испытаний практически не влияют на поступление в вузы. В-третьих, на сегодня мы не имеем государственной оценки полученных в школе знаний, хотя и выдаем государственный аттестат. Ведь отметку в него выставляет тот же педагог, который учил тому или иному предмету, т.е. фактически он оценивает свою работу. Но всегда ли при этом соблюдается объективность?

Сдав ЕГЭ, выпускник сможет разослать его результаты сразу в несколько вузов, не покидая при этом своего места жительства. Не надо будет ехать в Москву или другой город, чтобы лишь попытаться поступить в вуз. Ведь такой возможности сейчас лишены многие ребята, живущие в отдаленных районах.

В этом году эксперимент по сдаче единого госэкзамена прошел в пяти регионах. Наиболее активное участие в нем приняли Чувашская Республика (экзамены по 8 предметам сдавали почти 16 тысяч учащихся), Республика Саха (3 экзамена, более 7 тысяч учащихся) и Республика Марий Эл (экзамен по математике, более 8 тысяч учащихся). Всего было проведено около 40000 "человеко-экзаменов".

Приняли участие в эксперименте и вузы. К 16 высшим учебным заведениям, задействованным в нем с самого начала, добавилось еще 30, которые засчитывали результаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов либо проводили их в форме ЕГЭ. Например, в такой элитный московский вуз, как Высшая школа экономики, по этой системе прошли по конкурсу 16 абитуриентов из Чувашии, которые вряд ли решились бы поступать в этот вуз традиционным путем.

Интерес к ЕГЭ растет. Заявку на проведение эксперимента в этом году подали 20 регионов, но мы решили пока ограничиться только двенадцатью.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть то, о чем мы не раз уже говорили: никто не собирается сводить единый госэкзамен к системе тестов. В течение трехлетнего эксперимента будут отрабатываться разные формы его проведения, в том числе и обычные письменные. С другой стороны, у нас не очень правильно понимают слово тест. Ведь это совсем не обязательно просто выбор правильного ответа. Существует система так называемых "открытых" тестов, когда надо выполнить определенное задание. (Кстати, английский глагол "to test" означает "проверять"). Конечно, как любое нововведение, единый экзамен имеет и положительные, и отрицательные стороны. Именно эксперимент должен дать основания для выбора такой модели ЕГЭ, в которой положительные моменты были бы максимально использованы, а отрицательные последствия сведены к минимуму.

Можно сказать, что основное звено намеченных преобразований - это общеобразовательная школа. Но в развитии нуждаются все звенья системы образования. В высшей школе акцент сделан на создание университетских комплексов. В сентябре было принято постановление Правительства РФ "Об университетских комплексах", а в ноябре - рекомендации Министерства образования по их созданию. К настоящему времени подобные комплексы сформированы на базе университетов Кубани, Орла, Нальчика, Новгорода, Саратова и др.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что утверждение Правительством России Концепции модернизации системы образования - это только начало пути. Лишь одолев его, мы сможем обеспечить нашей молодежи отвечающий всем современным требованиям уровень образования, основными характеристиками которого станут высокое качество, доступность и экономическая эффективность.

Елена ЧЕПУРНЫХ, заместитель министра образования РФ

Комментарии
Комментариев пока нет