Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Андрей Лебедев: "Дирижер - это самопожертвование"

20.02.2002

Не т@кие?
Молодое поколение в искусстве
Сегодня мы открываем новую рубрику. Молодые челябинские музыканты, актеры, художники, танцоры будут рассказывать в ней о своем понимании профессии, творческих мечтах, жизненных приоритетах. Это будет непосредственная оценка молодыми деятелями искусства плюсов и минусов своего поколения. Именно им предоставляется возможность заявить: мы "не такие" или все же "такие", как старшее поколение. Первый наш герой - молодой дирижер Андрей ЛЕБЕДЕВ.

Не т@кие?

Молодое поколение в искусстве

Сегодня мы открываем новую рубрику. Молодые челябинские музыканты, актеры, художники, танцоры будут рассказывать в ней о своем понимании профессии, творческих мечтах, жизненных приоритетах. Это будет непосредственная оценка молодыми деятелями искусства плюсов и минусов своего поколения. Именно им предоставляется возможность заявить: мы "не такие" или все же "такие", как старшее поколение. Первый наш герой - молодой дирижер Андрей ЛЕБЕДЕВ.

Он с детства мечтал стать дирижером. Отец-нейрохирург каждый день дома включал пластинки с классической музыкой. Именно поэтому уже в шесть лет Андрей знал несколько опер наизусть. А в четвертом классе школы определил, что будет учиться в Санкт-Петербургской консерватории имени Глинки. Но начальное музыкальное образование он получил в родном Нижнем Новгороде. С шести лет пел в капелле мальчиков хорового училища. Потом поступил в Нижегородскую консерваторию. После чего и перевелся в консерваторию Питера на дирижера-хоровика, а потом - на симфоническое отделение.

С декабря прошлого года 27-летний Андрей Лебедев принят третьим штатным дирижером в наш Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени Глинки. Недавно в опере "Снегурочка" Римского-Корсакова состоялась его премьерная работа у нас в городе. Критики отметили музыкальность, мягкость, хорошую школу Андрея. И связали с молодым специалистом лучшие надежды. К концу этого театрального сезона планируется задействовать Андрея Лебедева в 9-10 спектаклях.

-- Почему я не остался в Санкт-Петербурге, а приехал работать в Челябинск? Ответ прост: это обычный путь дирижера, - объясняет Андрей. - После окончания учебы в Москве или Питере практически любой дирижер уезжает в провинцию. Набирается там психологического, управленческого, музыкального опыта. И только потом может пытаться пробиться на мировые сцены типа Мариинского или Большого театра. Кроме того, профессия дирижера и музыканта вообще сейчас не так престижна. Поэтому свою задачу я определяю так: не дать искусству погибнуть в этой стране.

-- А вам-то какая от этого выгода? Кроме реализации собственных амбиций материальный доход это приносит?

-- Как бы ни высокопарно это звучало, профессия музыканта даже на Западе предполагает некое самопожертвование. Мы сознательно идем на это даже сейчас, когда зрителей становится все меньше. Вообще, я думаю, здесь важен какой-то божественный момент. Это призвание. Я считаю, что деньги должны быть уже результатом, а не самоцелью. Зачем потом в конце жизни вспоминать всю свою халтуру и спрашивать себя: "А где же было искусство?" Если я выйду на хороший творческий уровень, деньги сами придут. Для этого уже во время учебы в Питере я начал много работать. Три года сотрудничаю с филармоническим оркестром Нижнего Новгорода. Регулярно меня приглашает камерный оркестр Архангельска. В чебоксарском театре в спектаклях дирижировал.

-- Вы не назвали ни одного конкурса:

-- А я в них и не участвовал. Международные дирижерские конкурсы - это нечто абстрактное, это большая игра. Чтобы завоевать место, ты должен побывать как минимум на пяти-шести конкурсах. Тебя должны заметить, поставить в очередь. Конечно, если этим заняться, взять первую премию, возможно, поступят какие-то менеджерские предложения. Но гарантии никакой нет. Я выбрал другой путь. И не жалею. Я учился и живу ради того, чтобы работать. Теперь и в резюме могу перечислить места моей трехлетней работы. К тому же мой возраст сейчас позволяет мне поехать на любой такой конкурс. В принципе, у меня это есть в ближайших планах.

-- Какими человеческими качествами должен обладать дирижер?

-- Волей, прежде всего. Могу назвать много хороших дирижеров, которые великолепно чувствуют музыку, но ничего сами не могут сделать со звучанием. И все потому, что нет той богатой энергетики, воли, которая заставляла бы сто человек действовать так, как хочет дирижер. Вообще, наша профессия - странная. Люди приходят не смотреть на дирижера, а слушать, как звучит из-под его руки оркестр, хор, солисты. И если сочетается талант дирижера и его сильная, иногда деспотичная воля, тогда и рождается нужный результат. При этом важно, чтобы дирижер не давил, а лишь принуждал к сотворчеству. Привести усилия всех к одному знаменателю - это самое трудное.

Кроме того, наша профессия - всеобъемлющая. Дирижер должен знать очень много. Например, как можно дирижировать ту же "Снегурочку", не зная личности Римского-Корсакова, исторического контекста того времени? Нам в первую очередь необходимо понять, что хотел сказать композитор. И уже потом можно добавить что-то свое.

-- Что вас может увлечь?

-- Буду банален: музыка. Она дает мне жизненную энергию. Чтение партитуры сродни чтению книги. Однако это занятие более элитарное, ведь ноты может читать только определенный ряд людей. В остальном же - все то же самое. Ты понимаешь идею музыкального произведения, черпаешь его эмоции, энергию. И эта музыка провоцирует тебя к творчеству. Она даже ночью звучит. И выход ей находишь во время спектакля.

-- Взрослые музыканты как относятся к вам, молодому дирижеру?

-- Вообще, оркестрам свойственно некоторое снисхождение к молодым. В умных книжках это называется "антагонизм оркестра и дирижера". Понятно, ведь он навязывает им свою волю. К счастью, в вашем театре мне никто не указывал, что я молодой и чего-то не умею. Да я и сам стараюсь не дать повода для этого.

-- О чем вы мечтаете?

-- Чтобы у меня постоянно была работа, которая была бы еще и кому-то нужна. Я смогу таким образом выразить себя, а зрители - получить удовольствие. Понимаете, я не думаю о карьере. Хочу подходить к ней с обратной стороны. Я вообще считаю, что лучше идти по жизни широким путем. Даже если этот путь и медленнее. У меня сейчас есть семья, ребенок. Я никогда не получу от музыки тех чувств, которые испытываю от отцовства. Одно не может заменить другое. К тому же в конце жизни будет, что называется, куда якорь бросить.

-- Андрей, ваше нынешнее самоощущение позволяет вам считать себя "не таким" в сравнении с другими поколениями ваших коллег?

-- Да. Наше поколение дирижеров, безусловно, отличается от предыдущего. Сейчас наступило время капитализма, огромной конкуренции. Нас же никто не учил пробивать себе самостоятельно дорогу в искусстве. Зачастую сейчас и друзья начинают по вашей голове ходить. Но это было и раньше. Просто теперь все намного сложнее. Вот почему сейчас уже во время учебы многие пытаются найти себе работу. Приходится заниматься менеджерством, рекламой, "светиться" на телевидении. Раньше в такой степени это не нужно было. Сейчас дирижер должен быть еще и грамотным финансовым руководителем. Мое поколение - первопроходцы в этом смысле. Я уверен, что этому теперь должны учить в консерватории. Если у меня будут ученики, я им непременно объясню, как делать карьеру, грамотно вести переговоры, психологически верно общаться с начальником.

Профессия дирижера, с одной стороны, консервативна: успех, прежде всего, зависит от таланта дирижера. С другой стороны, новое поколение всегда может отличиться лучшей техникой: с помощью рук сейчас можно выразить практически все.

Молодое поколение в искусстве сейчас становится все более элитарным по количеству. Катастрофически мало людей теперь поступает в консерваторию. Я начинал учиться в советское время, когда для родителей отдать ребенка в балетную или музыкальную школу было показателем интеллигентности и престижа. Сейчас же этого нет. И лет через 10 проблема "элитарности" искусства достигнет пика.

Ведущая рубрики Инга МЕЛЬНИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет