Новости

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Человек терпимый

28.02.2002
Все религиозные объединения равны перед законом

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", предполагающий право граждан на выбор религии и мировоззрения, принят в России в 1997 году. Но его реализация все еще сопряжена с рядом проблем, которые не обошли стороной и Челябинск. Начальник отдела по религиозным и национальным вопросам аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктор философских наук, профессор М.И. Одинцов в письме руководителю одной из религиозных организаций Челябинска выражает обеспокоенность рядом публикаций в местных СМИ, в том числе в "Челябинском рабочем".

Все религиозные объединения равны перед законом

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", предполагающий право граждан на выбор религии и мировоззрения, принят в России в 1997 году. Но его реализация все еще сопряжена с рядом проблем, которые не обошли стороной и Челябинск. Начальник отдела по религиозным и национальным вопросам аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктор философских наук, профессор М.И. Одинцов в письме руководителю одной из религиозных организаций Челябинска выражает обеспокоенность рядом публикаций в местных СМИ, в том числе в "Челябинском рабочем". В этих публикациях, считает он, как в капле воды, отразилось бытующее в обществе отношение к религиозным меньшинствам как к чему-то чуждому и даже враждебному отечественному менталитету.

"Вместо уважительного разговора о праве людей на мировоззренческий выбор, - говорится в письме, - :вместо поиска того, что может объединить граждан России независимо от религиозных или нерелигиозных убеждений, просматривается тенденция разделить людей по вероисповедному признаку, противопоставить одни религиозные организации другим, навязать читателям искаженное представление о тех религиозных объединениях, что произвольно определяются как "тоталитарно-деструктивные секты" :

Мы связались с М.И. Одинцовым и предложили прокомментировать положение дел с реализацией закона о свободе совести в Челябинске и в области.

-- Проблема в том, что в Челябинске не отрегулированы отношения между рядом религиозных организаций и областными органами власти, - говорит Михаил Иванович. - В частности, члены организации "Свидетели Иеговы" выражают недоумение, почему на протяжении нескольких лет им отказывают в регистрации, хотя они действуют, собираются, молятся, увеличивают число своих последователей (эта религиозная организация официально зарегистрирована во многих странах мира и насчитывает в своих рядах более 6 миллионов человек). Будучи на конференции в Челябинске в декабре прошлого года, я имел возможность выслушать точку зрения руководителя территориального органа управления, пояснившего, почему не регистрируют Свидетелей Иеговы, но, честно говоря, эти пояснения не показались мне убедительными. Задача органов власти не в том, чтобы, фигурально говоря, из-за неправильно поставленной запятой бесконечно гонять людей по кругу. А прежде всего в том, чтобы содействовать реализации Конституции, в 18-й статье которой говорится о том, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.

Представителям органов власти необходимо менять свое отношение к религиозным организациям. Нельзя говорить, что вот это традиционная религия, и поэтому ей должен обеспечиваться режим наибольшего благоприятствования, а все прочие - сомнительные, иностранные, непонятные и не нужные русскому человеку. Какую бы религию ни исповедовали люди, к какой бы религиозной группе ни принадлежали, они являются гражданами России и равноправны со всеми остальными, верующими и неверующими. Проволочки и препятствия в удовлетворении их законных требований, чинимые властью, воспринимаются людьми как продолжение той политики, которую мы осудили и в проведении которой публично покаялись. Есть ведь указ президента, в котором выражено государственное покаяние перед теми религиозными организациями, которые несправедливо преследовались. В их числе пятидесятники, адвентисты седьмого дня, те же Свидетели Иеговы. У многих верующих даже имеются на руках свидетельства о реабилитации. Зачем же повторять прежние ошибки, возвращаться к пройденному?

-- Что вы посоветуете челябинским Свидетелям Иеговы? Как им поступить?

-- Обратиться в суд высшей инстанции. Кстати, Европейский суд уже неоднократно рассматривал дела Свидетелей Иеговы в различных странах и принимал решения в их пользу.

-- Я знаю, что к вам обращался с ходатайством и челябинский Рериховский центр. Рериховцы жалуются, что лишились помещения, печатного органа, на их руководителя было совершено покушение:

-- Да, когда я был в Челябинске, то встречался с представителями этого центра. Но здесь ситуация несколько другая. Они представляют собой общественную, а не религиозную организацию. Конечно, это не означает, что меня не встревожила их судьба. Я вник в обстоятельства дела и пояснил людям, каким образом действовать.

-- Обращаться в суд?

-- Конечно. У нас же есть Конституция, по которой мы никак не хотим жить. И отработан механизм, по которому нужно действовать в случае, если она нарушается. Не надо ждать, что само собой создастся некое правовое государство, которое тебя защитит, или приедет известный правозащитник, который станет твоим адвокатом. Надо твердо усвоить: никто нас не защитит, если мы не научимся делать это сами.

-- Видимо, ситуация с делением на "полезные" и "вредные" религиозные объединения характерна не только для нашего региона?

-- За 2001 год в аппарат Уполномоченного по правам человека поступило около 800 жалоб из 30 субъектов РФ. Чаще всего верующие жалуются на отказ в регистрации, запрет на строительство культовых зданий, нежелание возвращать изъятое ранее церковное имущество, в последнее время участились жалобы на СМИ. Нередко журналисты пишут предвзято, вразрез с общечеловеческими нормами и принципами, опираясь на непроверенную информацию. Во всех случаях мы анализируем жалобы и претензии и стараемся оказать людям помощь.

-- Какие внутренние причины стоят за нарушением закона о свободе совести? Не означает ли это наметившейся тенденции, в результате которой православие обретет статус государственной религии? Или речь о недальновидности отдельных чиновников?

-- Если судить по официальным заявлениям деятелей РПЦ, то русское православие не претендует на роль государственной религии. Руководители Русской Православной церкви неоднократно заявляли о том, что не хотят возвращаться к тому положению, которое было у нас до февраля 1917 года. Я думаю, причина нарушений закона о свободе совести - в правовом невежестве. События последних лет привели к тому, что во власть пришли руководители, никогда не занимавшиеся религиозной проблематикой, не обладающие специальными знаниями в этой области, поступающие так, как им кажется правильным, и не соизмеряющие своих поступков с буквой закона. Имеет значение и то, что в обществе живы старые стереотипы, основанные на нетерпимости к людям, исповедующим другие взгляды, ненависть к инакомыслящим, инакодумающим, инаковерующим. К сожалению, эти стереотипы живут в сознании не только отдельных чиновников, но и общества в целом.

-- На Западе нет такой нетерпимости по вероисповедному принципу?

-- Идею свободы совести, идею светского государства Европа пережила, выстрадала, впитала в себя, потратив на это 200 лет своей истории. А мы этот отсчет ведем от февраля 1917 года. И за эти почти 90 лет что только не дано было нам пережить - войны, социальные потрясения, ужасы тоталитаризма: Российскому государству и обществу некогда было заниматься формированием идеи свободы совести, им надо было выживать. Нам не хватило исторического времени, чтобы осознать важность законов о свободе мировоззрения и вероисповедания, внутренне их выпестовать, проникнуться их жизненной необходимостью.

-- Сможем ли мы, по-вашему, все это наверстать?

-- Хотелось бы в это верить, но это немыслимо без конкретных усилий многих людей, без экономической стабильности. Обилие сегодняшних социальных проблем снова подталкивает чиновников и обывателей действовать в соответствии со стереотипом советских времен - искать врага, который мешает нам жить, развиваться, процветать. И очень часто в собственных грехах мы обвиняем других - представителей "тоталитарных сект", иностранцев и т.д: Такое ощущение, что мы так и остались в шестидесятых годах:

-- Михаил Иванович, в каких случаях оправданы термины "тоталитарная" или "деструктивная" секта?

-- Если говорить о правовой стороне дела, то мы должны руководствоваться действующей Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами. Ни в одном из этих документов нет понятия "тоталитарной" или "деструктивной" секты. Есть определения религиозного объединения, организации, группы. И власть, журналисты, если, конечно, они стремятся к объективности, должны придерживаться установленных законом понятий и определений. А законы эти гласят, что люди у нас могут исповедовать любую религию, что все религиозные организации отделены от государства, равны перед законом и должны действовать в правовых рамках. Если же представители религиозных организаций эти рамки нарушают, то у нас есть Уголовный кодекс. Представляйте доказательства и на основании их поступайте в соответствии опять-таки с законом - ликвидируйте проштрафившуюся религиозную организацию, решайте ее проблемы через суд, вызывайте ее представителей на административную комиссию. Но не оскорбляйте чувства верующих людей, не навешивайте на них ярлыков, не сейте в обществе рознь. Тем более недопустимы подобные действия в отношении официально зарегистрированных религиозных групп и объединений. Сам факт регистрации или перерегистрации говорит о том, что люди успешно прошли все необходимые процедуры проверок и согласований.

-- Что говорят по поводу терпимости тексты Священного Писания и как относился к этой проблеме основатель христианства Иисус Христос?

-- Священные книги - продукт той эпохи, во время которой они создавались. В них можно найти мысли как "за" веротерпимость, так и "против" нее. Но что касается Нового Завета, то умение любить, прощать и быть терпимым все-таки остается главными христианскими заповедями. Проблема в другом - в том, что общество им не следует. С появлением христианства человечество не перестали терзать пороки, не стало меньше войн, бед, болезней, ненависти. Моральные нормы были выработаны задолго до появления христианства. Ученые считают, что человеку разумному примерно 40-50 тысяч лет. А христианству 2 тысячи лет. Что же, 48 тысяч лет люди обходились без морали? Конечно, нет. Человеческое сообщество как раз и возникло потому, что смогло выработать некие моральные установки, ценности, традиции, которые позволили ему жить и развиваться.

Точка зрения религии, будь это православие, ислам или буддизм, в том, что моральные нормы привносятся извне некоей богоподобной личностью. Я ученый и считаю, что заповеди любви и терпения, которые проповедовал Иисус, не являются заслугой только христианства. Это общечеловеческие заповеди.

-- Придет ли человечество к созданию единой церкви?

-- К этому призывает экуменическое движение, цель которого - создание единой общехристианской церкви, какой она была до раскола на западную и восточную. Примечательно, что при этом не ставится задача унификации религиозных взглядов и канонов. Представители экуменического движения не настаивают на том, чтобы православные становились протестантами и наоборот. Они "за" сохранение национальных и иных особенностей и зовут лишь к единству действий, объединению в решении общих проблем. А их у церкви немало: это выстраивание отношений с государством, обществом, СМИ, другими религиями, определение политики по отношению к глобализации, борьба против голода, бедности, терроризма.

-- То есть понятие единой христианской церкви - понятие условное, технологическое?

-- Можно сказать и так. Сегодня мир стремится к толерантности, терпимости. Разумеется, нельзя не видеть той огромной роли, которую сыграло православие в становлении отечественной культуры, и, конечно же, надо сохранять и поддерживать то, что заповедали нам наши предки. Но делать это надо не за счет уничтожения или дискредитации других религий. Сохраняй свою своеобычность, развивай ремесла, культуру, двигай науку и таким образом доказывай превосходство нашей российской духовности.

-- Что бы вы пожелали южноуральцам?

-- Чтобы существующие проблемы в области свободы вероисповедания разрешались на благо людей. Чтобы чиновники видели за другим концом стола не идеологического противника и не просителя, а человека, имеющего право на свой духовный мир, мировоззрение, религию. И если требования этого человека не выходят за рамки Конституции, их надо удовлетворять.

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет