Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ловец кино

27.02.2009
В кинотеатры русский зритель ходит за спецэффектами и эмоциями, считает челябинский букер Галина Иванова

Анастасия БОГОМОЛОВА

Челябинск

В декабре 1988 года в московском кинотеатре "Зарядье" начал свою работу первый после 1920-х годов кинорынок - всесоюзный. Это мероприятие стало запоздалым шагом на пути реформирования совет-ского кинопроката, который был тогда в стране. Государственный Главкинопрокат еще пытался руководить процессом, однако прежняя система вовсю трещала по швам и кинотеатры на местах жаждали самостоятельно формировать свою репертуарную политику, выбирать и приобретать фильмы. В те дни в российской киноиндустрии начала формироваться новая профессия - букера, заказчика и закупщика картин, своеобразного посредника между производителем и зрителем.

Челябинский букер со стажем Галина ИВАНОВА (сегодня она руководитель кинопроката в культурно-развлекательном комплексе "Мегаполис") в 1980-е, за пару лет до упомянутого всесоюзного кинорынка, выпускницей академии культуры пришла в самый большой по тем временам городской кинотеатр "Урал" с залом на 1200 мест.

В кинотеатры русский зритель ходит за спецэффектами и эмоциями, считает челябинский букер Галина Иванова

Анастасия БОГОМОЛОВА

Челябинск

В декабре 1988 года в московском кинотеатре "Зарядье" начал свою работу первый после 1920-х годов кинорынок - всесоюзный. Это мероприятие стало запоздалым шагом на пути реформирования совет-ского кинопроката, который был тогда в стране. Государственный Главкинопрокат еще пытался руководить процессом, однако прежняя система вовсю трещала по швам и кинотеатры на местах жаждали самостоятельно формировать свою репертуарную политику, выбирать и приобретать фильмы. В те дни в российской киноиндустрии начала формироваться новая профессия - букера, заказчика и закупщика картин, своеобразного посредника между производителем и зрителем.

Челябинский букер со стажем Галина ИВАНОВА (сегодня она руководитель кинопроката в культурно-развлекательном комплексе "Мегаполис") в 1980-е, за пару лет до упомянутого всесоюзного кинорынка, выпускницей академии культуры пришла в самый большой по тем временам городской кинотеатр "Урал" с залом на 1200 мест. В беседе с корреспондентом "Челябин-ского рабочего" она объяснила суть своей профессии и рассказала об особенностях россий-ского кинопроката.

На "Кинг Конга" было не пробиться

Галина Николаевна, как и многие опытные букеры, начинала обычным методистом: раз в неделю посещала городское управление кинофикации, где показывали готовящиеся к прокату ленты, и прикидывала, на какое количество сеансов будет расписан фильм. Выбирать не выбирала: указания на тот счет, какие картины составят репертуарный план кинотеатра, спускались сверху.

-- Не скажу, будто нам тогда навязывали фильмы, просто мы и сами понимали, что нужно брать в прокат: в первую очередь советские патриотические, идеологические, картины на производственную тему. Не всегда они приносили много денег, хотя комедии Гайдая, Рязанова и Меньшова неизменно собирали аншлаги.

На зарубежные хиты (тогда их еще не называли блокбастерами), к примеру на "Кинг Конга", в субботу или воскресенье, а также на вечерние сеансы в будние дни невозможно было пробиться.

-- Была ведь очень развита предварительная продажа. На каждом предприятии имелись уголки кинозрителя, был специальный человек - киноорганизатор, который занимался распространением билетов. В самих кинотеатрах сидел старший кассир, который работал только с такими киноорганизаторами. Иногда на оборудованной машине он выезжал на завод и продавал там билеты. Стоили они тогда 10-20 копеек для детей и 35-70 - для взрослых.

Сам кинопрокат строился по другой, нежели сейчас, схеме.

-- Один и тот же фильм не мог идти одновременно в нескольких местах. "Урал" как самый крупный из кинотеатров был выпускающим, первоэкранным. Сначала новинки шли здесь, потом в других кинотеатрах. Экранная жизнь картины была долгой. К сожалению, сейчас фильм в основном "живет" в прокате только две-три недели.

"Титаник" поднял российскую киноиндустрию

К концу 1980-х в кинотеатры стало ходить гораздо меньше зрителей. Это только в Америке в период Великой депрессии киноиндустрия переживала бурный рост - экономическая ситуация в нашей стране не располагала к зрелищам.

-- К тому же стали повсюду появляться видеосалоны, которые давали в прокат кассеты с фильмами, еще не показывавшимися у нас.

В 1990-х положение усугубилось: в огромном зале "Урала" один сеанс посещали в среднем восемь-десять человек.

-- Можно сказать, что "Титаник" поднял российскую киноиндустрию со дна, ведь к тому времени многие кинотеатры закрылись или начали сдавать свои площади под магазины, дискотеки или выставки, - вспоминает переломный 1997 год Галина Иванова.

-- Фильм стартовал в феврале сначала плавно, потом зрителей стало все больше. В кинотеатрах были аншлаги. И в "Урале" буквально весь небольшой коллектив ударно трудился, обслуживая кинозрителя: продавали билеты, вставали на контроль, мусор в залах убирали. Фильм же шел 3 часа 15 минут, и за 15 минут между сеансами надо было быстро все привести в порядок.

Известная сага Джеймса Кэмерона хотя и привлекла внимание массового зрителя, однако не смогла восстановить огромную аудиторию кинотеатров, которая была свойственна тем же 80-м.

Ярмарка кино

В 2004-м в Челябинске открылся первый на Урале мультиплекс - "Мегаполис". Здесь Галина Николаевна приняла на себя роль букера, формирующего репертуарную политику, и потому начала посещать ставшие традиционными международные кинорынки. Проводящиеся раз в квартал на протяжении 19 лет (нынешние слеты выросли как раз из того самого - всесоюзного), эти мероприятия являются крупнейшим событием кинобизнеса России, стран СНГ и Балтии, объединяют более 1000 представителей дистрибьюторских компаний, киностудий и кинотеатров. В рамках кинорынка прокатчики устраивают презентации ожидаемых премьер (самые масштабные значатся за "Буэна Виста Сони Пикчерз", "Юниверсал" и "Централ Партнершип"), проводят показы и демонстрации трейлеров, специализированные семинары и "круглые столы". Здесь же букеры получают возможность напрямую заключить сделку с дистрибьютором - условиться о прокате нужного количества копий фильма.

Основным критерием выбора картины является ее привлекательность для зрителя и, как следствие, способность принести доход. Впрочем, говорит Галина Николаевна, иногда хочется закрыть глаза на очевидную неприбыльность проекта и брать в прокат кино некоммерческое.

-- Я отлично понимаю, что, например, "Подмена" с Анджелиной Джоли денег не принесет, но фильм этот такой трогательный, он берет за душу. Поэтому я и включила его в репертуар.

После кинорынка с кинотеатрами подписывается договор, в котором изначально обозначены сроки и требования показа картины. При этом дистрибьюторы не устанавливают конкретную стоимость одной копии - прайсы вступают в силу, как правило, только при сотрудничестве с кинофондами, которые закупают ленты уже по окончании основного проката и возят их по небольшим городам и селам в течение года. С крупными кинотеатрами работа строится на условиях так называемой прокатной платы, то есть процента с выручки от кинопоказа (зачастую кассовые сборы делятся поровну).

Сегодня, по словам Галины Ивановой, практически все прокатные компании лояльны к своим клиентам, однако еще некоторое время назад их общение с букерами проходило в полушантажном ключе:

-- Фирма "Каскад", которая прокатывала "Пиратов Карибского моря", навязывала жесткие условия: брать весь пакет фильмов этой компании, столько-то экранов использовать, столько-то дней показывать, и не дай бог меньше.

Впрочем, нынешняя мягкость прокатчиков исчезает, как только речь заходит о новогодних кинорелизах. Так, компания "Каропрокат", продвигавшая на рынок "Любовь-морковь-2" и "Обитаемый остров", в период зимних каникул снимала свои картины из кинотеатров-однозальников, крутивших мюзикл-конкурент "Стиляги" Тодоровского. В то же время прошлогоднюю кассовую комедию "Самый лучший фильм" эта же фирма обещала отдать в прокат только в комплекте с ретромелодрамой "Исчезнувшая империя" Шахназарова (в итоге последняя лента получила тираж 300 копий, что для продукта с минимальным коммерческим потенциалом весьма солидно).

Другое кино

-- Что, по-вашему, в первую очередь привлекает российского зрителя в кино? Имя режиссера, актерский состав?

-- Зрелищность. Русскому зрителю важно, чтобы его удивили, поразили масштабом, спецэффектами, необычным колоритом. И чтобы эмоции били через край. Привлекают в кино и постановочные бюджеты проектов, и имена звезд и режиссеров, и определенный жанр. Важную роль играет качество маркетинга. Нужно не только создать хороший фильм, но и знать, как его правильно преподнести зрителю. В последние годы в кинотеатрах превалирует так называемое "попкорновое кино", ориентированное на молодежную аудиторию. К сожалению, это приводит к оттоку взрослой и ориентированной на интеллектуальный продукт публики. У зрителей утратился интерес к такому жанру, как драма. Люди, которые начали ходить в кино на волне "Титаника", повзрослели. Круг их интересов изменился, и теперь они хотят смотреть не только "Мумии" и "Мадагаскары". Поэтому долю "умного" кино в кинотеатрах надо повышать.

-- По этой причине вы хотите прокатывать так называемые артхаусные ленты?

-- И поэтому тоже. Вообще в "Мегаполисе" раз в год проходит фестиваль неправильного кино, он стабильно собирает своего зрителя. В 2008-м по его окончании мы поставили эксперимент: три фильма, которые пользовались наибольшим успехом публики на фестивале, взяли в прокат. К сожалению, они прошли в полупустых залах. Конечно, такие картины - не для всех: это авторское кино, новаторское, не всегда оно отражает мнение и представление большинства людей о кинематографе. Тем не менее мы хотим показывать в нашем комплексе другое кино. 25 февраля у нас завершился фестиваль "Кино без границ", который с успехом прошел в Москве в конце декабря прошлого года. В его программу были включены 14 фильмов, среди которых имеются призеры Каннского фестиваля ("4 месяца, 3 недели и 2 дня" и "Дитя"), лауреаты Берлинского фестиваля ("Будда рухнул от стыда", "Капризное облако", "Мое сердце биться перестало") и другие не менее интересные и спорные ленты.

Цена вопроса

Стоимость одного билета в кино:

1985 год - 35-70 копеек,

1995 год - 6 рублей,

2009 год - 50-230 рублей.

Прокатная склейка

Пленка попадает в кинотеатр не сразу и не целиком: она из соображений безопасности делится прокатчиком на пару частей, а для удобства пересылается в пяти-десяти специальных боксах золотистого цвета (их количество зависит от хронометража фильма). На месте (как правило, в киноаппаратной) ее склеивают и проверяют на соответствие техническим стандартам. По окончании проката копия либо возвращается в Москву, либо отправляется в кинотеатры, работающие вторым экраном.

Словарный запас

Кинобукер от англ. "film booker" - заказчик кино. Представитель кинотеатра или киновидеообъединения, который знакомится с поступающими в прокат фильмами, анализирует их качество, нацеленность на конкретного зрителя и коммерческий потенциал, договаривается с дистрибьюторами о прокате кинокопий и в зависимости от числа залов в кинотеатре и размера аудитории составляет расписание сеансов.

Бокс-офис показатели кассовых сборов фильмов за определенный период; включает в себя количество экранов, наработку на одну копию, данные общего вала и сборов за выходные дни.

Бюллетень кинопрокатчика еженедельное специализированное издание для кинопрокатчиков и представителей кинотеатров, публикующее данные кассовых сборов, график премьер, анализ коммерческого потенциала фильмов (скрининги).

Спойлер преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от фильма и разрушает его интригу, а также лишает зрителя некоторой части удовольствия от сюжета.

Трейлер небольшой видеоролик, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы.

Теглайн слоган на киноафишах, постерах и в трейлерах, максимально кратко и емко отражающий основную идею и содержание фильма.

Комментарии
Комментариев пока нет