Новости

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Два времени ЧТЗ

13.03.2002
Крупный бизнес всерьез заинтересовался тракторным производством

Главная приемная ЧТЗ преобразилась. Кто бывал там, помнит тяжелые двери, резные ручки. Все с налетом времени, особого колорита. Лак немного потускнел, дерево немного потрескалось. Зато гармония между формой и содержанием достигалась полная: в помещении витал особый дух Танкограда.

Крупный бизнес всерьез заинтересовался тракторным производством

Главная приемная ЧТЗ преобразилась. Кто бывал там, помнит тяжелые двери, резные ручки. Все с налетом времени, особого колорита. Лак немного потускнел, дерево немного потрескалось. Зато гармония между формой и содержанием достигалась полная: в помещении витал особый дух Танкограда. Как привет из того далека, для которого был характерен типовой набор штрихов и штришков- солидность интерьеров, телефонные звонки из министерства, разговоры о плане, починах и передовиках производства.

Нынче приемная стала воздушна и легка. Мягкие диваны, зеркальные стекла. Евромебель, евроматериалы, евроотделка. Хотя изменения не коснулись самого главного кабинета - директорского. В нем привычные виды - лепнина, светильники, деревянные панели. Немного странно это все-таки и необычно. Как будто два времени пересеклись здесь, их отделяет одна дверь. ЧТЗ старается думать о новом имидже, мировых стандартах, однако прошлое "автоматом" своих позиций не уступает. Символично?

-- Скорее симптоматично, - говорит о внешних переменах руководитель предприятия Валерий Платонов. - Только недавно мы всерьез начали просчитывать и обеспечивать перспективу ЧТЗ. Зато это не бутафория, не Потемкинские деревни.

Много специалистов ушло, но кадровый потенциал сохранился. Немало хороших работников вернулось на завод. В 98-м, когда вводилась процедура банкротства, средний возраст на ЧТЗ был 51 год. Теперь - 44 года. Это заметное достижение. Такой же показатель в фирме "Камацу". Правда, средняя продолжительность работы там 22 года, у нас пока - 12 лет.

Заводу еще предстоит пройти серьезную кадровую перестройку. Собираемся значительно сократить управленческий аппарат, примерно на 30-40 процентов. Часть персонала будет переведена на рабочие специальности или уволена. Это неизбежно.

Имея в виду общую численность, предполагаем, что она останется примерно на нынешнем уровне, хотя, на всякий случай разработали два сценария - оптимистический и пессимистический. Все определит состояние экономики, спрос на продукцию.

-- Но коллектив тем не менее отправили на каникулы?

-- Подобная ситуация - нормальное явление в мировой практике. Это обычный стандарт поведения. Тот же "Форд", когда возникают проблемы со сбытом, увольняет до 20 тысяч работников. Спрос восстанавливается - снова принимает их. Мы себе такого, конечно, позволить не можем. У наших людей нет значительных накоплений, чтобы они несколько месяцев сидели дома. Да и российские законы не позволяют действовать по-ковбойски.

По нашим прогнозам, в 2002 году предприятие должно сделать не меньше техники, чем в предыдущем. Между тем разговоры о повышении тарифов монополий и некоторые особенности рынка, характерные для начала года, привели к тому, что в январе и феврале резко снизился сбыт. Но, поскольку производство отлаженное, работает с четкостью часового механизма, определенный объем продукции мы все-таки сделали. Появился запас, под пломбой сегодня находится 266 тракторов. Потому нет никакого смысла дальше перемалывать ресурсы. Сэкономим на энергии, металле. Это, еще раз замечу, адекватная реакция производства на рыночный спрос. Особенность России в том, что ее экономика развивается неравномерно: в январе - провал, в марте все может восстановиться. Поэтому никакой трагедии в нынешней ситуации я не вижу. Мы с коллективом договариваемся, люди, которые не работают это время, заработную плату тем не менее получают. К тому же на каникулы ушло не все предприятие. На работу выходили моторный завод, который обеспечивает выполнение индийского контракта, опытное производство, внедряющее новые машины, и завод мощных тракторов.

Где ходят акции

-- Конкурсное управление по-прежнему планируется завершить в текущем году? Никаких неожиданностей нет?

-- Все по плану. Мы вкладываем собственность в новое предприятие "ЧТЗ-Уралтрак". 85 процентов "чэтэзовского" имущества уже внесено в его уставный капитал и реализовано областной администрации, нижнетагильскому "Уралвагонзаводу", ряду поставщиков комплектующих - заводу мощных тракторов, Березовскому ремонтно-механическому заводу, заводу резинотехнических изделий, таким фирмам, как "Каток", "Гусеница".

-- Все идет к тому, что скоро акции ЧТЗ превратятся в бумаги без стоимости. Их потеря чем-то компенсируется мелким собственникам - работникам предприятия?

-- По закону акции могут быть компенсированы только после расчетов со всеми кредиторами. Теоретически шансы получить что-то по этим ценным бумагам есть. Но, как ни странно это звучит, на фондовом рынке сейчас наблюдается большое движение акций банкрота. Наш регистратор отмечает еженедельные сделки с ними. По российским законам они до сих пор (пока предприятие не ликвидировано) имеют определенную стоимость и могут быть использованы для наполнения уставных капиталов. Думаю, что именно с этим связана регистрация сделок, касающихся передачи из одних рук в другие более 15 процентов акций тракторного завода.

-- Но что делать с акциями работникам ЧТЗ? Ждать?

-- Как показала жизнь, в последние годы тракторостроители расставались со своими ценными бумагами с большим трудом. Деньги за них предлагали небольшие, и они, если так можно сказать, оставляли их себе на память. Очень много акций мы сегодня переоформляем по наследству. Люди хранят их как свидетельство причастности к великому в прошлом заводу, а не для того, чтобы получить деньги. 60 тысяч человек владеют 30 процентами акций ЧТЗ, и я уверен: если наступит такое время, что мы будем выкупать их по рублю, 99 процентов свои бумаги нам просто не принесут. Оставят себе в качестве исторического документа. Хотя, повторюсь, сейчас идет скупка пакетов сторонними покупателями, и при желании люди без особого труда могут продать их.

ЧТЗ окружают

-- Завод стал разрастаться вширь, появились арендные предприятия. Это хорошо или плохо?

-- Мы стараемся соединить крупное конвейерное производство, каковым является выпуск тракторов, с инициативой предпринимателей, найти для этого подобающую форму. В "ЧТЗ-Уралтрак" внесли имущество нашего завода, а теперь некоторую собственность новой компании отдаем в аренду частникам. Чтобы обеспечить для себя определенные гарантии, создаем с ними СП, в уставные капиталы которых наши партнеры вносят свои доли. Арендуя наше имущество, они могут проявить инициативу и, продемонстрировав неординарность мышления, добиться хороших результатов, лучше, чем на основном производстве. Таких арендаторов, юридических лиц, сейчас около восьмидесяти. Примерно двадцать из них - довольно крупные подразделения: завод мощных тракторов, завод резинотехнических изделий, производства "Гусеница", "Каток", "Смеситель", "Фильтр", "Товары народного потребления", "Тосол", "Техартком" и другие. Все они делают какие-то узлы, а мы обеспечиваем их ресурсами, берем на себя сбыт. К нам и сейчас обращаются предприниматели с предложениями о сотрудничестве.

Идеи - ваши, собственность - наша

-- Намерение В. Гартунга организовать производство на Еманжелинском механическом заводе как будто органично вписывается в вашу схему.

-- Как раз нет. Его предложение - это совершенно иной подход. Создавая машиностроительный холдинг для занятия шахтеров, он решил получить "кусочки" ЧТЗ. Поставил перед губернатором вопрос о том, чтобы ему передали ЕМЗ и Челябинский завод тракторных трансмиссий. На каком основании? Это имущество уже принадлежит новым собственникам. Да и сама постановка вопроса странная. Валерий Карлович хочет делать спецтехнику. Мы говорим: пожалуйста, но надо взять площади в аренду. Нет, отвечает, вы мне не площади дайте, а кусочек ЧТЗ, чтобы я помимо прочего делал для вас еще комплектующие. Я просто не хочу домысливать, что за этим стоит.

Те предприниматели, которые работают с нами, связаны с заводом многими ниточками. Имущество как было, так и остается нашим. Если завтра партнер, к примеру, скажет, что не хочет продолжать сотрудничество, разойдемся без проблем. Совсем иное может быть при реализации идеи Гартунга. Если б он получил то, что хочет, и стал выпускать продукцию для нас, то, наверное, и условия б начал диктовать свои.

-- Больная тема?

-- Больная. Я наотрез отверг эти предложения.

Оборонщики поднимаются в наступление

-- Не собирается ли ЧТЗ в некий оборонный холдинг? Об объединении предприятий ВПК в последнее время говорят на высоком уровне. Вас современные веяния обошли стороной или все-таки завод подталкивают в нужную сторону?

-- Подталкивают. Нижнетагильский "Уралвагонзавод" уже зарегистрировал бронетанковый холдинг как некоммерческое партнерство. После долгих колебаний мы дали согласие участвовать в нем, хотя это, на мой взгляд, пока ничего не дает, но, к счастью, и ничему не вредит. Холдинг в нынешнем его состоянии - все равно что клуб по интересам. Директора будут собираться, обсуждать планы совместной деятельности. Настоящего холдинга, как это положено по закону, пока никто не организовал. Если поступят конкретные предложения, будем думать.

-- Нужно ли вообще такое объединение? Не дань ли это моде? Быть может, мы опять начинаем колебаться в такт генеральной линии?

-- Нет, польза может быть. Сегодня - время метаний. Полная демократия в экономике ведет к распылению и без того скудных ресурсов. Предприятия создают технику, аналогичную той, над которой работают конкуренты. Находясь в неуправляемом полете, мы не можем договориться по многим вопросам. А жизнь требует, чтобы родственные производства координировали усилия, чтобы не дублировать друг друга. К этому нас и мировой опыт зовет. "Тойота" заключила союз с "Дженерал моторс". "Форд" если не купил "Ниссан", то скоординировал планы совместного освоения рынков. Вместе эти компании сконструировали джип и выпускают его в Испании. Половина машин выходит с конвейера под названием "Форд маверик", другая имеет марку "Ниссан тирана два". Кстати, в Челябинске есть разные образцы, и отличить их нельзя, поскольку модель - одна и та же. Жаль, у нас пока не хватает мудрости для такой кооперации. Сколько я ни пытался договориться о ней с Чебоксарским заводом промтракторов, с Барнаульским моторным заводом и Челябинским заводом имени Колющенко, ничего не получилось.

-- Каким в идеале вам видится взаимодействие с ЧЗК?

-- По идее, двум заводам надо было бы объединиться и делать дорожно-строительную технику для одного и того же потребителя. Или хотя бы скоординировать конструкторско-технологические работы. Я предлагал договариваться сначала руководителю ЧЗК Федорову, потом Бухдрукеру, конкурсному управляющему Соловьеву, главному конструктору Шахову. На призывы никто не откликнулся. Что это, боязнь потерять лицо? Да просто каждый сидел на своем кусочке и дорожил им, стараясь, чтобы этот кусочек никто не только не съел, но даже не прикоснулся к нему. Такая тупиковая политика.

Полярная отрасль

-- Как вам нравится или, наоборот, не нравится передел машиностроительного рынка между несколькими мощными структурами - "Сибалом", "Северсталью"? ЧТЗ еще не стал объектом посягательств со стороны крупного бизнеса?

-- Посягательства ощущаем второй год, причем все интенсивнее и интенсивнее. На меня выходили многие крупные предприниматели, фамилии которых не могу называть по этическим соображениям. Но это известные в стране люди, не менее известные, чем Дерипаска и Мордашов. Они высказывали намерение купить завод или присоединить его к другим структурам. Я задавал встречный вопрос о цели сделки. Реструктуризация народного хозяйства, российской экономики сейчас сопряжена с переделом границ влияния. Имея ресурсы, предприниматели пытаются набрать больше имущества, а потом уж разобраться, что делать с ним. "Сибал" в свое время купил Самарский авиазавод. Покрутили его, поняли, что взялись не за свое дело, - отказались. Такая же история произошла с Ульяновским авиазаводом. Похожая картина на Липецком тракторном заводе, Владимирском и ряде других. Процесс идет примерно один. Берут, разбираются, не получается, отказываются. Наверное, это естественный путь приватизации, мы должны пройти его, пока не сформируются те группы собственников, которые не просто имеют желание и деньги, но способны что-то сделать в этой отрасли. Но сейчас я настороженно отношусь к тем конгломератам, которые создаются в машиностроении. Они неустойчивы, и многие из них вряд ли жизненны.

Модельный ряд

-- Когда-то ЧТЗ брал курс на выпуск мини-техники, и, говорят, это была ошибка. Фермерство у нас не народилось, спрос оказался невысок...

-- Что касается новой техники, здесь у нас два направления. Первое - глубокая модернизация продукции, которую выпускаем. Потребитель теперь больше внимания обращает на качество. Это серьезный вопрос, и над его решением мы работаем. Два года назад освоили новую кабину к трактору, а в марте с конвейера сойдут две машины с улучшенными кабинами. Однако меняем не только конструкции, но и материалы.

Второе наше направление - разработка моделей, которые прежде вообще не выпускались. На испытании находится абсолютно новое семейство двигателей. Это дизели, которые нужны для мини-техники. По городу бегают маленькие четырехколесные погрузчики, выпускаемые "Уралвагонзаводом" и машиностроительным предприятием в Кургане. Курганцы ставят на свое изделие чешский мотор, который и дорог, и по характеристикам плох. Мы разрабатываем двигатель, ориентируясь на них. Но не только. Рассчитываем, что среди потребителей будут завод имени Калинина из Екатеринбурга, Московский прожекторный завод, саранский завод "Электроаппарат" и многие другие. Собрали и принципиально новый тракторный двигатель. Закладываем в него характеристики мирового уровня в расчете на получение экологических параметров "Евро-3".

Нами спроектировано семейство принципиально новых тракторов модульного типа. В этом году покажем общественности изготовленную в металле машину. Конструировали ее с учетом самых высоких мировых требований. Испытали виброкаток, который сегодня работает в управлении дорожного хозяйства области и показывает неплохие результаты. В ближайшее время покажем новый колесный погрузчик, колесный бульдозер, машину для прессовки и перемещения мусора. Но не собираемся отказываться и от мини-техники. На этот раз планируем ее более простой и дешевой. Такова перспектива ближайшего десятилетия.

-- Сможет ли ЧТЗ "догнать и перегнать" Запад?

-- Говорить, что через пару лет сравняемся с мировыми лидерами, безответственно. Хотя есть у нас конструкции и технологии, которые не только не уступают, но и превосходят самый высокий западный уровень. Вот двигатель, который делаем для Индии. По своим характеристикам он действительно не имеет аналогов, лучший по соотношению мощности и веса, мощности и занимаемого объема. А температура, при которой работает, - 125 градусов. Ничего подобного нет ни у немцев, ни у американцев. Не случайно мы со своим мотором проникли на международный рынок, хотя борьба была жесткая. Польша, Франция, Израиль, Чехия предлагали свои изделия индусам и продолжают, к слову, до сих пор предлагать, пытаясь всячески скомпрометировать нас. Говорили, что мы обманываем покупателей, что на самом деле это неработающий дизель. Индусы не зря проводили такие основательные испытания до тех пор, пока не убедились, что при таких высоких температурах двигатель способен выполнять свои задачи.

-- Индийский контракт должен был принести значительные средства ЧТЗ. Ожидания оправдываются?

-- Оправдываются. Если бы в прошлом году не было индийского контракта и мы не получили 350 миллионов рублей за свои поставки, нам было бы гораздо сложнее. В этом году планируем заработать на моторах около 600 миллионов рублей. Думаю, что поставки бронетанковых двигателей на этом не прекратятся. Есть и обращения Минобороны России по другим модификациям дизелей для нужд нашей армии. Военных заказов стали получать больше, чем ранее. Для завода это - дополнительное подспорье.

Беседовал Евгений КИТАЕВ

Между тем...

В коллективе ходят слухи о предстоящих массовых сокращениях. Называется даже цифра - "девять тысяч человек". Это работники ЧТЗ, которых не примут в состав нового акционерного общества.

Процесс перевода с одного предприятия на другое идет с конца прошлого года. Схема проста - люди получают уведомления о предстоящем увольнении и тут же пишут заявления о приеме на работу в АО "ЧТЗ-Уралтрак". При этом происходит своеобразная "усушка-утруска" : начальство избавляется от неквалифицированных кадров, лентяев и пьяниц. На сегодняшний день таким образом переоформлено почти все основное производство, это около 11 тысяч работников. Теперь настал черед заводоуправления, технических служб и вспомогательных подразделений. Народу по традиции раздали уведомления, но на новую работу пока не зовут. Тревога тракторостроителей растет по мере заполнения складов готовой продукции и увеличения периодов простоя. Все понимают, что при нынешних объемах на заводе слишком много людей. Между тем руководство предприятия заявляет, что колебания численности работников ЧТЗ никогда не превышало трех тысяч и предстоящее сокращение вряд ли выйдет за эти рамки. Точную цифру сейчас никто не может назвать. Заместитель генерального директора по кадрам Анатолий Зайцев сообщил, что все будет зависеть от экономической обстановки в стране. Между тем неофициальный источник настаивает на том, что число уволенных будет гораздо больше, чем три тысячи, и все смогут в этом убедиться уже к началу мая.

Светлана БАЦАН

Комментарии
Комментариев пока нет