Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Никакая я не железная!

13.03.2009
Директор Челябинского ТЮЗа Роза Орлова,  которая 16 марта отметит свой юбилей, предпочитает учиться всю жизнь

--  В девичестве я выходила на подмостки в спектаклях художественной самодеятельности, - говорит Роза Захаровна. - На этом моя актерская "карьера" закончилась. Родители нацеливали меня на профессию, которая бы при всех ситуациях давала кусок хлеба, и я собиралась стать врачом. Но не прошла по конкурсу в Курский мединститут. Возвращаться домой? Стыдно.

Директор Челябинского ТЮЗа Роза Орлова, которая 16 марта отметит свой юбилей, предпочитает учиться всю жизнь

-- В девичестве я выходила на подмостки в спектаклях художественной самодеятельности, - говорит Роза Захаровна. - На этом моя актерская "карьера" закончилась. Родители нацеливали меня на профессию, которая бы при всех ситуациях давала кусок хлеба, и я собиралась стать врачом. Но не прошла по конкурсу в Курский мединститут. Возвращаться домой? Стыдно. Увидела объявление о недоборе в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. Стала учиться там. Выскочила за парня из нашего города, он учился в ГИТИСе. Родился сын.

Знакомство в метро с постоянной попутчицей стало вехой в моей жизни. Маргарита была деканом в институте кинематографии. Узнав, что учусь на факультете планирования народного хозяйства, сказала: "Давай к нам, нам нужны грамотные специалисты". Забрала документы из Плехановки, и хотя пришлось досдать еще массу специальных предметов, меня приняли на факультет экономики кино и телевидения. Учебную практику проходила на киностудии имени Горького администратором съемочной группы.

Потом мужа распределили в Ленин-градский театр музыкальной комедии, дали квартиру. Я получила место экономиста на "Ленфильме", но работала там недолго. Муж принял приглашение директора Хабаровского театра музкомедии, и мы с одного края СССР махнули на другой. Зато я повидала Дальний Восток, Маньчжурию, Сибирь. Красивые места! На Сахалине меня больше всего поразило огромное количество старых, немощных, высохших, словно мумии, японцев. Позже, когда посмотрела фильм Акиры Куросавы, узнала об этой восточной традиции оставлять стариков. Такова философия Востока: человек приходит в мир одиноким и уходит так же.

-- Знаю, что к своим родителям вы относитесь с трепетным вниманием.

-- Маме моей скоро 92 года. К нам она переезжать отказывается, говоря, что старое дерево с корнями не вырывают. Не хочет бросать наш дом. В свои преклонные лета сама ведет хозяйство. Ей помогает наша средняя сестра, а мы с третьей сестрой, теперь тоже живущей в Челябинске, материально им помогаем. Мама говорит: "Хочется пожить подольше", и дай-то Бог. Мой прадед умер в 114 лет, прабабушка в 106. И никто не терял разума.

-- Хорошая у вас генетика. Но еще о вас часто говорят как о женщине, которая сделала себя сама.

-- Ну, не только сама. Мне всегда везло на хороших людей. Судьба подарила мне счастье встретить особенного человека - Наума Орлова.

Когда в Челябинск приезжал Михаил Ульянов, который был дружен с Орловым, он сказал: "Теперь понимаю, Наум, как ты попал в плен. Роза как-то организовала у нас фотосъемку, даже Юлию Борисову уговорила сняться". Это когда я, работая на киностудии имени Горького, создавала каталог артистов, чего раньше никому сделать не удавалось, и смогла проникнуть даже в Вахтанговский театр, куда никого не пускали.

В Казани Наум ввел меня в рафинированную компанию. Выглядела я, говоря сегодняшним языком, гламурно: волосы медно-рыжие, мини-юбка, шпильки высоченные, оранжевая кофточка, связанная собственноручно, и глаза, подведенные по моде. Разговоры в компании велись философские. Меня о чем-то спросили, я смутилась и страшно расстроилась. Позже Наум меня успокаивал: "Ты же не можешь знать все на свете. И не надо этого скрывать. Скажи прямо: "не знаю", тебя поймут. Зато твои собеседники могут не знать того, что знаешь ты". Потом этот урок я своим детям передала.

-- Известно, что обустройство дома лежало на ваших плечах.

-- Когда в супружеских отношениях есть гармония, не возникает вопроса, кто что должен делать. И обид не бывает.

Мне дороги другие воспоминания. Когда он возвращался после изнурительных репетиций, мы с ним могли часами общаться. У нас с Наумом был не такой уж богатый дом, мы не вкладывались в приобретение дорогой мебели. Но не жалели средств на покупку книг и на достойный отдых. Дочь наша выросла в условиях, где ее оберегали от домашнего хозяйства. Тем не менее Верочка все умеет, сама содержит свой дом. Все зависит от желания и от того, что ты хочешь привнести в свою жизнь.

Мужа не стало, но у меня нет ощущения одиночества и что связь наша прервалась. Когда езжу на кладбище, с фотографии на памятнике он смотрит на меня всякий раз по-разному. Иногда и не на меня, а в сторону, если я что-то совершила такое, за что он меня мог бы упрекнуть. Мистика? Тем не менее я порой вижу такой сон: дверь в квартиру открыта, а он на пороге стоит и говорит: "Почему ты не закрываешь дверь?" Предупреждает, что меня ожидает что-то неприятное. Я знаю: его душа в доме.

У Наума были способности руками снимать боль и стресс. Они передались дочери. У Веры несомненный дар целительства. А еще она потрясающая мама. Ксюша, моя внучка, растет в облаке материнской любви. Вера окончила сначала филологический факультет, потом юридический, а сейчас получает третье высшее образование, будет переводчиком с испанского языка.

-- 20 лет назад вы приняли сложное хозяйство в трудное для ТЮЗа время. И не покинули его.

-- Я сейчас уже не знаю, где мой настоящий дом и семья. Верю, что в каждом человеке заложена программа. Он рождается, не умея говорить, а со временем становится профессором, артистом или космонавтом. Надо развиваться. Я всю жизнь учусь. Жаль, что молодое поколение к этому не стремится. Часто говорю нашим актерам, да и не только им: человек должен быть прежде всего профессионалом. Сколько себя ни хвали - мол, какой я хороший, о тебе судят по твоим делам.

Когда вслед за мужем пришла в Казанский театр драмы, стала первой в России женщиной, которая заведует постановочной частью. Мужики, трудившиеся под моим началом, все время проверяли меня на прочность. Но после работы в кино я ничего не боялась: оно научило меня оперативно реагировать на все запросы времени. Иногда слышу: дескать, мы в ТЮЗе спектакли печем словно блины. Да нет же! Мы четко планируем работу от запуска до премьеры.

-- Творческие профессии можно рассматривать как способ самовыражения. А директорскую должность?

-- Я бы говорила об ответственности. Каждый руководитель стремится, чтобы его предприятие было лучшим. За моей спиной 200 человек. Все разные. Кто-то доволен, кто-то нет, кто-то любит директора, а кто-то не питает к нему нежных чувств. В любой работе есть свои нюансы, но многие даже не задумываются, какие нелегкие задачи стоят перед любым руководителем. Чтобы театр существовал как целостный организм, нужна четкая координация всех участков, чтобы ни одна служба не сорвала художественно-постановочный процесс. А когда наступит время сдачи, пусть попробуют сказать, что не готовы. Что вы до этого делали, имея жесткий план?

-- Так вы за жесткость руководства?

-- Часто слышу о себе такую характеристику: "Железная женщина". Никакая я не железная! Я руководитель, умеющий планировать за себя и за коллектив. Иногда в театре начинается паника: "Роза Захаровна, мы не успеем". "Успеете", - отвечаю. "Нет!" - "Хорошо, вернемся к этому разговору через неделю". Первый порыв проходит, все устаканивается, процесс пошел.

Меня волнует, что дети стали меньше читать, и если не театр, то кто же пробудит этот интерес? Появилось много соблазнов: ТВ, Интернет, развлекательные клубы. И меня возмущает, когда журналисты пишут: "ТЮЗ опять поставил программное произведение". Или: "ТЮЗ опять поставил сказку про поросят". Да не про поросят, а про братьев наших меньших! Дети проецируют сказки на жизнь. Сказка - ложь, да в ней намеки, которых не найдешь в самой сложной драматургии.

Очень жаль, что из-за недостатка финансирования мы редко выезжаем в сельскую местность и малые города, хотя обязаны это делать. К счастью, оттуда к нам зрители сами приезжают. Видели, как много по выходным автобусов возле ТЮЗа? Когда я только пришла сюда, первое, с чего начала, - считала не деньги, а детей и родителей в зрительном зале. По головам. Второй этап - сколько пап пришло. А потом у нас появился девиз: "В ТЮЗ всей семьей". Театр - островок, куда можно прийти вместе с детьми и потом обсудить с ними не только спектакль, но и просто поговорить. Тем более, что дети часто обделены родительским вниманием.

-- Вы столько времени тратите на работу. А на себя?

-- Для восстановления мне нужно одиночество. Оно, кстати, многому учит. Мне иногда достаточно полистать книгу или альбом, чтобы привести мысли в порядок, отдохнуть. В свое время без всякого намека со стороны Наума я поняла: ему нужно, чтобы его оставляли одного и не тревожили.

-- Какой момент в вашей работе самый волнующий?

-- Последние прогоны и премьеры. Если зрители принимают результат нашего творчества, значит, нас поняли, мы нашли верный ход.

-- Вспомнилась песня Аллы Пугачевой: "Сильная женщина плачет у окна:" С вами бывает?

-- Бывает. Но я никогда не выказываю свои слабости. После смерти мужа полгода жила с камнем в душе, но не проронила ни слезинки. Знаю: моих рыданий Наум не одобрил бы. На вопрос: "Как дела?" отвечаю: "Нормально". Скажешь "хорошо" - вдруг все сломается, скажешь "плохо" - назавтра вдруг случится удача и тебя упрекнут во лжи. За все в жизни приходится платить, а особенно за успех. Успех своего коллектива.

Лидия САДЧИКОВА

Роза Орлова родилась в Тульской области. Окончила отделение "Экономика кино и телевидения" во ВГИКе. Работая на киностудиях имени Горького и "Ленфильм", участвовала в съемках фильмов "Понедельник - день тяжелый", "Гиперболоид инженера Гарина", "Рабочий поселок", "Доживем до понедельника". С 1973 года живет и работает в Челябинске, куда переехала вместе с мужем Наумом Орловым. С 1975 по 1988-й возглавляла Дом актера Челябинского отделения СТД. С 1988 работает директором Челябинского театра юных зрителей. Театр удостоен многих наград на российских и зарубежных фестивалях. Он вошел в десятку лучших детских театров России. Роза Орлова - заслуженный работник культуры РФ, лауреат городского конкурса "Призвание".

Комментарии
Комментариев пока нет