Новости

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Врачевать душу Александр Зайцев убежден: доверительные профессиональные беседы благоприятно влияют на психику

17.03.2009
Виктор РИСКИН

Кыштым

Во время нашего разговора в центре диагностики и консультирования раздался звонок на телефон доверия. Женский голос спрашивал совета и интересовался, когда можно привести на консультацию девятилетнего ребенка. Зайцев назвал время приема и прибавил: "Обязательно приходите вместе!"

Лишние запятые

--  Случай распространенный - неадекватное поведение, - прокомментировал разговор психолог. - Но для родителей всегда неожиданный: еще вчера умный, добрый, послушный мальчик вдруг превращается в колючего и дерзкого. Выкидывает такие фортели, что папа с мамой хватаются за голову.

Виктор РИСКИН

Кыштым

Во время нашего разговора в центре диагностики и консультирования раздался звонок на телефон доверия. Женский голос спрашивал совета и интересовался, когда можно привести на консультацию девятилетнего ребенка. Зайцев назвал время приема и прибавил: "Обязательно приходите вместе!"

Лишние запятые

-- Случай распространенный - неадекватное поведение, - прокомментировал разговор психолог. - Но для родителей всегда неожиданный: еще вчера умный, добрый, послушный мальчик вдруг превращается в колючего и дерзкого. Выкидывает такие фортели, что папа с мамой хватаются за голову. А потом звонят на телефон доверия.

Александр Зайцев психологом себя не видел. Радиомеханический техникум закончил с красным дипломом. Работал на радиозаводе. В армию он мог бы и не ходить: красный диплом открывал дорогу в институт, на факультет истории. Но совершенно неожиданно для себя Александр срезался на вступительных экзаменах. Подал апелляцию, глянул в написанное сочинение:

-- Там стояло 13 лишних запятых, внесенных не моей ручкой, - констатирует Зайцев. - Разгадку я обнаружил в коридоре института. Парень из Казахстана сидел на подоконнике и радостно улыбался. Простодушно объяснил свое счастливое состояние: "Хоть у меня и тройка по сочинению, зато батя уже отару баранов пригнал".

У несостоявшегося студента одна дорога - в армию. Александра направили было в группу советских войск в ГДР. Но по пути тормознули, оставив в Свердловске. Выяснилось: призывник владеет очень необходимой воинской специальностью.

-- В детстве учился в музыкальной школе. За это и ухватились: определили в военный оркестр, - улыбается Александр Борисович. - Так два года я и проиграл на трубе. Отслужил, вернулся и вновь подал документы в институт. На этот раз - на психолога в Российский открытый университет с учебно-консультационным центром в Челябинске. Во время учебы и после нее работал в Кыштыме, в центре психолого-педагогической помощи. В 1998 году уехал в Челябинск. За 10 лет от руководителя практики, методиста вырос до декана психологического факультета, защитил кандидатскую диссертацию. Год назад стал доцентом в Кыштымском филиале ЮУрГУ. Не оставляю научную деятельность, в перспективе планирую защитить докторскую диссертацию.

Отобрал крылышко

Александр Зайцев справедливо считает, что детская психология намного сложнее взрослой. Причем если еще недавно подростковые трудности начинались с 14-16 лет, то нынче отсчет идет с 10. Именно с десятилетним мальчиком ему недавно пришлось основательно поработать.

-- Там был весь набор, - начинает перечислять Александр Борисович, - трудности в учебе, конфликты в семье и школе, драки. Дело дошло до краж из дома. Уносил вещи и раздавал сверстникам. Если брал деньги, то тратил на себя. Однажды отобрал у маленького братишки жареное куриное крылышко и съел на его глазах. На следующий день и вовсе учудил: взял банку соленых помидоров и стал есть на улице. Родители запаниковали от полного непонимания, что происходит: "Да эти помидоры и даром никому не нужны. Мы их солим в огромном количестве. А он, получается, выставил нас: мы, выходит, его не кормим!"

Психолог быстро поставил диагноз. "Беда в том, что сын у вас не занят, - объявил он маме, - кроме компьютера, ему делать нечего". "Нет, - возразила мамаша, - как раз на компьютере мы ему и запретили играть. В наказание".

-- Все стало ясно, - продолжает Александр Борисович, - типичная подростковая реакция: отобрали игрушку, а взамен ничего не дали. Спросил мальчугана (он присутствовал при разговоре), чем бы ему хотелось заняться. Тот обмолвился, что несколько раз после школы забегал на станцию туристов. Там интересно: походы, лошади: Вот и иди, сказал ему, если тебе нравится, а я позвоню руководителю станции Леониду Щербакову. В завершение нашей беседы предложил мальчику дать слово, что больше он на мелкие пакости отвлекаться не будет, а настроит себя на самосовершенствование. У тебя, говорю, начнется правильная жизнь, ты станешь полезным в обществе. Эти слова он наверняка услышал впервые. Поэтому, видимо, и проникся: Больше его родители ко мне не обращались.

Дядечка с указкой

Психологу приходится решать не только семейные проблемы. В школе их не меньше.

-- Раньше шалуна брали за руку и вели к директору, - смеется Зайцев, - а сейчас - в кабинет психолога: "Сделайте что-нибудь, чтобы не мешал (не мешала)". В представлении некоторых людей психолог - это дядечка с указкой. Взмахнет ей, щелкнет пальцами в воздухе, и на месте лоботряса - примерный ученик. Мы не фокусники и не волшебники, наша задача - попытаться вывести ребенка на откровенный разговор. Выяснить, есть ли у него в жизни какие-то ценности. Если удастся - половина успеха обеспечена.

Именно с этого и началась беседа психолога с 12-летней девочкой. Школьную программу она не тянула, получала двойки. Зато на уроках вела себя шумно, вызывающе, мешала сверстникам и учителю. Психолог первым делом успокоил бузотершу. Сказал: все у тебя нормально, пусть не светит тебе пятерка с четверкой, но на тройку с плюсом ты вполне способна. Свои выводы выложил на бумагу со словами: "Возьми и покажи учителю, маме. Пусть убедятся, что ты не совсем плохая. Ты гораздо умнее, чем сама о себе думаешь".

-- Видели бы вы, какой она пошла - довольной и даже счастливой, - говорит Зайцев. - А я всего лишь приподнял ее собственную заниженную самооценку.

Что ж, доброе слово и кошке приятно. Только почему-то мы чаще говорим добрые и нежные слова именно кошкам, а не детям.

-- В дальнейшем, - продолжает психолог, - с этой девочкой больших изменений не произошло: непросто доказать учителям, что ребенок может работать (стереотип двоечницы-то уже сложился!). Тем не менее на свою троечку с плюсом девочка вышла. Она поверила в себя. Стала оценивать себя немного выше.

-- Но завышенная самооценка нередко провоцирует молодых людей на утверждение собственной персоны всеми способами, в том числе и криминального свойства. Достаточно вспомнить совершенно дикий случай в Уфалее, когда за невинную шалость десятиклассник застрелил товарища по парте. Или съемки драк на мобильный телефон:

-- Это не следствие завышенной самооценки. Американский социальный психолог Альберт Бандура еще в 80-е годы прошлого века выявил феномен лавины внешнего вмешательства в психическое развитие. Телевизор, Интернет, так называемые развивающие игры делают мир ребенка ирреальным, то есть не существующим в действительности. Смесь реального и виртуального сознания нередко приводит к недоразумениям. Черствость, жестокость кажутся проявлением мужественности и силы. А вот милосердие и сострадание - слабостью. В результате молодые начинают жить по законам волчьей стаи. Как тут не вспомнить Дарвина с его естественным отбором!

-- Где же выход?

-- Только в семье. Надо больше общаться с ребенком, говорить ему о непреходящих ценностях, утрата которых низводит личность до физиологического существа. Ну, а мы, психологи, всегда готовы прийти на помощь.

Выстругай кораблик

-- Сегодня семье самой нужна помощь. Взрослые теряют работу, нередко остаются без средств к существованию.

-- Кризис, как и любая жизненная трудность, больно бьет только по тем, кто ослаблен. Они начинают ныть: мне плохо, все кончено. Запомните: нытьем делу не поможешь. В конце концов, что случилось? Ведь ничего не изменилось, кроме социально-экономической обстановки. Изменилось качество жизни, а люди остались теми же.

Нужно вернуться к себе, к человеческому фактору. Модель технократического общества, при которой человек нацелен исключительно на потребление, порождает ситуацию безвыходности. Да, вы набрали кредитов, да, у вас ипотека не погашена, да, у детей что-то не так. Но если вы начнете себя корить за то, что не можете заработать на полноценную жизнь, то лучше не станет. Надо возвращаться к семье, к натуральному хозяйству, к вере, что скоро все повернется в лучшую сторону. Помнить, что ты нужен детям прежде всего не как добытчик, а как отец. И кораблик, выстроганный твоими руками, для ребенка дороже игрушки из магазина. Магазинную он на второй день сломает, а поделку сохранит.

:На этой фразе наш разговор оборвался: на прием пришла мама с симпатичной девочкой лет 11. Меня вежливо попросили удалиться, чтобы психолог без помех смог заняться врачеванием детской души.

Александр Борисович Зайцев 37 лет. Кандидат психологических наук. Тема его кандидатской диссертации - "Психологические особенности самосознания подростков - воспитанников детского дома". Работал психологом в детдоме. Доцент кафедры "Гуманитарные науки" филиала ЮУрГУ. Совмещает преподавательскую и научную деятельность с консультациями в муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центра диагностики.

Комментарии
Комментариев пока нет