Новости

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Президент России может прилететь в Челябинск уже осенью.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Нагайбаки сами о себе

18.03.2009
10 тысяч человек, осознавших себя народом

У нас на Южном Урале, и только у нас, живет один загадочный народ. Он мал, всего-то 10 тысяч человек, но намерен оставаться самим собой и жить долго. О нем можно сказать так, загадкой. Крестьяне, а живут в Париже, Фершампенуазе или Касселе. Имена-фамилии русские, а язык - татарский.

10 тысяч человек, осознавших себя народом

У нас на Южном Урале, и только у нас, живет один загадочный народ. Он мал, всего-то 10 тысяч человек, но намерен оставаться самим собой и жить долго. О нем можно сказать так, загадкой. Крестьяне, а живут в Париже, Фершампенуазе или Касселе. Имена-фамилии русские, а язык - татарский. Язык татарский, а не мусульмане. Не мусульмане, а православные, но называют себя нагайбаками.

Нагайбачка Светлана Вдовина написала книгу о нагайбаках - "Соты памяти народной". Чтобы написать ее, автор не испытывал необходимости выезжать в какие-то города, копаться в архивах, что-то выискивать в документах. Нет, Светлана Ивановна по сердцу и по совету решила иначе: пусть нагайбаки сами расскажут о себе. И не столько о своей внешней истории, сколько о внутренней. О душе народа, а не о теле. И она принялась выспрашивать, выслушивать рассказы-воспоминания стариков, старух, всех, у кого было что вспомнить и рассказать, и переносить на бумагу их устное слово. На эти выспрашивания, на объезды поселков и сел района, на приведение в систему записей ушел не один год. Так, сота к соте, получилась книга. И очень редкая, необычная. Да-да, нагайбакский эксклюзив.

Что там, в книге? Там - легенды, сказки, предания, притчи, обряды, традиции, одеяния, кухня. А еще частушки, потешки, дразнилки, скороговорки. Все пригодилось. И все - к месту.

Нагайбаки интересны тем, что в своем образе жизни соединили разные вещи - татарский и русский языки, православие и язычество, казачество и кочевничество.

Книга начинается с объяснения нагайбакского православия, с непростой церковной истории в разных населенных пунктах района. Необычно узнать, что православные термины имеют свои нагайбакские аналоги: крещение - это качману, пасха - это оло кон, троица - это трейсен и так далее. Необычно и то, что православные праздники приправлены изрядной долей языческих обрядов. Хотя слабые признаки ислама в быту можно отыскать, но нагайбаки настойчиво настаивают на своем православном выборе. При этом они подчеркивают, что нагайбаки никогда в ислам не входили и не выходили из него. Свою "кровь" они ведут от ногаев, которые тоже были православными. Цитирую автора: "Ни в одном селе, ни один из стариков, ни одна из бабушек ни разу не вспомнили о том, что нагайбаки были ущемлены в своих правах и насильно крещены". Они в общем-то не против названия "крещены", но сейчас вполне удовлетворены своей принадлежностью к православному миру. Еще одна цитата из книги: "Наш народ никогда не изменит православной вере, это равносильно краху нации".

Книга Светланы Вдовиной дает нам много примеров своеобразия нагайбакских традиций, обрядов и преданий. "У нагайбаков никогда не было изоляции женщин от мужчин. У молодежи были приняты "куныу" - совместные ночевки парней с девушками, но девушки всегда выходили замуж девственницами. "Нас парни берегли". "Девушки сами делали свой выбор, а не выходили замуж по принуждению. Единственным условием, которое ставилось родителями, было чтобы избранник был своей веры". "У нагайбаков-кряшен нет обряда обрезания". "Пролитие крови считалось смертным грехом. Во время революции и гражданской войны врагов казнили на кладбищах - на освященной земле". "Нельзя женщинам резать скотину (пускать кровь), работать с топором, молотком. В таких случаях Господь говорит: "Уж коль ты так славно справляешься с топором и молотком, к чему тебе муж", и женщина оставалась вековухой или вдовой". "У нагайбаков каша имеет не только обыденное значение, но и ритуальное". "Мусульмане едят конину, а нагайбаки никогда ее не ели". И так далее...

Книга издана благодаря... Я не смогу перечислить всех, кого благодарит С. Вдовина. Возьму только несколько фамилий в начале списка. Это А. Морозов, С. Кимайкин, Г. Ишимова, Н. Година, О. Тенякова, Ф. Шарипов...

Михаил ФОНОТОВ

Комментарии
Комментариев пока нет