Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

А вы толерантны?

22.03.2002
Интеллектуалы Запада провозглашают терпимость как спасение

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск-Москва

Вы, может быть, не знаете, что принята государственная программа "Толерантность". Есть и еще одна федеральная программа - "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Толерантность, а также мультикультурализм - это, скажем так, последний крик интеллектуальной моды. Этой теме была посвящена и конференция журналистов, организованная Независимым Институтом Коммуникавистики в феврале, в Москве. Основные доклады на конференции были сделаны президентом ПФ "Комиссия по свободе доступа к информации" И.

Интеллектуалы Запада провозглашают терпимость как спасение

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск-Москва

Вы, может быть, не знаете, что принята государственная программа "Толерантность". Есть и еще одна федеральная программа - "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Толерантность, а также мультикультурализм - это, скажем так, последний крик интеллектуальной моды. Этой теме была посвящена и конференция журналистов, организованная Независимым Институтом Коммуникавистики в феврале, в Москве. Основные доклады на конференции были сделаны президентом ПФ "Комиссия по свободе доступа к информации" И.М. Дзялошинским и заведующим кафедрой МГУ А.Г. Асмоловым.

Эти заметки - вариации на тему конференции.

1

Хумата, хухта, хваршта - триада зороастрийцев. Переводится она так: добрые помыслы, добрые речи, добрые дела.

И спрашивал Заратуштра у бога Ахуры:

-- Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кому из двух воинств - Добра и Зла - даруешь ты победу?

В далекой древности, три с половиной тысячи лет назад, люди, как и мы сегодня, хотели знать, кто победит, добро или зло.

Пришел египтянин (уже на том свете) на озеро Двух Истин, на остров Правды, в зал Двух Истин, где вершился посмертный суд, и сказал:

-- Хвала тебе, великий Бог, владыка Двух Истин!

Я принес тебе правду.

Я не убивал людей.

Я не творил зла.

Я не причинял никому страданий.

Я никого не заставлял плакать.

Тысячи лет люди помышляют о человеческой доброте - и что? Стали мы добрее?

2

Толерантность - та же доброта. Доброжелательность. Терпимость к другому.

Иосиф Дзялошинский: "Высшая точка толерантности связана с идеей непротивления злу насилием и следованием принципу: если тебя ударили по правой щеке, подставь левую".

3

Но разумна ли она, высшая степень толерантности? Имеет ли она смысл?

Лев Толстой, из письма 1873 года: "Подставить другую щеку, когда ударяют по одной, не умно, не добро, но бессмысленно и прекрасно".

Может быть, и прекрасно. Хоть и бессмысленно. Но даже сам Толстой не был непротивленцем. Летом 1862 года в Ясной Поляне, в отсутствие хозяина, был обыск. Приехав домой, Лев Николаевич уже не застал жандармов. Позже он признался: "Ежели бы я был, то верно бы уже судился как убийца". И объяснил: "У меня в комнате заряжены пистолеты".

4

Говорят, добро должно иметь кулаки. А у кого ему их взять? У зла! У кого же еще? То есть добро, чтобы победить, должно призвать на помощь зло. Своими - добрыми - средствами оно победить не может. Победив же, - с помощью зла, обернувшись злом, - оно отказывается от кулаков и снова становится добром?

Сомнительно. Добро с кулаками - это и есть зло. Потому что изначально, при рождении, мы все добры, но с годами обстоятельства делают нас злыми. По сути, все преступления, если поискать досконально, имеют свои причины, оправдывающие преступника.

5

Лев Толстой приводит ответ Конфуция на вопрос одного "царька", сколько нужно войск, чтобы победить один южный "народец". Конфуций отвечал: "Уничтожь все твое войско, употреби то, что ты теперь тратишь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и южный народец прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти".

Кажется, так и надо, по Конфуцию: мечи - на орала. Но уж очень страшно однажды остаться с оралом против меча.

6

Почему нет абсолютной доброты? Почему нет тех, кто подставляет вторую щеку?

Мы легко отказываемся от доброты, потому что подозреваем, что добрые не выживают. А кто-то пробовал быть добрым до конца? Кажется, никто и никогда. Но, может быть, добрые все-таки выживают лучше злых?

7

Время, место и мера толерантности: когда, где и сколько? Наша толерантность осенью 1941 года под Москвой? Нет? А где и когда? В мае 1945 года в Берлине?

Не время говорить о терпимости, когда бушует ураган насилия. А когда время? После бури? Наверное. После бури голос толерантности слышнее. Но не толерантность утихомирила бурю, а буря дала слово толерантности.

Каждый раз ищешь в толерантности силу, а находишь бессилие.

8

Профессор Александр Асмолов:

-- Сегодня в мире столкнулись фундаментализм и либерализм.

Фундаментализм плох тем, как объясняет профессор, что он монокультурен, нацелен на одинаковость, а либерализм тем хорош, что он поликультурен, терпим к инаковости.

Вражда в мире как раз от неприятия инаковости: другой - это чужой, а чужой - это... Если не враг, то, скорее всего, враждебный. Настороженность к чужому и другому была с нами тысячи лет. Либералы хотят это изменить, настроить нас на дружелюбие: другой, чужой - не враг, надо научиться жить рядом с другим, с чужим - и рознь исчезнет.

9

Профессор А. Асмолов: "Надо признать ценность инаковости". Но когда другой становится чужим? Я - блондин, а мой брат другой- брюнет, он что, чужой? Нет, не чужой как будто. Я христианин, а моя жена другая, мусульманка, она что, чужая? Нет, не чужая. Я живу в России, а мой друг в Америке, он что, чужой? Не чужой тоже. А террорист-фанатик? Он инаков и, значит, достоин толерантности. Однако ему объявлена война.

10

Призывая себя к терпимости, мы признаемся в своей нетерпимости. И хотим ее извести, освободиться от нее. Это, может быть, хорошо, но знать бы, откуда она берется. Странно, что вселяется она в нас без всяких усилий, а выводится только насильно.

11

Быть добрым, терпимым, толерантным - это этика. Нравственная настроенность. То, что мы должны привнести в себя. Мы хотим что-то изменить в мире внушением доброты. Мы хотим изменить к лучшему не мир, а себя. А мир, пусть уж он остается таким плохим, каким был и каков есть. Так?

Так. С уточнением. Да, мир нам не изменить. Но не изменить и себя. Мы ничем не отличаемся от Заратуштры. Физический мир, это бесспорно, меняется, в том числе с нашей помощью, но как бы помимо нашей воли и не так, как нам хочется. Что изменили террористы, свалив два небоскреба в Нью-Йорке? Ничего. Жизнь продолжается сама по себе. Богатый Запад не стал беднее, бедный Восток не стал богаче. Только пролилась кровь. Невинная.

Еще лет четыреста назад люди на Востоке жили лучше, чем на Западе. Города на Востоке были крупнее, многолюднее и богаче европейских. А если взять более ранние времена, например бронзовый век, то в Индии можно найти город Махенджо-Даро, насчитывавший сто тысяч человек, с цитаделью, зернохранилищами, системами водоснабжения и канализации, с банями.

Такова жизнь. Кто-то поднимается, кто-то опускается. Европе давно уже пророчат закат. Например, Освальд Шпенглер в 1918 году. И Пэт Бьюкенен в 2002 году. А она, вопреки пророчествам, не собирается погибать. Впрочем, цивилизации долго поднимаются, но быстро падают.

12

Переиначу Льва Толстого: толерантность бессмысленна и прекрасна. Нет, она не изменит мир к лучшему, но не даст изменить его к худшему. По крайней мере, люди никогда не должны пасть до внушения экстремизма и агрессии. На роду нам написано думать, мечтать о доброте, стремиться к ней, верить в нее. n

Комментарии
Комментариев пока нет