Новости

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как новогодняя елка

27.03.2002
В быту артисты балета напоминают обычных людей

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Мы уже сообщали, что художественный руководитель челябинского балета народный артист России Александр Мунтагиров стал "Рыцарем танца". Это одна из номинаций самой престижной балетной премии России "Душа танца", вручаемой ежегодно по результатам опроса хореографической общественности. Эта столичная общественность, между прочим, знает о Мунтагирове много больше, чем мы, живущие с ним в одном городе. Поэтому и принимаем, как данность, когда в Челябинск приезжает, например, Николай Цискаридзе. Или Владимир Васильев ставит здесь свои балетные спектакли, а Екатерина Максимова занимается с нашими балеринами.

В быту артисты балета напоминают обычных людей

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Мы уже сообщали, что художественный руководитель челябинского балета народный артист России Александр Мунтагиров стал "Рыцарем танца". Это одна из номинаций самой престижной балетной премии России "Душа танца", вручаемой ежегодно по результатам опроса хореографической общественности. Эта столичная общественность, между прочим, знает о Мунтагирове много больше, чем мы, живущие с ним в одном городе. Поэтому и принимаем, как данность, когда в Челябинск приезжает, например, Николай Цискаридзе. Или Владимир Васильев ставит здесь свои балетные спектакли, а Екатерина Максимова занимается с нашими балеринами. Разумеется, дело не в гонорарах, которые наш театр оперы и балета просто не в состоянии платить звездам. Просто в балетном мире преданность искусству ценится много больше всего остального. В этом мире вообще многое по-другому. Вот, например, мало кто знает, что Александр Мунтагиров и его жена Ирина Копейка взяли к себе на попечение престарелого балетного педагога Владимира Криворуцкого, который жил у них последний год своей жизни. Дочь Александра Абубакировича Элеонора, закончив Пермское хореографическое училище, сейчас танцует в труппе современного французского хореографа Карин Сапорта. А сыну, 11-летнему Вадиму, прочат большое будущее в столичных театрах. Сам Мунтагиров считает все это заметками на полях большого романа о выявлении красоты в человеке. С нее мы и начали наш разговор.

-- Балет, как мне представляется, более других видов искусства занимается проблемой красоты:

-- Да, да. Мы ближе всех к красоте. Все к нам стремятся. Спорт, например. У меня есть знакомый культурист, который просит подсказать ему, как в позу вставать. У них проблема: стоит "качок" в позе - все красиво, начинает переходить в другую - урод уродом. А вообще у нас, конечно, свои критерии красоты. Я несколько раз сидел в жюри на конкурсах красоты и все время говорил: не надо меня слушать, потому что я смотрю с другой точки зрения. Я, например, могу получать удовольствие от красивых стоп, а это трудно человеку объяснить. Стопа не может быть красивой, когда она вытягивается в другую сторону, мы говорим - косая стопа. Бог так сделал - когда она отводится, линия в ноге кажется бесконечной. А косая стопа линию обрубает, и человек становится крючком. Или вот красивой может быть кисть. Человек листает книгу в зрительном зале, я сижу черт знает где, но уже читаю текст вместе с ним, вот его что-то взволновало, вот он о чем-то задумался. Тот же механизм и в балете - эти оттенки настроения передаются зрителям.

-- Все же что главное в балете - техника движения или актерские способности?

-- Плисецкая однажды сказала: "Я думала, в балете нужна шея, оказывается - голова". Голова делает очень много. Иногда думаешь: какой умный танцовщик, ну надо же, какая умная балерина. Смотришь, этого нет, того нет, но что-то подкупает. Очень часто бывает, что все вроде бы правильно танцуется, но не трогает. Это не всякому дано, и не во всяком настроении можно сделать, чтобы у зрителя мурашки по телу пошли. Бывает, человек с глубокой душой, а у него сегодня никак. Многое зависит от индивидуальности. Одному дано играть, другому - просто стоять, и зритель будет получать удовольствие. Одному Бог дал красивое лицо, а другому не дал. Разве можно назвать Плисецкую идеалом красоты? Но в ней столько шарма! Бывает ведь в жизни - лицо какое-то неинтересное, а вот хочется смотреть на человека, общаться с ним, что-то у него есть такое, чего нет у красивого человека. Вот на сцене несколько солистов, а взгляд останавливается на одном. Мне кажется, это какое-то внутреннее состояние, скорее, природа. Сделать это, сыграть - очень сложно, невозможно. Говорят: "Бог пометил". В балете есть такое понятие - сценичный человек. Он будто бы со сцены очень доступен для зрителя. Смотришь - ни рожи ни кожи, ничего не делает, а взгляд на нем останавливается и все. Он может упасть, зритель ему все прощает. Дар внутренний необъясним.

-- Обратная сторона красоты - суровость балетных будней. Видя грациозного артиста на сцене, и не подумаешь, что этот человек - почти инвалид да к тому же почти нищий.

-- Да, это не мои слова, но жизнь артиста балета похожа на елку. 31 декабря она стоит нарядная, вся в мишуре, а на следующий день валяется на свалке. Это очень жестокий вид искусства. Есть жутко трагические примеры. Сейчас стало несколько иначе - меньше фанатов в балете. Не то пошло поколение, не знаю, к чему это приведет. Я понимаю людей, которые думают, как купить проездной. Не могу осуждать артистов, которые работают в ночных клубах. Они вынуждены. Ну как мужик может прокормить семью на две тысячи рублей? Да ее просто не создать! Сейчас наша профессия вырабатывает какой-то комплекс. Девушкам немного проще. У нее есть возможность понравиться. Найти себе богатого жениха. Кстати, наши балерины очень эффектны. Иномарки, по крайней мере, останавливаются. Я понимаю, это, конечно, не показатель, но тем не менее. Вот сейчас одна наша девушка выходит замуж. Какого-то "крутого" себе нашла, богатого, с квартирой. 30 лет ему, серьезный: Наверное, она не могла бы жить в браке с артистом балета:

-- А как вообще складываются здесь отношения мужчин и женщин?

-- Интересно, когда попадаешь в мужскую компанию, первый вопрос тебе задают: а как вы там с женщинами, вы их так хватаете и т.п. Нормальные люди не могут понять, какие у нас отношения. Думаю, на сей счет могла бы появиться целая научная работа. Иногда во время спектакля вдруг ощущаешь, что твоя партнерша вся в тебе, а ты в ней. Она тебя любит, ты ее любишь. А бывает, наоборот, к партнерше относишься, как к столу, например. С детства мы всегда находимся рядом. И здесь возникает какая-то физиологическая заторможенность, безусловно. Мальчику говорят: ты кавалер, ты ведешь даму. В отношении к даме и к женщине, согласитесь, есть нюансы. С первого класса мы можем взять даму за любое место, и это не вызывает никаких эмоций. Хоть где ее возьму, в мозгу ни один нерв не сработает в "ту" сторону - сделаю, как скажет балетмейстер. Но если повернуть свои мозги, то, конечно, могут сработать какие-то рефлексы. Просто мы их на работе не включаем.

-- А как тогда артисты балета женятся на балеринах?

-- Ну, в жизни все уже по-другому. Вот говорят же, что нельзя мешать работу с жизнью. В нашей профессии, тем более, потому что можно чокнуться. Повторюсь, но жестокое наше искусство. Какими-то житейскими вещами ты обязан жертвовать. Если артист знает, что завтра у него ответственный спектакль, то выстраивает свою личную жизнь соответственно. Здесь должно быть понимание. Ты можешь все это совершить, но потом это против тебя выльется.

-- Вы имеете в виду секс?

-- Ну да. У нас можно просто не вытянуть спектакль. И часто бывает такое, мы видим и все понимаем:

-- У вас не возникают сомнения, когда вы, к примеру, рекомендуете кого-то для поступления в хореографическое училище, зная, что может ждать человека дальше?

-- Возникают. У меня сын сейчас учится в Пермском хореографическом. Я не оптимист, может быть, в каких-то вещах. Мне кажется, что наше искусство немножко вымирает. Начинается с училища: сужается география поступающих. До Перми билет уже 400 рублей стоит, не каждый родитель сможет ездить, не говоря уже о том, чтобы платить за питание и проживание. Я понимаю, что, учитывая ограничения, накладываемые профессией, многие обижены на мизерные зарплаты, но наша профессия дает что-то такое, что несравнимо ни с какими деньгами. Стоя на сцене, ощущаешь неописуемое чувство. Оно не разменивается ни на доллары, ни на что. Ты все время себя преодолеваешь. Но, безусловно, у каждого актера есть минуты счастья.

-- Артисты балета выходят на пенсию очень рано и не все становятся педагогами. Чем люди живут?

-- Из артистов балета получаются толковые работники, очень преданные. Многие после балетной карьеры остаются в театре. У нас вот в театре очень хорошие костюмеры - бывшие артисты балета. Или, например, человек становится парикмахером. Они знают, как не испортить артисту настроение, когда он нервничает, когда что сказать, подать - это очень все важно.

Из них получаются очень хорошие администраторы. В бизнес люди уходят, и получается очень успешно. Наша профессия заставляет человека быть очень организованным. Вот меня хоть убей, но я в жизни никогда спиной к холодной стенке не прислонюсь: мышцы сократятся - миазит. Балетные люди могут стирать, готовить великолепно, могут ремонт делать, кафель кладут, стекло режут, в общем, золотые руки. В быту все нормальные люди, все волнует точно так же.

-- Александр Абубакирович, вам никогда не приходила в голову мысль, что в Челябинске балет - это случайность? Не потому что конкретно сейчас вам тяжело, а потому что здесь его быть не должно. Что балет должен оставаться труднодоступной экзотикой?

-- Эта мысль бывает и исчезает. Все время здесь существовала прослойка, которая любила балет. Она и существует. Эти люди сейчас бедные, старые, они все больше живут воспоминаниями. А когда удается сходить в театр - надолго заряжаются энергией. Я категорически против фразы "Искусство принадлежит народу". Такое паломничество, как в Большой, здесь невозможно:

-- Интересно, а вы смогли бы жить без балета?

-- Я не знаю, как бы моя жизнь сложилась вне балета. Иногда думаю, что во мне кто-то умер. Я вот нисколько не боюсь каких-то переворотов в своей жизни. Хоть куда могу пойти работать. Такой у меня характер. Думаю, смог бы и в другом себя попробовать, почему бы и нет.

-- А в чем, например?

-- Не знаю. Например, в коммерции. Мне жена говорит: ты бы никак не смог, а я бы очень хотел бы, скажем, иметь свой магазин.

-- И чем бы торговали?

-- Продавал бы балетную одежду и обувь: n

Комментарии
Комментариев пока нет