Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вся жизнь - служение родному вузу

02.04.2009
Преподавателю и ученому ЧГПУ Ирине Филипповой - 85 лет

Судьба распорядилась так, что, закончив  географический факультет Челябинского пединститута, Ирина Филиппова почти всю жизнь проработала на историческом факультете родного вуза. Она и по сути своей - историк. И не только потому, что ее жизнь вместила множество масштабных явлений и событий, свидетелем и очевидцем которых ей посчастливилось быть, но главным образом потому, что она стала их непосредственной участницей. Она не наблюдала историю, она ее творила, всегда находясь в гуще жизни.

Природа наделила Ирину Алексеевну не только светлой головой, но и деятельным характером.

Преподавателю и ученому ЧГПУ Ирине Филипповой - 85 лет

Судьба распорядилась так, что, закончив географический факультет Челябинского пединститута, Ирина Филиппова почти всю жизнь проработала на историческом факультете родного вуза. Она и по сути своей - историк. И не только потому, что ее жизнь вместила множество масштабных явлений и событий, свидетелем и очевидцем которых ей посчастливилось быть, но главным образом потому, что она стала их непосредственной участницей. Она не наблюдала историю, она ее творила, всегда находясь в гуще жизни.

Природа наделила Ирину Алексеевну не только светлой головой, но и деятельным характером. В школьные годы (после переезда из Пскова в Челябинск она училась в школах N 121 и N 1 им. Энгельса), была пионервожатой, организовывала тимуровское движение, руководила драматическим и оборонным кружками, занималась спортом, прекрасно стреляла, умела оказывать первую медицинскую помощь, шила и вязала - последнее обстоятельство очень пригодилось ей, когда она с пионерами стала готовить подарки для фронта. При этом ей не приходилось делать над собой усилие, чтобы помогать другим. Отдавать себя делу, людям было для нее органической потребностью, свойством характера, и она навсегда осталась верной себе даже тогда, когда сама жизнь, казалось, начала менять прежние ориентиры на новые рыночные ценности.

В 1942 году, после окончания школы, Ирина поступила на географический факультет ЧГПИ. Она считает, что "виноваты" в этом учителя географии псковской и челябинской школ. В вузе училась с огромным интересом, хотя время для учебы было не самое лучшее. После первой же сессии из 25 человек, поступивших на факультет, осталось 13. Вскоре Филиппову выбрали секретарем комсомольского бюро факультета, и она видела свою главную задачу в том, чтобы максимально приблизить комсомольские дела к потребностям времени. Комсомольцы института работали в подсобном хозяйстве вуза, в колхозе, заготавливали топливо, зимой расчищали железнодорожные пути на ст. Челябинск. В ноябре 1945 г. Филиппову наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", которую она считает самой дорогой и значимой.

По окончании института И.А. Филиппову оставили ассистентом на кафедре экономической географии, а в 1949 году забрали в аппарат Челябинского обкома ВЛКСМ заведовать отделом студенческой молодежи, в марте 1950 г. избрали секретарем обкома комсомола. В 1957-м она в очередной раз отказалась перейти на работу в аппарат ЦК ВЛКСМ и ушла в школу-интернат N 1, где всерьез занялась проблемами ученического самоуправления. Сфера научных исследований настолько ее увлекла, что в конечном итоге она вернулась в родной пединститут на кафедру педагогики.

В 1961 году И.А. Филиппова поступила в аспирантуру, где стала разрабатывать тему общественной активности школьников, соединив педагогическое содержание с социологическими методами исследования. Это было непросто не только потому, что Ирина Алексеевна находилась в числе первопроходцев, ищущих истину на стыке наук, но и потому, что обрабатывать 10 тысяч собранных ею анкет было физически очень тяжело. О компьютерах тогда и не мечтали, и Ирина Филиппова обрабатывала анкеты на счетах. Завела себе маленькие, изящные, под стать себе, счеты и все вечера проводила в скрупулезных подсчетах. Ее научным руководителем стал социолог В.Г. Мордкович. Защита кандидатской диссертации Филипповой прошла блестяще, как и все остальное, к чему прикасались ее интеллект и душа.

-- Ирина Алексеевна, получается, что вы, географ по образованию, почти всю жизнь проработали на историческом факультете?

-- Я работала на историко-педагогическом факультете, 10 лет руководила педагогической кафедрой этого факультета, читала педагогические курсы, причем исторический аспект занимал в них значительное место, - говорит моя собеседница.- Когда студенты-историки задавали мне вопрос, откуда я, географ по образованию, так ориентируюсь в истории, я отвечала, что изучала ее по историческим романам. И в этом есть доля истины. Знания нужно черпать из множества источников, и в том числе из литературных произведений, которые дают колоссальный материал для понимания эпохи. К примеру, роман Роллана "Кола Брюньон" дает представление о средневековом городе. О возникновении христианства великолепно рассказывает Фейхтвангер в романах "Иудейская война" и "Сыновья". "Человеческая комедия" Бальзака - это история о зарождении французской буржуазии, а роман Золя "Жерминаль" - яркое описание положения рабочего класса в период первоначального накопления капитала. Образование - это всегда кругозор, эрудиция, и я старалась, чтобы мои воспитанники это понимали.

В общей сложности И. Филиппова проработала на истфаке педуниверситета около 35 лет. Читала 12 научных дисциплин, разработала несколько спецкурсов, подготовила 80 научных статей, 20 лет руководила практикой студентов в "Артеке" и "Орленке", дала путевку в жизнь сотням молодых специалистов. Вообще она считает самым счастливым в своей жизни возможность общения с молодежью.

-- Я очень любила эти первые минуты знакомства с новым курсом студентов, - говорит Ирина Алексеевна. - От этого многое зависит: как ты зайдешь в аудиторию, как начнешь лекцию, сможешь ли взять аудиторию за живое. Если контакт удался, тебе потом будет легко со студентами, даже если ты в чем-то ошибешься.

-- А у вас бывали любимчики?

-- Любимые группы, конечно, были. У меня была одна группа, в которой половина парней, что редкость для педагогического вуза. Ребята разновозрастные: одни после армии, другие после окончания школы. Если где-то что-то случалось, коллеги сразу обращались ко мне: "Ирина Алексеевна, опять ваши натворили делов!" Но у меня с группой были прекрасные отношения, ребята мне доверяли, а я, кажется, больше никогда в жизни не решала такого количества мужских проблем, начиная с неразделенной любви и заканчивая общежитскими делами. О том, как они меня называли за глаза, я узнала только после того, как один из моих выпускников, Женя Завьялов, прислал мне свое армейское фото, на котором было написано: "Маме Ире".

Ирина Алексеевна ушла с преподавательской деятельности в 77 лет. Это решение она приняла сама, и один Бог знает, чего ей это стоило. Но ее связь с вузом не прекратилась. Много лет она возглавляет совет ветеранов университета, является членом совета музейного комплекса, наладила теснейшую связь с администрацией, с самими ветеранами, которые благодаря ей продолжают чувствовать себя частицей университетского сообщества, получают реальную помощь и поддержку. На базе ЧГПУ состоялась учеба председателей советов ветеранов других вузов Челябинска, в том числе ЮУрГУ, академии культуры, финансово-экономического института, проведено немало интересных и запоминающихся мероприятий.

Педуниверситет стал ее призванием и главным делом жизни, которому она служит более 60 лет.

Ирина Алексеевна Филиппова один из старейших наших сотрудников, - говорит ректор ЧГПУ профессор В.В. Латюшин. - Она стояла у истоков зарождения многих сегодняшних традиций, с ее именем связаны интересный опыт, начинания и даже новые специальности. Но, несмотря на более чем солидный стаж работы, по-прежнему трепетно относится к родному вузу, коллективу. Это по-настоящему глубокий ученый и светлый человек, который всегда может поддержать, ободрить, вселить надежду. Мы поздравляем Ирину Алексеевну с юбилеем и думаем, что еще долгие годы будем работать вместе!

Лидия ИВИНА

Комментарии
Комментариев пока нет