Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Феномен "НИКойла"

03.04.2002
За девять лет своей работы крупнейшая финансовая корпорация России едва ли не впервые громко  заявила о себе. Зато как!

Вопреки устоявшимся представлениям о том, что "деньги любят тишину", на протяжении последних недель "НИКойл" стал едва ли не главным героем сводок деловых новостей, с интервалом в несколько дней заявив о своем намерении приобрести крупный пакет акций Автобанка и практически полный пакет акций Промышленно-страховой компании (ПСК). И хотя время оценок и комментариев новых планов "НИКойла" еще впереди, главный вывод можно сделать уже сегодня - большой бизнес поворачивается лицом к "маленькому человеку": с его частными проблемами, повседневными нуждами и пока еще весьма скромными финансовыми возможностями.

"НИКойл" как зеркало национальной экономики
Тот факт, что российский бизнес постепенно оправился от последствий кризиса 1998 года, сегодня не вызывает сомнений даже у скептиков. Другое дело - оценка перспектив его дальнейшего развития.

За девять лет своей работы крупнейшая финансовая корпорация России едва ли не впервые громко заявила о себе. Зато как!

Вопреки устоявшимся представлениям о том, что "деньги любят тишину", на протяжении последних недель "НИКойл" стал едва ли не главным героем сводок деловых новостей, с интервалом в несколько дней заявив о своем намерении приобрести крупный пакет акций Автобанка и практически полный пакет акций Промышленно-страховой компании (ПСК). И хотя время оценок и комментариев новых планов "НИКойла" еще впереди, главный вывод можно сделать уже сегодня - большой бизнес поворачивается лицом к "маленькому человеку" : с его частными проблемами, повседневными нуждами и пока еще весьма скромными финансовыми возможностями.

"НИКойл" как зеркало национальной экономики

Тот факт, что российский бизнес постепенно оправился от последствий кризиса 1998 года, сегодня не вызывает сомнений даже у скептиков. Другое дело - оценка перспектив его дальнейшего развития. Здесь мнения существенно расходятся. Одни считают, что наметившееся усиление роли государства в частном секторе экономики приведет к возвращению большинства бизнес-структур к "теневым" формам деятельности. Другие придерживаются противоположной точки зрения, утверждая, что нынешняя модель выстраивания взаимоотношений между бизнесом и государством - путь к долгожданной стабильности, следствием которой станет дальнейший расцвет отечественной экономики, в том числе ее частного сектора. В этом споре именно "НИКойл" неожиданно для многих стал той самой "лакмусовой бумажкой", которая не только подтвердила осторожный оптимизм сторонников реформ, но и высветила новые тенденции развития российского бизнеса. И главная из них - это нарастающий интерес крупного бизнеса к работе с частными вкладчиками. Явление любопытное, особенно если учесть, что на протяжении последнего десятилетия крупный российский бизнес чем-то напоминал судьбу декабристов, которые, как известно, были "страшно далеки от народа". Частный вкладчик интересовал российские банки не больше, чем этого самого вкладчика - колебания какого-нибудь индекса Доу Джонса. Недаром и по сей день в России немало банков, вообще не интересующихся частными клиентами.

Теперь, судя по всему, ситуация меняется. В России начинается борьба за частного вкладчика, а финансовый рынок взял курс на российские регионы - кузницу национального достояния страны.

Примечательным свидетельством тому и стали недавние заявления "НИКойла" - финансового гиганта, до сих пор более известного в деловых кругах, нежели рядовым гражданам. Уловив изменение ситуации на рынке, "НИКойл" одним из первых увидел всю перспективность нового направления бизнеса. И позаботился о том, чтобы заключить стратегический альянс с его крупнейшими игроками. Автобанк - один из абсолютных лидеров (разумеется, после Сбербанка) по числу частных вкладчиков и региональных представительств. Примерно то же можно сказать и о Промышленно-страховой компании, по итогам минувшего года ставшей передовиком страхового рынка как по объему страховых премий, так и по числу своих региональных филиалов - более полусотни по всей России. И без того динамичная финансовая корпорация продемонстрировала свое умение держать "руку на пульсе", и способность предпринимать решительные ходы к новым позициям на рынке. Впрочем, своеобразным "барометром" экономического состояния России "НИКойл" был и прежде.

Фабрика инвестиций

Удивительно, но факт - "НИКойл" до сих пор более известен на Западе, чем в России. И хотя название корпорации было, как говорится, на слуху, многие граждане до сих пор считают ее более связанной с нефтяной отраслью, чем с финансами. Так что же здесь правильно, а что нет?

Начав свою деятельность в 1993 году, "НИКойл" в первое время мало чем отличался от других компаний эпохи становления российского бизнеса. Небольшое помещение в одном из московских переулков, скромный штат сотрудников и попытки пробиться на нефтяной рынок - в то время наиболее динамично развивающийся сектор российской экономики. Так появилось название "НИКойл" - Нефтяная инвестиционная компания. Окончание "ойл" стало удачной находкой, сделавшей компанию узнаваемой среди ее первых потенциальных клиентов: нефтедобывающих и перерабатывающих заводов, предприятий нефтяного машиностроения и нефтепродуктообеспечения. Первоначально число клиентов не превышало полутора десятков, однако со временем их становилось все больше. Одновременно рос и "НИКойл", выступавший уже и в роли финансового консультанта, и как инвестиционная компания, способная привлечь весьма значительные финансовые ресурсы. Со временем значительное число клиентов "НИКойла" объединились в нефтяную компанию "ЛУКОЙЛ". Кстати, вскоре "НИКойл" стал управляющей компанией чекового инвестиционного фонда, который впоследствии был преобразован в паевые инвестиционные фонды группы "ЛУКОЙЛ Фонд". Это преобразование стало реализацией первой в России программы защиты вкладчиков. Они не только ничего не потеряли, но и существенно приобрели: доходность по этим ПИФам в среднем составила 30% годовых в валюте:

Впоследствии нефтяной бизнес стал уже не единственной сферой деятельности компании, распространившей свой опыт по финансовому обслуживанию предприятий на другие перспективные отрасли - электроэнергетику, транспорт, пищевую промышленность, золотодобывающую отрасль. Шло время, "НИКойл" увеличивал свои активы, совершенствовал финансовые инструменты и отстраивал вертикальные и горизонтальные связи. Вскоре вокруг "НИКойла" образовалась группа компаний инвестиционной направленности, затем к альянсу присоединился коммерческий банк, повысивший устойчивость всей структуры в периоды колебаний фондового рынка.

Характерно, что кризис 1998 года "НИКойл" пережил практически без потерь - сказался профессионализм топ-менеджмента, не поддавшегося весьма распространенному в те годы искушению поиграть в пирамиду ГКО. Тогда, за год-два до кризиса, мало кто обратил внимание на наметившуюся тенденцию разделения российских финансовых институтов на тех, кто играл с бумагами, и тех, кто предпочитал работу в "реальном секторе" экономике. Первые пухли от денег, как пылесос вытягивая средства из экономики и кошельков граждан. Вторые в большинстве своем занимали позиции "середнячков", их названия мало что говорили людям, да и в отношении к ним со стороны монстров ГКО сквозило явное снисхождение. Все резко изменилось после августа 1998-го. Финансовые гиганты в одночасье вымерли, как динозавры, унеся с собой в небытие львиную долю сбережений граждан и государственного бюджета. В то же время "НИКойл" не только сохранил, но и упрочил свои позиции. Корпорация взяла курс на максимальное повышение эффективности своего бизнеса, сокращение издержек и повышение доходности операций. Вместе с развитием банковского бизнеса "НИКойл" также усилил свое присутствие на фондовом рынке, интегрировав в свою структуру лидера брокерского бизнеса - компанию "РИНАКО Плюс". Сегодня финансовая корпорация "НИКойл" - одна из наиболее динамично развивающихся бизнес-структур России, которая имеет высший международный кредитный рейтинг среди частных финансовых институтов страны. Сейчас активы "НИКойла" составляют более чем 1 млрд. долларов США.

Одним словом, корпорация занимает довольно широкую нишу на финансовом рынке России. А теперь, судя по всему, облюбовала себе и другую, уже успев в ней "прописаться", заключив стратегическое партнерство с крупнейшими игроками рынка розничных банковских и страховых услуг.

Трое в лодке

Интерес "НИКойла" к Автобанку и ПСК большинство наблюдателей объяснили разветвленной региональной сетью и обширной клиентской базой этих структур. Именно с этих позиций эксперты склонны рассматривать и планы руководства корпорации приобрести контрольные пакеты акций обеих компаний. Однако в ситуации с Автобанком и ПСК речь идет не о банальном приобретении чужого бизнеса, а о его полной интеграции в собственные бизнес-процессы. Мало того, вместо привычной для подобных ситуаций "стрижки купонов" "НИКойл" намерен первым делом инвестировать в инфраструктуру обеих компаний десятки и даже сотни миллионов долларов. Казалось бы, зачем? И ПСК, и Автобанк менее всего похожи на структуры, нуждающиеся в "материальной помощи". Так, собственные активы ПСК исчисляются сотнями миллионов долларов, а объем поступлений по операциям добровольного страхования лишь за минувший год составил более 40 млрд. руб. Что же касается Автобанка, то он за последние годы настолько "прирос" к своему месту в первой десятке в рейтинге крупнейших российских банков, что, казалось бы, и сам мог купить кого угодно. Тем не менее "НИКойл" детально разрабатывает программу инвестиций и в Автобанк, и в Промышленно-страховую компанию. Плюс к тому глава "НИКойла" Н. Цветков заявил, что топ-менеджмент обеих структур войдет в объединенное руководство корпорации. А это говорит уже не столько о купле-продаже, а о появлении на российском рынке принципиально нового альянса, обладающего, как легко можно догадаться, и совершенно новыми возможностями.

Первым шагом в этом направлении должно стать создание интегрированной системы продаж финансовых и страховых услуг. Говоря проще, это означает, что теперь вкладчики Автобанка и ПСК смогут в любом из филиалов этих структур воспользоваться всем ассортиментом продуктов и услуг, предоставляемых "НИКойлом", Автобанком и страховой компанией. Для частных вкладчиков такая универсализация обслуживания не только удобна, но и выгодна, поскольку помимо прочего позволяет рассчитывать на целую серию бонусов и скидок. К тому же для вкладчиков Автобанка создание альянса стало дополнительной гарантией сохранности своих сбережений, которые со временем, вероятно, будут еще и застрахованы более чем солидным страховщиком - недаром среди клиентов Промышленно-страховой компании фигурируют не только крупнейшие предприятия России, но и такие серьезные учреждения, как администрация Президента РФ, аппарат Правительства России, Федеральное Собрание РФ.

Новые перспективы создание альянса сулит и его непосредственным участникам. Промышленно-страховая компания, к примеру, теперь получает возможность предложить своим клиентам целую серию банковских и инвестиционных услуг, а также привлечь солидные средства в развитие собственной инфраструктуры и дальнейшее расширение филиальной сети. Автобанк будет развивать отношения с гигантской клиентской базой ПСК и еще более укрепит свои позиции на рынке. Что же касается собственно "НИКойла", то эта интеграция позволяет воплотить в жизнь стратегический план - создание "финансового супермаркета".

Успех оптом и в розницу

Сама по себе идея концентрации максимального количества товаров и услуг в рамках одного интегрированного комплекса не так уж и нова. Бум супермаркетов, пережитый Европой в течение последнего десятилетия и благополучно перекочевавший в Россию, - тому подтверждение. Помимо прочего, резкий рост количества супермаркетов в России свидетельствует и о том, что население страны оправилось от последствий кризиса пятилетней давности и сегодня располагает значительным запасом свободных денежных средств. Однако если до недавнего времени все это касалось преимущественно торговли товарами повседневного спроса, то сейчас на повестку дня выходит вопрос о создании сети предприятий, предоставляющих услуги по банковскому, финансовому и страховому обеспечению граждан. Таким образом, идея "финансового супермаркета" уже давно витала в воздухе.

Преимущества "финансового супермаркета" очевидны. Прежде всего, это существенная экономия времени клиента. Время, как известно, это деньги. А потому большинство платежеспособных граждан просто физически не могут терять драгоценные часы на перебежки из банка в пункт продажи паев инвестиционных фондов, оттуда в страховую компанию и пункт оплаты оператора сотовой связи. А потому специалисты предрекают "финансовым супермаркетам" блестящие перспективы.

В свете последних событий именно "НИКойлу", скорее всего, предстоит стать одним из пионеров нового вида бизнеса. Альянс с Автобанком и Промышленно-страховой компанией позволяет корпорации уже в ближайшее время открыть интегрированные офисы продаж по своей объединенной сети, а это около двухсот пунктов по всей стране. Кстати, уже в ближайшее время наличие столь широкой розничной сети может вывести Промышленно-страховую компанию в лидеры на рынке автомобильного страхования. В самом деле, с введением обязательного страхования гражданской ответственности перед миллионами автолюбителей встанет вопрос о том, где оформить или заплатить за страховку. И вместо того, чтобы выстаивать очереди в страховые компании (как показывает практика, большинство из них просто не готовы к наплыву такого числа клиентов), многие автолюбители наверняка воспользуются возможностью просто зайти в любой из филиалов Автобанка, "НИКойла" или ПСК - благо, оформить все необходимые документы или осуществить платежи сегодня можно в любом отделении банка или ПСК по всей России, не обязательно по месту жительства.

Вместе с филиальной сетью "НИКойл" располагает и другими возможностями для создания "финансовых супермаркетов". На сегодняшний день корпорация занимает 2-3-е места по оборотам в российской торговой системе, имеет один из крупнейших в России депозитарий, активно работает с крупнейшими зарубежными банками и финансовыми институтами. Иными словами, корпорации будет что предложить клиентам "финансового супермаркета". А в том, что число таких клиентов будет расти, сегодня мало кто сомневается.

Фактор роста

Финансовая корпорация "НИКойл" - во многом уникальная для России структура. Спектр предлагаемых ею услуг уже сегодня выходит за рамки традиционных финансовых институтов. Успехи "НИКойла" не остались незамеченными - уже второй год подряд корпорации присуждается Национальная премия в области бизнеса как лучшей компании России. В чем же залог такого успеха? На этот вопрос Президент "НИКойла" Николай Цветков отвечает так: "В первую очередь, я объясняю это высоким профессионализмом наших сотрудников и правильно выбранной стратегией развития бизнеса. В основе этой стратегии - три главных принципа, позволяющие нам все время сохранять запас устойчивости и авторитет у партнеров. Первый - диверсификация бизнеса, позволяющая обеспечивать большую надежность в условиях изменения рыночной конъюнктуры. Второй принцип - ориентация на реальный сектор экономики. А третий - консервативная политика в работе с собственными и клиентскими активами, позволяющая сохранить и приумножить средства наших клиентов".

Что ж, девятилетняя история деятельности корпорации подтверждает эти слова. Даже конкуренты "НИКойла" вынуждены признать - сегодня корпорация обладает одной из лучших управленческих команд страны, объединяющей опытных и высокопрофессиональных российских и зарубежных специалистов финансового рынка. Однако, как представляется, не только в этом успех дела. Вера в возможности российского рынка, способность чутко реагировать на динамику развития рынка, принимать нестандартные решения - именно эти качества отличают "НИКойл" от многих других участников финансового рынка. И последние действия корпорации только подтверждают это.

Юрий АКИРОВ

Комментарии
Комментариев пока нет