Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не прожить без игры

10.04.2009
Спустя 25 лет знаменитый джазовый пианист и композитор Леонид Чижик вновь выступил в Челябинске

Леонид Чижик родился в Кишиневе. Учился в Харьковской музыкальной школе, в Московском институте имени Гнесиных, в 1970 году окончил Горьковскую консерваторию. На протяжении 20 лет - один из самых известных джазменов СССР. Заслуженный артист России. С начала 90-х годов живет в Германии.

Спустя 25 лет знаменитый джазовый пианист и композитор Леонид Чижик вновь выступил в Челябинске

Леонид Чижик родился в Кишиневе. Учился в Харьковской музыкальной школе, в Московском институте имени Гнесиных, в 1970 году окончил Горьковскую консерваторию. На протяжении 20 лет - один из самых известных джазменов СССР. Заслуженный артист России. С начала 90-х годов живет в Германии. Преподает в консерваториях Мюнхена и Веймара.

Леонид Чижик снова на сцене Челябинской филармонии, которую запомнил по отличной акустике и жаркому приему слушателей. Спасибо его двоюродному брату Вениамину Беленькому и лидеру "Уральского диксиленда" Игорю Бурко, организовавшим этот классный концерт. У программы нет названия. Да и программы как таковой в привычном, репертуарном понимании у Чижика никогда нет. Есть некий план, но, исполнив в первом отделении импровизации на тему "Времен года" Чайковского и несколько "штук" (чижиковское словечко) собственного сочинения, наладив мостик с залом, пианист освободил себя и от "плана", после антракта отдавшись творческой стихии. По-чижиковски играл джазовые стандарты. Предложив публике задать музыкальную тему, растерялся от обилия заявок (даже "Чижика-пыжика" просили) и компромиссно исполнил Гершвина. Публика долго не хотела его отпускать. Музыкант признался, что испытал счастье и готов снова и снова приезжать в Челябинск. Об исполнительском чуде маэстро импровизации можно говорить много. А можно двумя словами, которые в упоении произнесла одна слушательница: "Божий дар".

Отзвуки прошлого

-- Ваши давние концерты в Челябинске сопровождались конной милицией для наведения порядка среди фанатов.

-- И в других городах тоже. Моя популярность держалась не только на мастерстве. Я первым из джазовых музыкантов вышел на официальную сцену, открыв эту музыку для многих людей. Пришлось исписать кучу бумаги, отсылая письма в Министерство культуры СССР. Требовал, чтобы меня прослушали. И однажды начальник управления музыкальных учреждений сказал: "Завтра будешь играть. Если мне понравится, то я ничего не обещаю, а если не понравится, вы со своим джазом больше не сунетесь ни в одну концертную организацию Советского Союза". Я играл несколько часов. Джаз любили, но он был под запретом - вот в чем парадокс этой страны. Прослушивание решило мою судьбу, Москонцерт дал мне "зеленый свет". Мне сказали: "Ты обязан представить репертуар на право концерта". Как-то выступал в МИДе. Обращаюсь к залу: "Есть темы для импровизации?" Кто-то крикнул: "Очи черные". Сыграл, всем понравилось. На следующий день меня снимают с графика. За что? За исполнение незалитованного материала. "Что крамольного в русско-цыганском романсе?" - возмутился я. "А если попросят сыграть сочинения Хорста Вес-cеля, эсэсовского композитора, вы тоже будете?" - грозно спросили меня в Москонцерте.

Помню, в начале гастрольной деятельности много ездил по филармониям. На сцене стоит хороший рояль, а мне выкатывают разбитое пианино, и директор говорит: "Не дадим играть джаз на хорошем инструменте". "Ну, тогда концерта не будет", - отвечаю. А билеты-то распроданы. Вот так, шантажом, учил уважать джаз. Уже давным-давно играю на самых лучших роялях мира.

Германские мотивы

-- У вас была громкая слава, выходящая за пределы СССР. Что стало причиной переезда в Германию?

-- Формально - контракт с германским агентством. Но не только. В начале 90-х в СССР стало страшно жить. С ужасом смотрел телерепортажи с заседаний российского парламента, бесили депутатские рожи, их плебейский язык. Если б знать, что Россия повернет в сторону демократии, не уезжал бы.

В Германии у меня дом, семья, работа, в паспорте в графе "национальность" написано: "немец". Но для творческого человека границ не существует. Я себя ощущаю частью общемировой культуры и уж, конечно, не отделяю от культуры российской. Здесь моя родина, мой язык. Обидно, когда принимающая сторона пишет на афишах: "Леонид Чижик, Германия". Не указывают регалий советского периода, хотя я первым из джазовых музыкантов стал заслуженным артистом Российской Федерации.

Никто из России не поздравил меня с юбилеями. В Германии же с ажиотажем отмечали мое 50-летие и 60-летие. Из чего могу заключить, что там я довольно авторитетный человек. У меня высшая степень профессуры - большое признание. Многие мои ученики уже сделали себе имя. Знаете Даню Крамера?

-- Даниила?

-- Для меня он Даня. Сейчас у меня интернациональная группа студентов. Гениальных людей полно, слава тебе, Господи. Учатся и немцы, и американцы, даже из Австралии приезжают ребята. Есть мальчик из Беларуси, из Башкирии и из России, конечно.

Мои собственные дети - музыканты по образованию. Сын менеджер-продакшн в берлин-ском филиале киностудии "Юниверсал", дочка в фирме "Ловт" занимается организацией одного из самых крупных музыкальных германских фестивалей "Клавирзоммер". Внучке Амели два с половиной года.

-- Какие концерты послед-них лет особенно запомнились?

-- "Малер и джаз", что прошел в Италии, потому что был самым сложным для меня. Серьезным по значению назову выступление в "Карнеги-холле". Да каждый концерт уникален, я ведь никогда не повторяюсь.

В Германию я поехал по трехлетнему контракту, но агент мой работал плохо. Произошло то, что происходит со всеми музыкантами, переезжающими на Запад, - спад концертной деятельности. Не потому что я стал хуже играть - такова политика коммерсантов от искусства. Я привык быть в центре внимания, а мне стали предлагать маленькие гонорары, крохотные залы. Отказывался. Это длилось долго. Если бы не профессура, выжить было бы сложно. А выступаю теперь там, где хочу.

Уважение к секунде

-- Чему посвящаете свободное время? Может, цветы разводите?

-- Вот-вот! Живу в Германии уже 17 лет, и у меня не было своего дома. Вернее, был, но мы его сдавали, а сами снимали другой - так удобнее для списания налогов. И только сейчас переехали в свой дом. Мне так понравилось быть собственником! Теперь понимаю и оправдываю европейцев с их садиками, цветочками. Вовсе это не бюргерство, не мещанство. Важный компонент нашей жизни - одухотворять все, что мы делаем.

Отдыхаем на Карибах или в Италии, благо она не так уж далеко - на автомобиле рукой подать. Австрийские Альпы и того ближе. Люблю горные лыжи.

-- То-то вы такой подтянутый!

-- Спасибо, большой комплимент для меня. Недавно почти побывал на том свете. Пережил серьезный инфаркт. Сейчас думаю: давно надо было жить без стрессов, наслаждаясь любым моментом.

Как-то в студенческие годы я "переиграл руки". Из-за спазма мышц даже чайную ложку не мог держать. Врачи сказали: "Играть не будешь". Но я сам себя вылечил. Садился к роялю, через боль брал пальцем звук, задерживал его педалью, слушал, как он рождается, живет и только потом умирает. И кайфовал: я творец, я отец, я даю звукам жизнь! Спустя несколько месяцев забыл о своих проблемах.

Моя философия заключается в том, что есть правда момента. Нужно иметь огромное уважение к этой йоте времени, мельчайшему дроблению его. Я посчитал, что человек в среднем живет два миллиарда 200 миллионов секунд и каждая уникальна. Если мы естественны, если не лжем, не приукрашиваем действительность, то должны в любой момент выразить это состояние. Музыкант - через звуки, художник - цветом, краской, танцор - движением, пластикой. Смог бы я жить без игры? Вряд ли.

Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет