Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Фарфоровый плагиат

14.04.2009
Известная челябинская художница Елена Щетинкина обвинила Южноуральский керамический завод  в использовании ее авторской идеи

Известная челябинская художница Елена Щетинкина неожиданно выступила с резким заявлением в адрес Южноуральского керамического завода. Это произошло на открытии традиционной региональной весенней выставки в Выставочном зале Союза художников России. Елену возмутил не сам факт росписи фарфорового изделия, в форме которого она безошибочно узнала свое творчество, сколько то, что продукция была представлена как художественное произведение.

--  Я допускаю, что эта идея могла использоваться в промышленных целях, - сказала Елена Щетинкина, - но вы представили фарфор в Союзе художников, где законы авторства святы. Я напомню, что в творчестве фарфора играет роль не только роспись, но и форма, и обе эти стороны одинаково значимы в произведении искусства.

Известная челябинская художница Елена Щетинкина обвинила Южноуральский керамический завод в использовании ее авторской идеи

Известная челябинская художница Елена Щетинкина неожиданно выступила с резким заявлением в адрес Южноуральского керамического завода. Это произошло на открытии традиционной региональной весенней выставки в Выставочном зале Союза художников России. Елену возмутил не сам факт росписи фарфорового изделия, в форме которого она безошибочно узнала свое творчество, сколько то, что продукция была представлена как художественное произведение.

-- Я допускаю, что эта идея могла использоваться в промышленных целях, - сказала Елена Щетинкина, - но вы представили фарфор в Союзе художников, где законы авторства святы. Я напомню, что в творчестве фарфора играет роль не только роспись, но и форма, и обе эти стороны одинаково значимы в произведении искусства.

Учитывая торжественность момента открытия выставки, председатель Челябинского отделения Союза художников России Евгений Варгот постарался смягчить резкое выступление художника. Однако видно было, что некоторые коллеги Щетинкиной одобрительно отнеслись к ее словам. Практически каждый из них сталкивался с воровством идей и с тем, что творческий и интеллектуальный ресурс в нашей стране имеет крайне низкую цену.

Работники Южноуральского керамического завода отнеслись к критике с большой долей недоумения, не устыдились и не признали обвинения в свой адрес.

-- Мне это обвинение кажется странным и несправедливым, - прокомментировала конфликт художник предприятия Наталья Федорова. - Дело в том, что на авторство формы мы, художники, даже не претендовали, а использовали ее как белый холст, для росписи. Когда готовили изделия к выставке, то фамилию автора росписи указывали на ярлыках или делали прочерк, если автора не знали. Мы на этой выставке участвуем впервые, поэтому старались соблюсти все формальности. В процессе подготовки к нам не было ни вопросов, ни претензий по поводу авторства росписи и форм. Много лет назад Елена Щетинкина была на Южноуральском фарфоровом заводе главным художником. Разработанные ею формы давно являются собственностью предприятия. Уже более года как на месте фарфорового завода образовано другое предприятие - керамический завод, который отказался от производства фарфоровой посуды. Но при подготовке к выставке мы решили показать свои творческие возможности, не посягая на чужое авторство.

-- Правильно возмутилась Елена Щетинкина, - высказывает свое мнение член Союза художников Дмитрий Сурин. - Это вопрос не юридический, в большей степени он носит нравственный аспект. Само по себе авторство - неоднозначно. Оно носит заявительный характер: кто первый заявился, тот и автор. Зачастую успевает не тот, кому принадлежит идея. Попробуй потом докажи свою правоту! Мы чаще всего не пытаемся отстаивать свои авторские права, потому что бесполезно. Елена об этом заявила - молодец! Творчество достойно авторства и уважения.

-- Не стоило поднимать скандала, - считает Евгений Варгот. - Форма, по всей видимости, была в серийном производстве. Может быть, ее нашли на складе и расписали. Умысла ущемить права художника ни у кого не было. С другой стороны, тема авторства в искусстве всегда актуальна и сложна. И в России в этом плане еще не сформирована культура. Елена дала повод об этом поговорить, и это уже хорошо.

-- Трудно сказать, кто в этой истории прав, потому что нужно смотреть предмет договора предприятия с художником, - поясняет специалист по авторскому праву Анна Тарлова. - По общим правилам изделия, изготовленные в рамках исполнения служебных обязанностей, считаются собственностью предприятия. Однако в данном случае авторы росписи обязаны были сослаться на создателя формы. Правда, здесь тоже есть оговорка, форма должна быть уникальной и иметь художественную ценность. Все чашки и блюдца кто-то когда-то придумал, они вошли в обиход, и никто не претендует на их авторство. Судя по всему, в данном случае Елена Щетинкина предъявила претензии к тому, что ее авторство не указано, с полным на то основанием.

Ирина ДУРМАНОВА, Анатолий ЛЕТЯГИН

Комментарии
Комментариев пока нет