Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сила судьбы

10.04.2002
Выступив на лучших оперных сценах мира, Борис Стаценко дебютировал в родном Челябинске

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Чуть более сорока лет назад в семье коркинских инвалидов войны и труда Стаценко родился сын Борис. Жизнь в ту пору была сложная, поэтому вскоре семья переехала в село Багаряк, поближе к земле. Мальчик, конечно, помогал родителям в хозяйстве, а еще пел в хоре. Ему так нравилась музыка, что он самостоятельно выучился играть на гитаре, затем на пианино. После армии старательного парня заметили, предложив стать секретарем комсомольской организации.

Выступив на лучших оперных сценах мира, Борис Стаценко дебютировал в родном Челябинске

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Чуть более сорока лет назад в семье коркинских инвалидов войны и труда Стаценко родился сын Борис. Жизнь в ту пору была сложная, поэтому вскоре семья переехала в село Багаряк, поближе к земле. Мальчик, конечно, помогал родителям в хозяйстве, а еще пел в хоре. Ему так нравилась музыка, что он самостоятельно выучился играть на гитаре, затем на пианино. После армии старательного парня заметили, предложив стать секретарем комсомольской организации. Борису Стаценко было 22 года, когда он впервые оказался в оперном театре, после чего жизнь его сделала крутой вираж. "Я попал на "Севильского цирюльника", - вспоминает Стаценко. - Партию Фигаро исполнял, как сейчас помню, Анатолий Беркович. Все это меня настолько сразило, что я тут же влюбился в оперу. Тогда-то я все и решил".

В том же году Борис Стаценко - студент Челябинского музыкального училища в классе Германа Гаврилова. Спустя три года Борис поступает в Московскую консерваторию, где учится у знаменитого Петра Скусниченко, заканчивает у него же аспирантуру, а с третьего курса работает в Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского. Стаценко заметили, пригласили в Большой театр. Далее была череда побед в конкурсах имени Марии Каллас и Чайковского, приз зрительских симпатий на фестивале Шаляпина в Казани.

В 1984 году, после четырех лет работы в Большом, Стаценко уехал в Германию. Сейчас он - солист Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе. По контракту в сезон Стаценко должен выступить в двух десятках спектаклей, главным образом вердиевского репертуара. А в остальное время поет на лучших оперных сценах по всему миру. В январе он исполнил партию Дон Карлоса на премьере "Силы судьбы" Дж. Верди в Большом театре. Удивительно, но неделю назад Борис Стаценко выступил впервые в Челябинске. Символично, что это была та самая партия Фигаро в той самой постановке "Севильского цирюльника", что так поразили воображение 22-летнего секретаря комитета комсомола села Багаряк много лет назад.

-- В музыкальное училище я приехал с претензией, - вспоминает Борис Стаценко. - Пришел и сказал: что за студентов вы посылаете к нам в село, у всех диплом, а делать ничего не умеют. Меня спросили, а что вы умеете делать? Я сел к роялю и спел "День Победы". Мне сказали: вам надо петь, а не руководить. Так я оказался у замечательного педагога Германа Константиновича Гаврилова.

-- Вы наверняка мечтали выйти на сцену Челябинского оперного. Это хорошо, что вы эту ступень миновали?

-- Так произошло, потому что здесь нет своей консерватории. Я думаю, это большая проблема не только театра, где ее выпускники оставались бы работать. Это беда Челябинска в целом. Что касается карьеры, то, думаю, все зависит от меры таланта. Есть пример всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского. Он начинал в Иркутске и сделал мировую карьеру, минуя Большой театр. Просто нужно не останавливаться, а все время стремиться и стремиться.

-- К чему?

-- К самосовершенствованию. Мне моя агентура в Германии, ну я имею в виду своих импресарио, говорит: Борис, не думай о деньгах, пой хорошо, и придет хорошая жизнь. Часто бывает, когда наступает хорошая жизнь, человек успокаивается. И тут-то происходит падение. У меня нет успокоенности, если бы была, я бы не приехал в Челябинск. Я здесь ничего не получаю. Меня пригласил по-дружески главный дирижер господин Ферулев, театр оплачивает мне гостиницу, проезд из Москвы и все.

-- Борис, сейчас среднестатистический европейский оперный театр имеет интернациональную труппу. По вашим наблюдениям, сохранилось ли в Европе понятие "национальная вокальная школа"? В театре Дюссельдорфа, к примеру, есть немецкий дух?

-- Дело в том, что сами немцы не могут петь итальянскую и русскую музыку. То есть могут, конечно, но достойное качество показать не могут. Специфика языка, точнее артикуляционного аппарата. Русский язык в этом смысле более близок к итальянскому. Звук "о", предположим, звучит и там, и здесь одинаково. А в немецком языке есть несколько вариантов, близких нашему "о". Поэтому русские певцы, как правило, никогда не делали карьеры в немецкой опере и наоборот. Хотя есть и другие причины - финансовые возможности. Если бы русскую оперу могли бы оплачивать так, как итальянскую, то, я думаю, что и итальянцы, и французы, и японцы, и американцы пели бы с большим успехом на хорошем русском языке.

-- Сейчас, как мне кажется, в искусстве существуют две взаимоисключающие тенденции. А может быть, напротив, взаимодополняющие. С одной стороны, серьезное искусство становится все более элитарным, а с другой - есть мощное влияние шоу-бизнеса на ту же оперу. Вот на днях к нам Николай Басков приезжает:

-- Вот выключите диктофон, я скажу, почему Баскова раскрутили ...

...Есть еще известная балерина Анастасия Волочкова. Правильно, красивая женщина, высокая, метр 76, 48 килограммов. Она встретила миллиардера в Англии, который вложил в нее деньги, и она стала известной. Это же всем известно, она сама не скрывает.

-- Ну а если отвлечься от закулисья, у Баскова же есть голос?

-- У Баскова очень красивый голос, кто спорит! Но есть разное искусство. Вот Малевич рисовал черный квадрат, говорят, искусство, но я этого не понимаю.

-- С Басковым разобрались, а проблема элитарности все-таки существует?

-- Про элитарность я скажу так: все зависит от музыкального образования. Может быть, вы удивитесь, но разделять эстрадное искусство и оперное, мне кажется, не совсем правильно. Что такое "Сердце красавиц"? Если спеть это с гитарами и сиплым голосом - та же попса. Ровно пять аккордов. Просто когда человек с голосом ее поет - тогда говорят: это опера. И вот тут очень важна культурная база. В Германии, Италии, во Франции детей отдают в музыкальную школу не для того, чтобы они были музыкантами, а для того, чтобы они развивались. В итоге к 20-25 годам им не хочется уже идти на попсу, они идут в оперу. У нас ребенка если отдают куда-то учиться, то значит, что он должен быть великий и ужасный. А остальные дети приобщаются к улице.

-- Значит, проблема элитарности искусства заключается в родителях?

-- Нет, это проблема денег. Если бы у родителей были деньги, они бы отдавали детей в музыкальные школы.

-- Вы так думаете? У нас вот тоже люди не идут в театр якобы из-за нехватки денег. А в Германии, кстати, как с посещаемостью обстоят дела?

-- Я могу сказать, в Германии оперные театры всегда полны.

-- А кто туда ходит?

-- Я пел в одном небольшом городе и обратил внимание, что в первом ряду сидели дети 12-15 лет. Конечно, на премьеры ходят интеллектуалы и богачи - им нужно себя показать. А на нормальные спектакли ходят нормальные люди:

Когда материал готовился к печати, стало известно, что перед своим возвращением в Германию Борис Стаценко написал заявление о приеме на работу в Челябинский академический театр оперы и балета. Теперь у нас будет еще один приглашенный солист, причем мирового уровня. А ориентировочно осенью здесь, в Челябинске, начнется запись уникального компакт-диска. Борис Стаценко в сопровождении симфонического оркестра нашего театра исполнит романсы П.И. Чайковского в оркестровке Сергея Ферулева. Это будет шестой альбом Стаценко и потенциальный бестселлер отделов классики в музыкальных магазинах всего мира. n

Комментарии
Комментариев пока нет