Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Справедливая формула цены

25.04.2009
Первый вице-губернатор Андрей Косилов: снижение цен на продукты - это долговременная тенденция

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Другой кризис

--  Андрей Николаевич, мы почти полгода живем в новом кризисе. Его механизмы стали для вас понятными?

--  До последнего времени все друг друга убеждали, что нынешний кризис такой же, как предыдущие. И не через год, так через пять лет мы выйдем из него, и все будет, как раньше. Но этот кризис все-таки особенный. Вот, например, в 1998 году девальвация сопровождалась мощнейшей инфляцией, цены подскочили на все.

Первый вице-губернатор Андрей Косилов: снижение цен на продукты - это долговременная тенденция

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Другой кризис

-- Андрей Николаевич, мы почти полгода живем в новом кризисе. Его механизмы стали для вас понятными?

-- До последнего времени все друг друга убеждали, что нынешний кризис такой же, как предыдущие. И не через год, так через пять лет мы выйдем из него, и все будет, как раньше. Но этот кризис все-таки особенный. Вот, например, в 1998 году девальвация сопровождалась мощнейшей инфляцией, цены подскочили на все. Что случилось дальше? Производители, переработчики, торговля - все свои проблемы разом переложили на плечи потребителей.

-- К этой практике мы, увы, уже привыкли.

-- Как ни странно это прозвучит, но на сей раз они это сделать не смогут. Даже если бы сильно захотели.

-- Почему?

-- Давайте посмотрим, что происходит сейчас на рынке. Сначала было снижение цен на основные промтовары. Затем на топливо. А сегодня эта волна докатилась и до продуктов питания. И это долговременная тенденция. Я убежден, что нынешний кризис должен заставить всех кардинально переоценить свои ожидания от рынка. Кто это поймет раньше других - первым выйдет из кризиса.

-- А можете привести пример из реальной жизни?

-- Раньше птицеводы совершенно спокойно могли мириться с переполненными складами. Расчет был таков: раз идет рост доходов, значит, рано или поздно товар купят и по такой цене. А может, и по еще большей. И ждали, накапливая на складах остатки. Что сегодня? Доходы населения реально снизились, спрос упал. А кредиты стали очень дорогими. Выход один: чтобы обеспечивать производство оборотными средствами, нужно продавать, а это значит, снижать цену.

-- За счет чего?

-- За счет сокращения издержек. Думаю, по меньшей мере, на 20-30 процентов. Это вполне реально.

-- Примечательно, что на кризис продавцы вначале отреагировали повышением цен.

-- Бизнес попытался воспроизвести на уровне рефлекса стратегию поведения, которая выручила десять лет назад. Но ситуация совсем иная. Во-первых, есть резкое снижение покупательского спроса. Во-вторых, сейчас совершенно другой уровень насыщения рынка. В частности, продуктового. 10 лет назад он был в два раза ниже.

Еда за рубли

-- Тогда было много импорта и мало своего:

-- Доля импорта составляла до 70 процентов, сейчас - максимум 30 процентов. Мы эти 10 лет не сидели сложа руки. И сегодня проблемы из-за того, что падают цены на мясо, мы не делаем. Естественный процесс. Если уровень производства растет, рано или поздно это сработает в интересах потребителя.

-- На мясо кур цены снижаются, а на говядину растут:

-- Потому что российский рынок говядины на 70-80 процентов состоит из импорта. Как следствие - 250-280 рублей за килограмм говяжьей вырезки. Слава богу, что люди могут удовлетворить потребность в животных белках за счет мяса птицы.

-- Как выглядит сегодня мясной рынок в области?

-- Производство курятины у нас составляет больше ста процентов собственных потребностей, по свинине мы выходим на этот уровень, и скоро, возможно, будем свинину вывозить. По говядине - несколько лучше, чем в среднем по России: примерно на 35-40 процентов закрываем свои потребности.

Печем сами

-- А что на хлебном рынке?

-- Сейчас резко падают цены на муку. Есть проблемы со сбытом. Но за счет государственных интервенций цены на зерно остаются высокими. Самые экономные уже берут на базаре муку, дрожжи и пекут хлеб сами. Это, конечно, не оказывает заметного влияния на рынок, просто факт. Но многие наши производители уже сталкиваются с проблемой снижения сбыта хлеба, круп и макаронных изделий. Я прогнозирую практически неизбежное снижение цен на хлебобулочные изделия.

Самое дорогое молоко в Европе

-- Острая дискуссия сейчас происходит по молоку:

-- Ситуация драматичная. В прошлом году цены на молоко и молочные продукты вышли на запретительный уровень. В результате сбыт упал на 10-12 процентов. И это при том что по сравнению с советским временем мы потребляем в два раза меньше молока на душу населения. То есть потенциальный спрос есть, но покупатели смотрят на ценник. Какую позицию выбрали переработчики молока? Во всем обвинили крестьян, мировые цены на молоко:

Давайте посмотрим на факты. Передо мной таблица розничных цен на молоко в Европе в перерасчете на доллары. Вы удивитесь, но в России оно стоит дороже всего: литр - 99 центов! Во Франции - 88. В Германии и Нидерландах - 87. В Чехии - 73. На Украине - 67. В Белоруссии - 39 центов. Но вот что еще интереснее. Самая низкая доля от этой цены, которая остается у крестьянина, - в России и еще в Литве: 39 процентов. А в Нидерландах, например, 55 процентов, в Польше - 59! То есть большая часть прибыли оседает в России у переработчиков молока и в торговле.

-- Это общие цифры, а что в реальности?

-- В прошлом году молокозаводы в Челябинской области покупали у крестьян литр молока в среднем за 12,5 рубля. Сейчас - за 8,5! На четыре рубля меньше. Найдите хоть один магазин, где цена на готовый пакет молока опустилась бы соответственно.

-- Почему, по-вашему, не происходит адекватного снижения цен на молоко в магазинах?

-- Думаю, тут как раз действует докризисная психология - попытка переложить все свои проблемы на потребителя. Если не получается на потребителя, то - на крестьян. Это просто несправедливо! Мы подняли шум. После чего переработчики и торговля стали утверждать, что они снизили свои цены на 10 процентов. Мы провели мониторинг. И не смогли найти такого снижения цен ни у ведущих молокозаводов, ни в торговых сетях! В реальности переработчики снизили цены лишь на 5, в редких случаях на 7 процентов. Далее. Нам говорили, что все торговые сети на социально значимые продукты не делают наценки более 15 процентов. Вот реальность (данные за 17 апреля). "Патэрсон" : 22,5 процента торговой наценки (на молоко 2,5 процента жирности, за литр в пленочной упаковке) и 23,7 процента (на молоко 3,2 процента жирности). Из всех торговых сетей только "Магнит" выполнил обещание.

-- Мониторинг - необычный способ воздействия власти на бизнес.

-- Мы впервые ощутили, какая полезная это вещь - гласность. Переработчики молока и продавцы поняли, что скрыть подвох не удастся, и на третий день мониторинга произошло заметное снижение цен, в некоторых случаях почти в два раза. У нас нет намерений разоблачать, но нужно играть честно. И переработчики, и продавцы от нынешнего снижения ничего не потеряли, потому что еще в первом квартале они повысили цены на столько же, на сколько теперь их снизили. При этом, напомню, для крестьян цена на молоко упала на 40 процентов!

Кому дотации?

-- Переработчики молока все же не совсем эгоисты, они выступают за госдотации крестьянам.

-- На словах все гладко. Сейчас цена закупки молока у крестьян 8,5 рубля, федеральное правительство даст 2 рубля дотации, региональное - полтора. Выйдем на показатель 12 рублей за литр. Это даст оборотные средства крестьянам, переработчикам и торговле. Но дотации дойдут до общества только в том случае, если цена на конечный продукт для простого покупателя снизится. Смотрим цифры. Закупочная цена для крестьян упала на 4 рубля, власти дали дотации на 3,5 рубля, а цена на молоко для потребителя снизилась всего на рубль. Арифметика очень простая: 2,5 рубля осело либо в торговле, либо в кармане у собственника молокозаводов. Это нас категорически не устраивает.

-- Не слишком ли вы категоричны?

-- Прибыль должна быть обоснованной. Вот крестьянин сдает молоко по 8,5 рубля литр. Что происходит на молокозаводе? Процент жирности из крестьянского молока убрали в сливки и сметану, запаковали в пленку, отвезли в магазин. Затрат - рубля на два. А оно "потяжелело" в два раза. Весь цикл - одни сутки. А что у крестьянина? Чтобы получить молоко, нужно сначала получить телочку. Два года растить, потом осеменить. Через 9 месяцев появится корова-первотелка. Цикл от теленка до молока - три года. Дай бог, чтобы животное не погибло, не заболело. Три года и - одни сутки. А прибыль - одинаковая! А потом еще торговые сети 20-30 процентов накидывают только за то, что товар через порог магазина перевезут. Вот с чем связана наша горячность:

Два механизма

-- Власть не должна поддаваться на эмоции. Все-таки у нас рыночная экономика. Есть ли у вас цивилизованные механизмы разрешения подобных противоречий?

-- Мы считаем, должны работать два механизма. Первое - антимонопольное преследование. Когда в один день все три завода, контролируемые одним собственником и занимающие 70 процентов на рынке, снижают закупочную цену, это наводит на размышления. Мы готовы доказать необоснованность прибыли. Для крестьян цены упали на 4 рубля! Что это в масштабе всей сельхозэкономики? В день крестьяне Южного Урала продают почти 600 тонн молока переработчикам. Умножаем на 4 рубля, получается 2 миллиона 400 тысяч рублей. Столько переработка изымает из кармана крестьян каждый день. В месяц - 72 миллиона. В год - более 860 миллионов рублей, отнятых у сельского хозяйства региона! Так нельзя себя вести в кризис. Это экономический эгоизм.

-- Но если потребность в молоке уменьшилась:

-- Есть другой путь, который всем будет выгоден. Мы понимаем ситуацию: доходы у людей упали. Но мы заинтересованы в том, чтобы молочных продуктов они получали больше, чем сейчас. Это вопрос здоровья и благополучия нации. Не жадничайте, и люди снова будут покупать молоко в прежних объемах, это вернет вам прибыль.

-- В чем состоит второй механизм разрешения проблемы?

-- Это трехсторонние соглашения. Мы предлагаем, чтобы крестьяне встретились с переработчиками, с продавцами и договорились, кому сколько принадлежит в цене пакета молока. Мы будем настаивать, чтобы крестьянам принадлежало не меньше половины. Торговле - не менее 10 процентов. Государство в виде налога берет 10 процентов. Переработка - 25-30 процентов. Сегодня переработка и торговля получают 52 процента.

-- Насколько действенен этот механизм?

-- Он был действенным до прошлого года, пока из этого соглашения де-факто не вышли переработчики. Мы сформулировали свои предложения на имя президента и полпреда: в законе о торговле, который, надеемся, скоро будет принят, должна быть прописана необходимость заключения таких соглашений ежегодно. По сути, это - определение справедливой формулы цены.

-- Принять такой закон планируется только осенью.

-- Да, но нам никто не мешает заключить добровольное соглашение сейчас. Это, если угодно, способ достичь общественного согласия.

Это не 90-е!

-- Насколько оправданна такая мера, как выездная торговля молоком из цистерн. Похоже пропагандистский ход, напоминающий, кстати, 90-е годы.

-- Нет! Молокозаводы говорят: нам не нужно ваше сверхплановое молоко. Или сдавайте его по 7 рублей. Бутылка воды стоит дороже! Ну, раз не нужно - повезем напрямую потребителям.

-- Много сверхпланового молока?

-- Около 70 тонн: Поймите, эта мера - реальное восстановление выбора покупателей. Сети лишили покупателя альтернативы. Ведь и рынки превратились в некое подобие сетей с контролем над ценами. Кстати, наша позиция - не возвращаться в чистом виде к началу 90-х. Это молоко хоть и рекомендуют кипятить, но оно уже пастеризованное, как правило. И мы настаиваем на более высоком качестве продукта.

-- Чего ждать нам на рынке молока, скажем, в ближайшие полгода?

-- Думаю, мы добьемся от переработчиков реального снижения цены. У власти есть арсенал мер - тут и правовая оценка, и демонополизация рынка. Хочу быть понятым правильно. Наша цель - не изобличать и наказывать. Мы все - крестьяне, переработчики, торговля, власть, общество - вынуждены быть партнерами. Это единственный способ выйти из кризиса с наименьшими потерями.

Комментарии
Комментариев пока нет