Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Покраска усов и бороды, подробности по ссылке.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Офис Гитлера

20.04.2002
Рейхсканцелярия третьего рейха задумывалась как величайшее сооружение ХХ века

В столичном Музее архитектуры имени Щусева открылась уникальная выставка трофейных фотографий. Из них особым интересом посетителей отмечена коллекция снимков, изображающих рейхсканцелярию Адольфа Гитлера. Снимки демонстрируются впервые и сделаны немецким фотографом для истории. Но история получилась другая. Рассчитанная на вечность, подобно египетским пирамидам, рейхсканцелярия продержалась всего шесть лет.

Рейхсканцелярия третьего рейха задумывалась как величайшее сооружение ХХ века

В столичном Музее архитектуры имени Щусева открылась уникальная выставка трофейных фотографий. Из них особым интересом посетителей отмечена коллекция снимков, изображающих рейхсканцелярию Адольфа Гитлера. Снимки демонстрируются впервые и сделаны немецким фотографом для истории. Но история получилась другая. Рассчитанная на вечность, подобно египетским пирамидам, рейхсканцелярия продержалась всего шесть лет. Она была построена в 1939-м, а уже в 1945-м разрушена и вскоре снесена. Камень, из которого был построен архитектурный символ нацизма, использовали в строительстве памятника советскому воину-освободителю в Трептов-парке.

Но во времена расцвета третьего рейха мысль о столь близком закате могла прийти в голову только безумцу. Молодая германская империя разрушила европейское устройство и под звуки бравурных маршей уже грезила о мировом господстве. Рейхсканцелярия фюрера должна была стать достойным обрамлением имперского самосознания, его символом, демонстрацией мощи немецкой нации и ее преимущества перед другими народами.

Главный государственный офис Гитлера был задуман как величайшее сооружение ХХ столетия и представлял собой длинную анфиладу различных помещений. Их общая площадь равнялась почти полутора миллионам квадратных метров, а галерея, которой особенно гордился Гитлер, простиралась на 145 метров и была вдвое длиннее зеркальной версальской. Чтобы попасть на прием к фюреру, гостю нужно было пройти путь в 220 метров. Высота массивных дверей малой приемной достигала 5 метров. Над сооружением рейхсканцелярии Адольфа Гитлера в две смены трудились 4,5 тысячи человек. Все они были приглашены на официальное открытие, которое состоялось 12 апреля 1939 года, и, как утверждают очевидцы, долго ходили открыв рот, сами потрясенные масштабом своего труда.

Собственно говоря, это и было главной целью проектировщиков - поразить воображение посетителя, заставить его ощутить себя песчинкой по сравнению с величием фюрера и его империей. "Каждый входящий в рейхсканцелярию должен чувствовать, что посетил властителя мира", - говорил Гитлер. "Дипломатов должен прошибать страх", - повторял он в беседах в подчиненными.

Главная резиденция фюрера (здесь же была и квартира, связанная с основным зданием вестибюлем) поражала не только гигантскими размерами. Приглашенные были подавлены роскошью инкрустаций из драгоценных пород дерева, коврами ручного плетения, зимними садами, скульптурными композициями, мозаичными полами. Затраты не интересовали диктатора. Стройка была завершена за год, несмотря на то, что велась практически с листа: иногда залы проектировались вокруг драгоценных ковров, потому что их размер и цвет были определены раньше, чем параметры помещений, для которых они были предназначены. Если же говорить об общем стиле сооружения, то его автор, придворный архитектор третьего рейха Альберт Шпеер в своих мемуарах определяет его как " : классицизм, в котором Гитлер больше всего ценил его вневременной характер, надеясь обрести некоторые точки соприкосновения с германским миром". И это понятно: быть вне времени - значит быть созвучным вечности, что соответствовало колоссальным амбициям фюрера:

Исследователи феномена Адольфа Гитлера считают, что устройство рейхсканцелярии во многом повторяло и объясняло внутреннее психическое устройство этого человека, его страхи и комплексы, болезненное воображение, его жажду власти. Адольф вырос в бедной семье, в которой до него умерло четверо детей. Отец, который был на 23 года старше матери, бесконечно издевался над ней и сыном, любил выпить. Адольфа исключили из приходской школы бенедектинского монастыря за курение, в юности он влачил полунищенское существование, пробиваясь случайными заработками и продавая эскизы своих работ. Зато, придя к власти, он отомстил миру за унижения, выпавшие ему в детстве и юности, пролив кровь миллионов людей и став для многих символом абсолютного зла. В родном городе Гитлера Браунау нет мемориальной доски на доме, где он родился, а в учебниках, по которым маленькие жители Браунау изучают историю, есть только дата рождения Гитлера, но нет указания места. Люди хотят забыть, что на их земле жил Гитлер:

Рейхсканцелярия стала свидетелем не только побед, но и поражений Адольфа Гитлера. Когда стало ясно, что Германия проиграла войну, фюрер переместился в бункер, построенный под зимним садом. Он пребывал в состоянии крайнего нервного истощения и проводил часы над гигантскими картами боевых действий, перемещая разноцветные булавки и определяя местонахождение несуществующих подразделений. Современники вспоминают, что двигался он, как дряхлый старик, хотя ему было немногим более пятидесяти...

Привычки и вкусы фюрера, его мегамания и политтехнологии, благодаря которым он пришел к власти, - все вызывает отчетливые ассоциации с эстетикой первых десятилетий коммунистического режима. Взять только проект огромного Дворца Советов, фундамент которого стали строить на развалинах храма Христа Спасителя в Москве, - та же гигантомания, та же адская смесь энтузиазма и агрессии, стремление подавить, сразить наповал обывателя. А парады физкультурников, а план монументальной пропаганды на фоне зарождающегося ужаса перед ночным стуком в дверь - все это имеет конкретные аналогии с Германией тех лет. То есть проще всего провести параллель: у нацистов и коммунистов схожая идеология, а значит, и стиль. Однако уже упомянутый Альберт Шпеер, впоследствии приговоренный Нюрнбергским трибуналом к 20 годам заключения как военный преступник, в своих мемуарах предостерегает от прямых параллелей: "Мнение, что неоклассицизм - признак господствующего архитектурного стиля тоталитарного государства, неверен. Этот стиль был признаком эпохи, присущим Вашингтону, Лондону и Парижу в той же мере, что и Риму, Москве или моим проектам реконструкции Берлина".

Давно замечено, что задолго до глобализации люди, живущие в разных уголках Земли, независимо друг от друга вдруг начинают поклоняться божественному триединству, любить классицизм или наоборот - строить концлагеря и уничтожать себе подобных. Что-то такое начинает витать в атмосфере, что заставляет нас придумывать схожие символы, одинаково думать, любить и ненавидеть:

Говорят, история повторяется, и это неизбежно. И все-таки хочется надеяться, что в очередной раз она повторится с "абзаца" - то есть с учетом сделанных людьми ошибок.

Лидия ПАНФИЛОВА

Иллюстрации предоставлены сотрудниками Музея архитектуры им. Щусева г. Москвы

Комментарии
Комментариев пока нет