Новости

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Бесправный ученик, бесправные родители

23.04.2002
Почему демократию не пускают в школу?

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

"Школа ведет себя агрессивно, как монополист и диктатор", - жалуются родители. Отсеивает неугодных учеников, самопроизвольно устанавливает плату за обучение в виде якобы добровольной помощи, навязывает свои программы и учебники (не всегда качественные, а порой даже вредные), свой стиль отношений, при котором взрослые солидные люди чувствуют себя словно провинившиеся школьники. Что с этим делать? И есть ли альтернатива авторитарной школе в российской педагогике? Об этом беседуем с доктором педагогических наук В.И. Бочаровым, заведующим лабораторией Института управления образованием (Москва), приехавшим в Челябинск, чтобы познакомиться с пятилетним опытом работы школы N 41 по внедрению демократии в школьную жизнь.

Почему демократию не пускают в школу?

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

"Школа ведет себя агрессивно, как монополист и диктатор", - жалуются родители. Отсеивает неугодных учеников, самопроизвольно устанавливает плату за обучение в виде якобы добровольной помощи, навязывает свои программы и учебники (не всегда качественные, а порой даже вредные), свой стиль отношений, при котором взрослые солидные люди чувствуют себя словно провинившиеся школьники. Что с этим делать? И есть ли альтернатива авторитарной школе в российской педагогике? Об этом беседуем с доктором педагогических наук В.И. Бочаровым, заведующим лабораторией Института управления образованием (Москва), приехавшим в Челябинск, чтобы познакомиться с пятилетним опытом работы школы N 41 по внедрению демократии в школьную жизнь.

-- Согласны ли вы, Вениамин Иванович, что наша российская школа сегодня - это тоталитарная структура, которая "выжимает" из родителей все, что хочет?

-- Согласен. Ведь школа - это слепок государства. А оно у нас, как известно, авторитарное. То, что ему принадлежит ведущая роль в управлении школой, - это в принципе правильно. Государство отвело землю под школу, построило здание, наполнило его оборудованием, подготовило кадры. Худо-бедно оплачивает труд педагогов и т.д. Почему же процесс управления оно должно передать кому-то?! А кстати, и передавать-то некому. Не подготовили мы такого преемника.

Школа не может быть не авторитарной и по той причине, что учитель привыкает к роли хозяина учебного процесса. Сама профессия вырабатывает у него командный стиль поведения, от которого он, свыкшись, не в силах отказаться ни на перемене, ни на экскурсии, ни в любом другом месте.

Впрочем, с демократией в учебном процессе я бы посоветовал быть осторожным. Некоторые уже таких дров наломали! Один из московских педагогов, например, отказался от уроков вообще и весь учебный процесс превратил в театр. Но когда в его школе провели контрольную работу, ученики не справились с ее заданиями. Был большой скандал, директора сняли.

Я считаю, что на уроке должен присутствовать демократический стиль отношений. Уважительное обращение к ученику, умение выслушать любое, даже неверное, мнение, желание пойти навстречу пожеланиям ребят и т.д. Но учитель при этом остается хозяином положения.

Где на самом деле хороша демократия, по моему глубокому убеждению, так это в школьном самоуправлении, когда директор делит свои заботы с педагогами, родителями, шефами, представителями микрорайона и, конечно же, с учениками. На основе партнерства успешно решаются вопросы школьного питания, ремонта, приобретения учебников и т.д. Возникает совсем другая атмосфера, когда школа перестает быть монополистом.

-- Но не ослабляет ли демократия власть директора в то время, когда школа едва "дышит"? И найдутся ли родители, которые будут заниматься общественной работой? Им сегодня, по-моему, не до этого...

-- Власть директора демократия не ослабит, а вот школьную жизнь облегчит, улучшит условия труда и учебы. Ведь школьное самоуправление - это одно из немногих оставшихся на сегодня средств самозащиты школы и выживания ее в неблагоприятных условиях. Ну а родители всегда хорошо откликаются на то, чтобы реализовать образовательные потребности своих детей.

Ведь против чего они восстают сегодня? Против того, чтобы за их счет кто-то набивал себе карманы. Родители и без того угнетены государством, а тут находятся ловкие личности, педагогами я их назвать не могу, это дельцы, которые действуют в своих меркантильных целях, но отнюдь не в интересах образования.

-- По-моему, государство само породило этих дельцов, когда объявило школу муниципальной, подарив ей неблагозвучное название МОУ (муниципальное образовательное учреждение) и предоставив автономию в организации обучения, подборе кадров, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

-- А почему пошло на это? Потому что денег на образование у государства не было. Вот и переложило на муниципалитеты, а частично - и на родителей - финансирование. По части родительских денег государство менять свое решение не намерено. Насколько мне известно, в правительстве есть даже график роста вклада населения в сферу образования. В ближайшие два года революции не произойдет, но далее наращивание средств будет идти за счет родительских кошельков.

Что же касается статуса школ, тут правительство вовремя спохватилось и готово вернуться на исходные позиции, то есть перевести школу снова на федеральное финансирование.

-- А может быть, школе не нужно менять свое лицо, приобретая черты демократичности? Если учесть, что авторитарность в нашем менталитете. Советская школа ведь тоже была авторитарной, но давала, как известно, неплохие результаты...

-- Я и сам могу назвать много плюсов советской школы. Но был у нее один существенный минус, с которым нельзя примириться сейчас. Она не готовила гражданина, умеющего защитить свои права.

Школьное самоуправление - важнейшее средство гражданского воспитания учащихся, объявленного Министерством образования России одним из приоритетов.

-- Но ведь между решением на бумаге и практической реализацией его, как известно, дистанция огромного размера. Возьмем опыт нашей челябинской школы N 41. Таких школ, как эта, единицы. В других же демократии и близко нет. Неужели вы думаете, что традицию победить легко?

-- Совсем так не думаю и не рассчитываю на скорую и легкую победу. Есть много причин, по которым демократию так неохотно пускают в школу. Препятствуют чиновники местного уровня (через директора проще ведь школой управлять), упираются сами директора (нужно многое менять в своей практике), сопротивляются родители (они обижены на государство и не желают с ним сотрудничать). Но, тем не менее, существует опыт ряда школ, в которых замечательно продвинулись в плане внедрения демократии и школьного самоуправления. Челябинская школа N 41 - одна из таких.

Мы не сможем удержаться в рамках авторитарной школы потому, что общество идет по пути демократических преобразований. Такова общемировая тенденция, а это уже объективный фактор, который, хотим мы или нет, но будем вынуждены признать. Так что будущее за школой демократического характера. n

Из досье "Челябинского рабочего"

Идея демократизации образования родилась, если верить письменным источникам, за рубежом еще в ХVI столетии. С тех пор она занимала умы многих педагогов и писателей-гуманистов. Был ее сторонником, например, и Л.Н. Толстой.

Неоценимый вклад в развитие школьного самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко.

Среди современников эту идею внедряли наши земляки - А.С. Гуревич, М.М. Клайн и бывший директор челябинской школы N 1 В.А. Караковский своей методикой коммунарских сборов. Серьезный научный интерес представляет эта идея и для нашего собеседника В.И. Бочарова, который написал немало статей и выпустил даже книгу "Директору школы о самоуправлении".

Комментарии
Комментариев пока нет