Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт санузла под ключ в Екатеринбурге на http://ekb.youdo.com/remont/podkljuch/lavatory/.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Несите денежки в центр искусств

04.06.2009
Между Союзом художников и администрацией Челябинска возник неразрешимый конфликт. НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ.

В городской администрации считают, что с художников нужно брать арендную плату за мастерские.

Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями (КУИЗО) прислал всем членам Союза художников письма о расторжении договора, по которому они могли безвозмездно пользоваться мастерскими. Новый договор пока не составлен, но уже понятно, что в дальнейшем работать в мастерской просто так будет нельзя: придется платить аренду.

Известие об этом нововведении художники встретили с возмущением. Среди пользователей мастерских очень много пенсионеров, которые не могут продать картины и едва сводят концы с концами. Но дело не только в этом: новые правила внедряются странным, нелогичным и жестоким способом.

«В духе патриотизма»

В январе 2009 года по распоряжению заместителя главы города Вадима Евдокимова было создано новое муниципальное автономное учреждение (МАУ) с громким названием «Челябинский центр искусств». Для чего? О целях можно прочитать в уставе центра: «культурно-просветительская, образовательная деятельность, в том числе знакомство жителей и гостей города Челябинска с наиболее значительными достижениями современного искусства с творчеством людей искусства и культуры, … а также подрастающего поколения в духе патриотизма, любви уважения к культуре искусству», «формирование художественного. Эстетического вкуса и воспитание подрастающего поколения на лучших образцах изобразительного, хореографического, театрального», «формирование и удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии всех видов и жанров изобразительных искусств» (мы сохранили пунктуацию оригинала).

Сей документ, подписанный начальником управления культуры А. Григорьевым и заместителем председателя КУИЗО И. Воловым, был направлен художникам. Среди массы благих намерений было два весьма прозаичных, на которые и требовалось обратить внимание: «формирование единого фонда специализированных творческих мастерских, их распределение и контроль за рациональным и целевым использованием; сдача имущества в аренду».

Вообще устав интересен тем, что отчетливо дает представление о характере будущей деятельности центра. Все, что касается искусства — слишком размыто и общо, зато о финансах и заключении крупных сделок сказано как нельзя более конкретно: «лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные…». Прямо генеалогическое древо в миниатюре. Кстати, в самом управлении культуры семейственность отнюдь не пресекается: главный специалист управления Валерия Карпенко — дочь директора МАУ «Челябинский центр искусств» Натальи Аксеновой.

Закон за или против?

Отношения городских властей с Союзом художников имеют давнюю историю. Испортились они после разговора председателя Союза Евгения Варгота и заместителя главы города по социальному развитию Вадима Евдокимова о ледовом городке. В течение многих лет представители союза строили городок на площади Революции (и это была одна из лучших площадок на Урале) наработали уникальные технологии. И вдруг конкурс на городок выигрывает другая структура, представившая (во всяком случае, по мнению художников) неполноценный проект. Евгений Варгот в телефонном разговоре с заместителем главы города не сдержался. И Вадим Евдокимов от этого разговора в шоке до сих пор.

Была ли вспыльчивость Варгота тому причиной или нет, а только конкурс на строительство городка художники с тех пор не выигрывали. В последний раз и вовсе не участвовали: какой смысл трудиться над проектом, если он все равно не будет воплощен? Кстати, за городок художники на администрацию не в обиде: применение своему мастерству нашли в других городах России и в Норвегии.

А теперь новая напасть: художникам напомнили, что по закону творческие мастерские вовсе не их, а муниципальные. И за пользование муниципальным имуществом надо платить.

Федеральный закон, запрещающий городским властям сдавать в аренду нежилые помещения на безвозмездной основе (как это было до сих пор) мне так никто и не показал. Вот как обосновывает решение городской власти юрист управления культуры Регина Москвичева:

— Речь идет об использовании муниципального имущества, коим является 51 мастерская. Управление муниципальным имуществом находится в компетенции органов местного самоуправления. Согласно статье 85 закона №131-ФЗ необходимо было безвозмездно передать до 1 января 2008 года в федеральную собственность имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов. Но Союз художников — общественная организация, ее деятельность не относится к полномочиям федеральных органов. Поэтому речь идет об использовании муниципального имущества. В 4-й части статьи 36 устава Челябинска говорится, что именно администрация города осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, а также осуществляет контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Администрацией Челябинска совместным решением с управлением культуры города и комитетом по управлению имуществом было предложено создать автономное учреждение «Челябинский центр искусств».

Зачем создавать целое автономное учреждение для взятия арендной платы?

— Мы имеем право предоставлять помещения для осуществления творческой деятельности учреждениям культуры, — говорит главный специалист управления культуры Валерия Карпенко. — Общественных организаций в городе много, и они все находятся в равных условиях. И союз композиторов, союз писателей, союз фотохудожников, и многие другие, которые также могут нуждаться в предоставлении творческих мастерских и студий. Во многих городах России существует долевой подход: часть помещений предоставляется архитекторам, часть под народные промыслы, и часть художникам. Правовых оснований выделять какую-то одну общественную организацию не представляется возможным. Мы считаем правильным именно путь создания учреждения культуры. Здесь все права на нашей стороне.

Будет ли перераспределение мастерских между художниками, архитекторами и специалистами по народным промыслам?

— Перераспределения и перепрофилирования этих помещений не планируется, почему и нужно было создание автономного учреждения. Чтобы сохранить эти помещения под творческие мастерские и студии.

К слову, споров за недвижимость между творческими союзами нет и к равному распределению недвижимости между ними закон вовсе не обязывает.

Кому нужно МАУ?

Дмитрий Сурин, секретарь Союза художников России по Уральскому региону, считает, что смысла в создании МАУ решительно никакого нет.

— Городские чиновники поставлены для того, чтобы способствовать развитию культуры, — рассуждает он. — Решение создать МАУ культурную ситуацию в городе никак не улучшает. Создана посредническая структура между художниками и КУИЗО. Куда пойдут те деньги, что мы будем платить за мастерские? В городской бюджет или на поддержку этой структуры?

В городской администрации уверяют, что деньги, вырученные от арендной платы, пойдут на капитальный ремонт мастерских. Более того, еще и спонсорские деньги к ним добавятся. И зарплату директор центра получает не из бюджета, а тех же мифических спонсорских денег.

Какие спонсоры в кризисное время захотят выделять средства на ремонт мастерских художников — еще вопрос. Капитальный ремонт — тоже дело далекого будущего. А вот деньги за пользование муниципальным имуществом художникам придется заплатить уже скоро (точные сроки пока не определены).

— Григорьев (начальник городского управления культуры) говорил нам, что все останется, как есть, — вспоминает Дмитрий Сурин, — а делается с точностью до наоборот. Меняется моральный климат, над художником появляются непонятные начальники. Появляется структура, в зависимость от мнения которой ставится художник. Общее собрание, на которое мы приглашали городских чиновников, проигнорировано. А жаль: мы хотели высказать им свое мнение. Но оно никого не интересует. Власти приняли решение, даже не спросив художников. Вообще, надо заметить, нынешняя муниципальная власть — первая, для которой мы не существуем.

То, что городские власти намерены выстраивать с художниками отношения более жесткие, чем это было до сих пор, подтверждают и слова Вадима Евдокимова. Их он высказал не как ответ на мой вопрос, а как дорогую сердцу мысль:

— Сегодня общественная организация «Союз художников» имеет привилегированное положение.

В Совет ветеранов, к примеру, входит более двухсот тысяч человек. Естественно, город и область его финансируют, потому что это самая массовая организация. А почему союз художников вдруг стал привилегированным?

Директор МАУ «Челябинский центр искусств» Наталья Аксенова выразилась еще жестче:

— Художники очень уважают себя и ставят прямо на божничку: они богема, они какие-то избранные люди. Но уважайте закон прежде всего!

Сама того не подозревая, Наталья Викторовна констатировала сущую правду: художники, равно как актеры, музыканты и писатели, — действительно избранные люди. Без понимания этого, как можно работать в сфере культуры?

Доброе честное имя

Личность Натальи Аксеновой заслуживает отдельного разговора. Дмитрий Сурин утверждает, что она имела непосредственное отношение к непростой ситуации, сложившейся вокруг выставочного зала на Цвиллинга в 2002 году. Выставочный зал тогда чуть было не уплыл из рук художников к коммерсантам. Аксенова была в то время директором ООО «Художественный фонд» и ООО «Выставочный зал». К слову, ни одного из этих наименований ныне не существует.

Наталья Аксенова говорит, что никакого передела собственности в 2002 году не было: это все искусственно раздутая в прессе шумиха:

— Будьте любезны, господа художники, не оскорблять мое доброе честное имя, которое я доказала в судах. 30 декабря 2002 года я доказала, что была уволена незаконно, суд меня восстановил, выплатил мне компенсацию. Союз художников рассчитался со мной!

Доброе честное имя Аксеновой действует на художников как красная тряпка на быка. Зачем же Наталья Викторовна вернулась к работе с организацией, из которой ее некогда решением общего собрания отстранили, и к людям, которых считает самопровозглашенными божками?

— Стараюсь на это не реагировать, — говорит она. — Художники ведут себя как избалованные дети, не хотят идти на диалог. Согласилась, потому что люблю эту работу, у меня получается, я 21 год работаю с художниками. Финансовая помощь уже была оказана, и она была огромной, так как муниципальные помещения 12 лет сдавались в аренду безвозмездно.

Между прочим, опыт введения арендной платы за мастерские уже был в 1991 году. А в 1996 году Наталья Аксенова вместе с тогдашним председателем Союза художников пошли по властям с просьбой плату отменить. И тогдашняя власть к этой просьбе прислушалась. Более того, в 1996 году было постановление губернатора Соловьева о поддержке изобразительных искусств в Челябинской области, где четко было прописано о передаче в собственность союза художников всех мастерских. Но этого сделано не было, мастерские остались при муниципалитете. Приставка «муниципальные» до сих пор воспринималась как формальная. Но теперь город вспомнил о своих правах.

Арендаторы, жильцы или хранители?

Художники, конечно, избранные люди, но при этом не ангелы. Прав Евдокимов в том, что мастерская — не квартира. Во-первых, потому что не является частной собственностью художника, а во-вторых, потому что предназначена все-таки для творчества, а не для жительства.

Многие художники в мастерских живут. Если это жительство целиком посвящено творчеству, вопросов не возникает. Но ведь бывает и наоборот. В первую голову жительство, а творчество — постольку-поскольку. Есть, по словам Натальи Аксеновой, факты явного жительства, где творчеством и не пахнет:

— В одной из мастерских живет внучка художника, а сам он в другом городе. Есть художники, за которыми закреплены две мастерские.

Так-то оно так, но устранением нарушений МАУ вряд ли займется. Ведь сами нарушители, чтобы сохранить за собой недвижимость, первыми будут готовы внести арендную плату, какой бы высокой она ни была. Кстати, размер аренды пока не определен — этот вопрос сейчас стоит на повестке дня у юриста Регины Москвичевой. Дело в том, что, согласно постановлению главы города, размер арендной платы за квадратный метр таков, что … меня попросили его не называть, дабы не поднимать среди художников еще одну волну возмущения.

Скажем так, для коммерсанта он вполне приемлем, а для бюджетника будет сокрушительным ударом. Москвичева сейчас работает над применением понижающих коэффициентов, позволяющих в разы снизить арендную плату. Размер же ее будет зависеть не от доходов художника, не от результата, который он демонстрирует на выставках, а от местоположения мастерской. Чем ближе к центру — тем больше плата. И если в отношении коммерческих организаций такая зависимость имеет свою логику (в центре доход от недвижимости выше), то в отношении художников она неприемлема. Какая разница, пишет человек картины в Центральном или в Металлургическом районе?

— Мы не арендаторы, — подчеркивает Дмитрий Сурин, — мы хранители этих мастерских. Художники работали в них до нас и будут работать после нас.

Между прочим, в Уральском регионе действуют 12 отделений Союза художников РФ (Тюмень, Ханты-Мансийск, Уфа, Курган, Златоуст, Магнитогорск и др.), во всех 11-ти отделениях (кроме челябинского) решены вопросы о пользовании мастерскими. В одних городах действуют договоры безвозмездного пользования, в других мастерские переданы в собственность Союза, в третьих введена номинальная аренда, при которой художник не платит за коммунальные услуги.

^^^

МАУ «Центр искусств» существует с января 2009 года. В его состав входит один человек — директор Наталья Аксенова, специальность которой — экономист. Каким образом экономист будет «знакомить жителей и гостей города с наиболее значительными достижениями современного искусства» и заниматься «формированием эстетического вкуса … подрастающего поколения»?

— Будем привлекать искусствоведов со стороны, — ответили мне в городском управлении культуры.

Что же из заявленных благих намерений за пять месяцев было реально сделано?

— Центр искусств образовался 29 января, — говорит Валерия Карпенко. — За это время было проведено четыре выставки на третьем этаже городской администрации.

— Сейчас мы делаем памятные доски нашим уважаемым людям, — добавляет Андрей Григорьев.

ВНИМАНИЕ

Как нам только что стало известно, будучи не в силах противостоять общественному резонансу, глава города принял решение отменить арендную плату.

Об этом объявил Вадим Евдокимов на сегодняшней встрече художников с чиновниками и журналистами. Однако по проекту нового договора мастерские по-прежнему будут находиться в ведении МАУ «Центр искусств» и Аксеновой.

Евдокимов объявил о нежелании общаться с Варготом и предложил художникам встречаться индивидуально, а также создать инициативную группу, которая помогла бы довести проект нового договора «до ума». Ни к чему, кроме внутреннего разлада и заведения конфликта в еще больший тупик, это не приведет.

Комментарии
Ребята, все же понятно. Очередной рейдерский хаъват в духе Евдокимова и его придворного Григорьева. Варгот за несколько лет сделал так много для Союза, что это очевидно и нельзя отрицать. Городской власти нужен не деловой и хозяйственный, послушный и ласковый. Только в этом проблема. Если художники от него отвернутся под натиском отвечающих в горде за "культуру", это будет очень печально. Держитесь! Нужно сохранить то, что имеете.
Читатель
04.06.2009 18:42:06
Отнять! И поделить!
П. П. Шариков
21.06.2009 13:06:32
Бедный… Евдокимов… его, видимо, назначили главным вышибателем… Мне его действительно жаль… Пойди не знаю куда… возьми (или взыщи) не знаю что… Да все понятно, нашли хорошую дырку, от куда можно немного денег поиметь для администрации (или еще куда…). Хорошие и честные у нас властеимущие. Как еще долго нам идти до цивилизованного общество. Грустно все это…
Вадим
30.06.2009 16:01:13